Файл: Цель работы рассмотреть вопросы государственного регулирования цен и тарифов, на примере рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПравительствоРФ (орган общей компетенции) в соответствии с Законом «О ПравительствеРоссийской Федерации» разрабатывает и осуществляет меры по проведениюединой политики цен. Кроме того, полномочия Правительства РФ в области государственногорегулирования цен (тарифов) нашли отражение в других федеральных законах. Так,в силу ст. 5 Федерального закона № 41-ФЗ " О государственном регулированиитарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации":

/>       устанавливаетосновы, ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территорииРоссийской Федерации;

/>       формирует сводныйбаланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единойэнергетической системы России по субъектам Российской Федерации;

/>       определяетвопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловуюэнергию, поставляемую коммерческими организациями за пределы территорийсубъектов Российской Федерации, электрическую энергию (мощность), поставляемуюкоммерческими организациями на федеральный (общероссийский) оптовый рынокэлектрической энергии (мощности), электрическую энергию (мощность),поставляемую, в том числе на экспорт, с федерального (общероссийского) оптовогорынка электрической энергии (мощности) его субъектам;

/>       утверждаетнормативно-методическую основу деятельности органов государственногорегулирования тарифов;

/>       обеспечиваеторганизацию финансирования деятельности и развития Единой энергетическойсистемы, России.

Минэкономразвитияв области ценообразования осуществляет следующие функции:

/>       разрабатываетпредложения о совершенствовании ценового регулирования в отраслях, гдеприменяется государственное регулирование цен (тарифов), прогнозирует динамикуцен, участвует в осуществлении контроля за применением государственныхрегулируемых цен (тарифов);

/>       обеспечиваетгосударственное регулирование и регистрацию цен на продукцию оборонногоназначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, а такжеорганизационно-методическое руководство и систематический контроль заустановлением и применением этих цен;

/>       предоставляетфедеральным органам исполнительной власти информацию о расчетных мировых ценахна важнейшие товары, (работы, услуги) российского экспорта и импорта;


/>       контролируетвнешнеторговые цены, по контрактам, заключенным в счет государственных внешнихзаимствований Российской Федерации, в счет погашения задолженности по кредитам,предоставленным иностранным государствам, их юридическим лицам и международныморганизациям, а также в отношении отдельных видов товаров, на экспорт и/илиимпорт которых установлены государственная монополия или количественные ограничения;

/>       подготавливаетпредложения о совершенствовании системы, ценообразования, осуществляетмониторинг внутренних цен;

/>       осуществляетчерез управления Госторгинспекции государственный контроль за порядком приизменениях цен по отдельным группам товаров.

На уровнесубъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаютсязаконодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, ана уровне муниципальных образований — органы местного самоуправления. Висполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированныеподразделения по проведению ценовой политики (управления, комитеты или отделыпо ценовой политике).

Органыценообразования субъектов Российской Федерации:

/>       осуществляютрегулирование цен на местных рынках;

/>       обеспечиваютреализацию на местном рынке единой политики и законодательства по ценообразованию;

/>       устанавливают насвоей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулированиецен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые наместном рынке;

/>       осуществляютконтроль за ценами.

На территорииРоссийской Федерации функции органов ценообразования осуществляют (в пределахсвоей компетенции) и другие органы исполнительной власти. В их числе следуетназвать, в первую очередь, федеральную и региональную энергетические комиссии.

2.2 Формы и методы воздействия государства на цены в РФ

Государствовоздействует на цены прямым или косвенным путем.

Прямое, илиадминистративное, вмешательство государства в действующие цены означает участиегосударства в формировании уровней, структуры и в движении цен, установленииопределенных правил ценообразования.

Государство влице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативнымидокументами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливаетнормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.


Прямоевмешательство государства в условиях рыночной экономики целесообразно тогда,когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительногороста.

В процессерыночных преобразований в России использовались следующие механизмыгосударственного регулирования уровней цен и тарифов.

1. Общеезамораживание цен или замораживание цен на отдельные группы товаров. Данныйметод применяется в условиях высоких темпов инфляции. Например, вместоежеквартально меняющихся в 1996 г. тарифов на электроэнергию Федеральнаяэнергетическая комиссия в целях внесения стабильности в отношения междупоставщиками и получателями энергии предложила заморозить их сроком на 1 год иввела с 1 января 1997 г. стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпыинфляции и иные факторы.

2.Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены формируются порешению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются.Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаныреализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.Фиксированные цены широко применяются при заключении государственныхконтрактов.

3.Установление пределов возможного роста цены (надбавки) за определенный периодвремени или предельного уровня цены (надбавки), то есть верхней или нижнейграницы цены (надбавки), выше или ниже которой цена не может подниматься. Такаяформа регулирования применяется в условиях дефицита, поскольку рост свободныхцен ведет к сокращению производства. Предельный уровень цены может бытьнадежной гарантией населению от «ценового диктата» производителей вусловиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально значимыетовары и услуги предельный уровень цены (надбавки) может устанавливатьсяместными органами власти и управления. Например, Распоряжением ГубернатораСанкт-Петербурга от 09.09.98 г. № 916-р «О введении временногогосударственного регулирования цен на товары народного потребления» с 10сентября 1998 г. на территории Санкт-Петербурга устанавливались максимальныеторговые надбавки на хлеб, молоко, крупу, детское питание -15 %. Российскоеправительство в 1996-1998 гг. ввело в практику регулирования предельныеминимальные цены, например, на водку, ликероводочную и другую алкогольнуюпродукцию крепостью свыше 28%.

4.Установление предельного уровня рентабельности. В этом случае в цене при еерасчете учитывается прибыль в размере предельного уровня рентабельности. ВРоссии этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Онприменяется при
регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, намногие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например,на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т.д.). В 1992-1993 гг. предельныеуровни рентабельности на продукцию предприятий-монополистов были утвержденыПравительством РФ. Размер их был дифференцирован по отраслям и группампродукции. Цены на продукцию (услуги), по которой фактическая рентабельностьпревышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями всторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции (услуги) должнапроизводиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.

5.Декларирование повышения цен. По решению органов исполнительной власти можетвводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции.

6. Субъектыпредпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию,обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительноприменяемых цен для заявительной регистрации. Органы ценообразования вправепринять решение о регистрации декларируемой цены либо отказать в ее регистрацииили принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлениемпредприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемойцены допущены нарушения действующего законодательства. С момента регистрациицены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введенообязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителямидоговоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не превышающейзафиксированную в декларации.

Всоответствии с упоминавшимся Постановлением Правительства РФ № 239государственно-правовое регулирование цен (тарифов), надбавок посредствомустановления фиксированных цен и тарифов, предельных цен и тарифов, надбавок,предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности,декларирования повышения цен применяется только на продукциюпроизводственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги,предусмотренные п. 1 настоящего Постановления (эти перечни продукции приведенынами выше).

Косвенноевмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупностиспособов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке,управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так ипотребляемую продукцию.


Косвенноерегулирование цен осуществляется путем применения льготного налогообложения,льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключенияорганом власти с юридическим или физическим лицом договора о введениификсированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.

Цены являются объектомпостоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являютсяодной из критических точек экономической и социально-политической жизни, гдесталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров.Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры иструктурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальнойконкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности.

Воздействиегосударственной экономической политики на другие объекты регулирования, в своюочередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в областицен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данныйконкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служатгенеральной цели государственного регулирования — оптимизация темпов ипропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

РАЗДЕЛ 3. ВЫВОДЫ ИПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ ВРФ

Необходимостьгосударственного вмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, чтосвободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективностьэкономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильностьравновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государствазаключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении нетолько роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полнойзанятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.

Используядля решения экономических задач регулирующую функцию цены, государствопринимает участие в перераспределении чистого дохода между отраслями исекторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группаминаселения. Государство также должно участвовать в процессе ценообразования(прямо или косвенно) для защиты интересов национальных товаропроизводителей.