Файл: Цель работы рассмотреть вопросы государственного регулирования цен и тарифов, на примере рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Государственноерегулирование цен можно рассматривать как одно из направлениймакроэкономического регулирования экономики.

Целигосударственного регулирования цен состоят в том, чтобы не допуститьинфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита,резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей,способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использованиедостижений научно-технического прогресса.

Важнойзадачей при этом является достижение определенных социальных результатов, вчастности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможностиприобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

Взависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носитантикризисный и антиинфляционный характер.

Системацен — один из важнейших элементов рыночной экономики, и она взаимосвязана сдругими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения.Государственное регулирование экономики через изменение бюджетных расходов,налогов, процентных ставок за кредит, других экономических рычагов проявляетсяи в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессывоспроизводства.

ВРоссии роль государства заключается в создании рыночных структур в целяхобеспечения нормальных условий развития рынка: развитие предпринимательства,принятие антимонопольного законодательства и т. д. Проведение государствомантимонопольной политики должно обеспечить снятие искусственных ограничений иразвертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержаниеи всяческое поощрение и развитие на этой основе рыночного ценообразования.

Либерализацияцен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществленииполитики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а ввоздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителямиоптимальных решений по ценам, оказанию им методологической и методическойпомощи, разработке правовых норм по ценообразованию.

Такимобразом, на макроэкономическом уровне вырабатываются исходные принципы иконцепции политики цен, а также законодательного и нормативного их обеспечения.

Нарядус макроэкономическим воздействием государства на цены существует и ихрегулирование на микроэкономическом уровне. Микроэкономические меры воздействиягосударства на цены включают в себя: контроль за уровнем цен на продукцию и услугиестественных монополий, предприятий, занимающих монопольное и доминирующееположение на рынке; установление цен на товары и услуги, имеющие особуюсоциальную значимость; установление акцизов и субсидирование отдельныхтоваропроизводителей; установление торговых надбавок на некоторые видыпродукции; регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономическойдеятельности.


Порядокопределения рыночной цены для целей налогообложения достаточно подробно изложенв п. 3-11 ст. 40 НК РФ. Не останавливаясь на нем подробно, приведу лишь общийалгоритм, которым следует руководствоваться при определении рыночной цены.

Если насоответствующем рынке (п. 5 ст. 40 НК РФ) товаров (работ, услуг) имеют местосделки с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами), то рыночнаяцена определяется на основании информации о рыночных ценах на эти товары(работы, услуги). При этом должны использоваться официальные источникиинформации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) и биржевые котировки.

В этой связи необходимообратить внимание на Письмо УМНС РФ по г. Москве от 25 апреля 2003 г. N03-08/16182. В этом Письме со ссылкой на Разъяснение МНС РФ от 3 февраля 2003г. N 02-1-16/16 дается перечень источников информации, которые могут бытьиспользованы при определении рыночной цены товара (работы, услуги) всоответствии с п. 11 ст. 40 НК РФ. К таким источникам информации относятся

официальнаяинформация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей кместонахождению (месту жительства) продавца (покупателя) бирже, а приотсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) надругой бирже — информация о биржевых котировках, состоявшихся сделках на этойдругой бирже или информация о международных биржевых котировках, а такжекотировки Минфина РФ по государственным ценным бумагам и обязательствам;

 информациягосударственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование;

информация орыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведенияобщественности средствами массовой информации.

Кроме того,оценка рыночной цены на продукцию может быть осуществлена в соответствии сФедеральным законом N 135-ФЗ оценщиком, получившим лицензию в установленномпорядке. При этом следует учитывать, что ст. 5 Федерального закона N 135-ФЗ кобъектам оценки отнесены не только материальные объекты (продукция, товары), нои работы, услуги, информация.

Если насоответствующем рынке товаров (работ, услуг) отсутствуют сделки по идентичным(однородным) товарам (работам, услугам) либо определение рыночной ценыневозможно ввиду отсутствия или недоступности информационных источников дляопределения рыночной цены, то для определения рыночной цены используется методцены последующей реализации.

Приневозможности использования метода цены последующей реализации используетсязатратный метод. При применении методов цены последующей реализации изатратного метода (оба метода подробно описаны в п. 10 ст. 40 НК РФ) обычныйразмер прибыли для конкретной сферы деятельности может быть исчислен по даннымгосударственных органов статистики и органов ценообразования на основе уровнярентабельности, сложившегося по аналогичным товарам (работам, услугам). Приотсутствии указанной информации используется среднеотраслевая рентабельность потоварам либо группам товаров (см. упомянутое выше Письмо УМНС по г. Москве от25 апреля 2003 г. N 03-08/16182).


Налогоплательщикиочень часто задают вопросы относительно необходимости пересчета налогов исходяиз уровня рыночных цен в различных хозяйственных ситуациях.

В этойсвязи следует подчеркнуть, что для целей налогообложения в общем случае должнаприменяться фактическая цена реализации товаров (работ, услуг), независимо оттого, как эта цена соотносится с уровнем рыночных цен. Пересчет налогов исходяиз рыночных цен на аналогичные товары (работы, услуги) может производитьсятолько в случаях, специально указанных в п. 2 ст. 40 НК РФ.

Крометого, следует принимать во внимание и тот факт, что даже в отношении техсделок, которые перечислены в п. 2 ст. 40 НК РФ, Кодекс совсем не обязываетналоговые органы производить доначисление налогов и пени исходя из уровнярыночных цен. Речь идет лишь о праве налоговых органов производить такоедоначисление. Поэтому на практике вопрос о доначислении налогов решается налоговымиорганами в каждой конкретной ситуации исходя из фактических условий совершениясделок. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ дажев тех случаях, которые подпадают под контроль налоговых органов, доначислениеналогов и пени исходя из рыночных цен может осуществляться только, еслифактические цены на товары (работы, услуги), примененные сторонами сделки,отклоняются от рыночных цен более чем на 20%. Если же отклонение фактическойцены сделки от рыночной цены составляет менее 20%, то никакого доначисленияналогов и пени не производится.

Такимобразом, налогоплательщикам при решении вопроса о том, какую цену товаров(работ, услуг) принимать для целей налогообложения (фактическую цену сделки илирыночную), следует исходить из двух факторов.
 Во-первых, необходимо определить, подпадает ли совершенная сделка под контрольсо стороны налоговых органов. Если сделка под такой контроль не подпадает, то упредприятия нет нужды производить пересчет налогов исходя из уровня рыночныхцен. Для целей налогообложения в этом случае принимается фактическая ценареализации товаров (работ, услуг), независимо от того, насколько онасоответствует уровню рыночных цен.

Еслисделка подпадает в разряд сделок, контролируемых налоговыми органами, то налогоплательщикунеобходимо оценить вероятность того, что налоговые органы воспользуются своимправом и осуществят доначисление налогов и пени исходя из уровня рыночных цен.Если вероятность такого развития событий достаточно велика, то, по нашемумнению, налогоплательщику есть смысл самостоятельно осуществить доначисление иуплату налогов исходя из уровня рыночных цен, что позволит ему сэкономить насумме пеней.


С другойстороны, нельзя не отметить, что НК РФ никак не обязывает налогоплательщиковсамостоятельно осуществлять доначисление налогов исходя из уровня рыночных цен.Поэтому если налогоплательщик, осуществивший сделку, подлежащую контролю состороны налоговых органов, не произвел самостоятельно пересчет налогов исходяиз рыночных цен, то налоговые органы при принятии решения о доначисленииналогов никаких штрафных санкций к нему применить не смогут. Единственным«наказанием» для налогоплательщика в этом случае будут пени на суммыдоначисленных налоговыми органами налогов.

— Напрактике наиболее часто бухгалтеры задаются вопросом о необходимости применениядля целей налогообложения рыночной цены при осуществлении сделок по реализациитоваров (работ, услуг) работникам предприятия. Объясняется это тем, чтопредприятия, как правило, реализуют товары (работы, услуги) своим работникам поспециальным ценам, значительно отличающимся от рыночных.

В этойсвязи следует отметить, что сделки между предприятием и его работниками сами посебе не включены в перечень сделок, подпадающих под контроль со стороныналоговых органов. Поэтому в отношении таких сделок контроль применяемых цен состороны налоговых органов возможен лишь в случае выполнения одного из двухусловий:

* еслипри реализации товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие допускает20-процентное колебание цен по аналогичным (однородным) товарам (работам,услугам);

* еслипредприятие и его работники признаны взаимозависимыми лицами в судебномпорядке.

Если приреализации товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие в пределахнепродолжительного периода времени допускает 20-процентное отклонение от уровняцен, применяемых им по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), то всоответствии с подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы автоматическиполучают право контролировать правильность примененных предприятием цен.

Всоответствии со ст. 20 НК РФ предприятие и его работники могут быть признанывзаимозависимыми лицами только в судебном порядке. Это означает, что приотсутствии 20-процентного колебания цен на реализуемые товары (работы, услуги)контроль цен, примененных предприятием при реализации товаров (работ, услуг)своим работникам, возможен только в том случае, если по иску налоговых органовсуд признает предприятие и его работников взаимозависимыми лицами. Причем такоерешение должно быть принято судом в отношении каждой отдельной сделки,совершенной между предприятием и работниками.


Насегодняшний день нам не известны случаи обращения налоговых органов в суд сисками о признании предприятия и его работника взаимозависимыми лицами. Поэтомув отсутствие сложившейся арбитражной практики сегодня очень трудно предугадать,какую позицию по этому вопросу может занять суд. Однако, учитывая тот факт, чтобремя доказывания наличия взаимозависимости лежит на налоговых органах (причемдоказательства должны быть представлены по каждому работнику и по каждойотдельной сделке), можно предположить, что налоговые органы будут обращаться сисками в суд и настаивать на контроле цен в отношении сделок по реализациитоваров (работ, услуг) работникам предприятия только в тех ситуациях, когдапересчет цен приведет к доначислению значительной суммы налогов и пени.

Такимобразом, вопрос о применении рыночной цены при налогообложении сделок пореализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия должен решаться вкаждой конкретной ситуации исходя из фактических условий совершения сделки.

Порядокотражения в учете сумм доначисленных в результате пересчета цен налогов внормативных документах не установлен. По нашему мнению, при доначислении НДСисходя из уровня рыночных цен дополнительно начисленная сумма налога должнауплачиваться налогоплательщиком за счет собственных средств, посколькуфактически эта сумма представляет собой налог, недополученныйналогоплательщиком от покупателя в связи с занижением цены сделки по сравнениюс рыночной ценой. Если доначисление налогов по какой-либо сделке осуществляетсяналогоплательщиком по собственной инициативе, то помимо отражения дополнительноначисленной суммы НДС в учете налогоплательщику необходимо:
 * выписать счет-фактуру на сумму разницы между рыночной ценой и фактическойценой реализации товаров (работ, услуг) с указанием суммы доначисленного налогаи отразить этот счет-фактуру в книге продаж. Счет-фактура в этом случаевыписывается в одном экземпляре по аналогии с порядком, изложенным в Письме ГНСРФ от 23 мая 1997 г. N ПВ-6-03/393 «О счетах-фактурах»;

отразитьрезультаты пересчета в налоговой декларации по НДС, составляемой за тототчетный период, в котором был совершен оборот по реализации товаров (работ,услуг). При заполнении декларации по НДС показатель выручки (строка 1Декларации по НДС) следует указывать с учетом произведенной для целейналогообложения корректировки.