Файл: 1. Сущность, значение и структура финансов в современных условиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 назначения:

а)бюджетный;

б)промышленный;

в)сельскохозяйственный;

г)торговый;

д)потребительский;

е)инвестиционный и др.

-В зависимости от размера:

а)крупный;

б)средний;

в)малый.

 - По способам предоставления:

а)разовый;

б)контокоррентный – это оплата требований к счету клиента в случае отсутствия собственных средств на его счете;

в)в форме кредитной линии – предоставление кредита в течение определенного периода в пределах согласованного лимита.

- По порядку погашения:

а)погашаемый единовременно;

б)с рассрочкой платежа

- По видам процентных ставок:

а)фиксированной процентной ставкой;

б)плавающей процентной ставкой.

-По валюте:.

а)предоставляемый в валюте РФ;

б) предоставляемый в  иностранной валюте;

-По формы обеспечения:

а) доверительный кредит (бланковый)  кредит

б) вексельный (онкольный) кредит 

в) под залог ценных бумаг

г) авальный (гарантийный) кредит

д) ипотечный кредит

е) учет векселей, т.е. покупка их банком

-По числу кредиторов:

а) кредит, предоставляемый 1 банком;

б) синдицированный кредит предоставляется одному заемщику 2 или более кредиторами, объединившимся в синдикат;

в) параллельный кредит, когда 2 и более банков одновременно предоставляют заемщику кредит.

76.  Правовое регулирование страхового дела.

В условиях создания страхового рынка, увеличения риска наступления страховых случаев, страховое законодательство предусматривает различные правовые формы взаимодействия страховщиков. Такие как:

- Сострахование  – т.е. объект страхования может быть застрахован по одному договору совместно с несколькими страховщиками.

- Перестрахование – т.е. страхование 1 страховщиком риска исполнения всех или частично своих обязательств перед страхователем у другого страховщика.

Для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов, осуществления совместных программ страховщики могут образовывать союзы, ассоциации, объединения. Они действуют на основе устава, приобретают права юридического лица после регистрации.

Страховой пул – добровольное объединение страховщиков, не являющихся юридическим лицами, создаваемое на основе соглашения между ними в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на условиях солидарной ответственности его участников за исполнение обязательств по договорам страховщиков.


Денежный оборот страховых организаций включает 2 денежных потока.

-Оборот средств, обеспечивающих страховую защиту

-Оборот средств, связанных с организацией страхового дела.

Страховой фонд создается путем привлечения страховой премии (взносов). Страховые премии определяются на основе тарифных ставок, которые разрабатываются службами страховщиков. Тарифные ставки зависят от вида страхования, оценки степени риска, доли расходов страховщика и т.д.

Страховая организация в условиях рынка вынуждена не только возмещать свои издержки, но и получать прибыль. Ее доходы должны превышать расходы.

Страховщики имеют право инвестировать страховые резервы в:

-государственные ценные бумаги;

-банковские вклады (депозиты);

-права собственности на долю участия в уставном капитале других организаций;

-недвижимое имущество;

-валютные ценности;

-денежную наличность.

Запрещается использование страховых резервов для:

-предоставления кредитов юридическим и физическим лицам;

-вложения в интеллектуальную собственность;

-оказания материальной помощи работникам;

-оплаты налогов;

-штрафных санкций.

77. Понятие и виды финансирования.

Финансирование – это урегулированное правовыми нормамивыделение государственных или муниципальных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности), для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.

Виды финансирования:

-возмездное:

а)Заём— вид обязательственных отношений, договор, согласно которому одна сторона (заимодатель) передаёт или обязуется передать в собственность или управление другой стороне (заёмщику) деньги, ценные бумаги или товары, определённые родовыми признаками, а заёмщик обязуется возвратить равную сумму денег или равное количество вещей или ценных бумаг того же рода и качества;

б)Кредит - это денежные средства, которые предоставляются в займ (кредит) физическому или юридическому лицу на предназначенный срок и под определённые проценты;

в)Ссуда — договор, по которому одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передаёт вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она её получила, с учётом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.


г)Аренда. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

-безвозмездное:

а)пожертвования — дар, передача денег в пользу какой-либо организации или лица

б)субсидия — выплаты, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты из специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств.

в)субвенция - межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях финансового обеспечения расходных обязательств по переданным полномочиям.

г)дотация — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования

д)грант— безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчётом об их использовании.

78. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования.

Сметно-бюджетное финансирование – это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов – смет расходов.

Сметно-бюджетному финансированию свойственны и специальные принципы:

- отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствие их подчиненности;

- отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год;

- планирование и финансирование на основе экономических нормативов и т.д.

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и физической культуры, учреждения культуры, науки и т.д.

Все образовательные учреждения имеют право в установленном порядке привлекать дополнительные финансовые ресурсы, в т.ч. и валютных, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и других услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров бюджетного финансирования.


Особенностью финансирования социально-культурных мероприятий в современных условиях является развитие коммерческих принципов в деятельности учреждений науки, культуры, образования и здравоохранения.

Значительны государственные расходы на здравоохранение. Но по качественным параметрам наше здравоохранение уступает современному мировому уровню, поэтому наряду с увеличением бюджетных затрат, здравоохранение постепенно переходит на страховое обеспечение, на новые формы организации медицинской помощи.

В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются средства на покрытие затрат на национальную оборону, а также ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств.

Сметно-бюджетное финансирование осуществляется на основе смет. Смета – это финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое назначение и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций.

79. Сущность и функции денег.

Сущность денег проявляется в пяти функциях, отражающих внутреннее содержание денег: меры стоимости, средства обращения, средства накопления и сбережения, средства платежа, мировые деньги.

В функции меры стоимости деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Она определяется общественно необходимыми затратами труда на производство и реализацию товара. В основе цен и их движения лежит закон стоимости, суть которого заключается в том, что все товары производятся и обмениваются в соответствии с общественно необходимыми затратами труда. Для выражения стоимости товара не обязательно иметь в наличии день ги, товар лишь мысленно сравнивается с ними.

Выполняя функцию средства обращения, деньги выступают посредником между продавцом и покупателем. Обмен товарами при помощи денег называется товарным обращением, которое выражается формулой Т—Д—Т. Деньги находятся в процессе обмена постоянно и непрерывно его обслуживают.

В качестве всеобщего эквивалента, на который можно получить любой товар, деньги становятся всеобщим воплощением общественного богатства, т.е. выступают в функции средства накопления и сбережения.


С развитием кредитных отношений деньги, выполняя функцию средства платежа, связывают между собой товаровладельцев, каждый из которых покупает товары в кредит. При этом деньги, как и в функции средства обращения, также оплачивают товары или услуги, но с разрывом во времени. С развитием кредитных отношений связано появление кредитных денег — век селей, банкнот, чеков, различных долговых обязательств.

И, наконец, мировые деньги. В этой функции деньги используются для расчетов между государствами во внешнеэкономических отношениях.

80. Денежная система РФ и ее правовые основы.

Денежная система любого государства является объектом правового регулирования.

Денежная система РФ имеет конституционный статус, а нормы Конституции о ней является одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права.

Нормы финансового права детально фиксируют статус денежной системы РФ. Кроме того, с помощью норм финансового права обеспечивается ее нормальное функционирование.

Нормы гражданского права регулируют вопросы собственности на деньги как объект права собственности, порядок расчетов при сделках.

Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы.

Нормы уголовного права предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы.

Таким образом, к денежной системе имеют отношение нормы многих отраслей права.

Денежная система состоит из ряда элементов и включает в себя:

- официальную денежную единицу;

- порядок эмиссии наличных денег;

- организацию и регулирование денежного обращения.

Официальная денежная единица (валюта) РФ – это рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещены. Каждая валюта имеет техническую систему защиты.

Денежное регулирование осуществляется с помощью таких операций, как:

Денежная реформа – это полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью укрепления денежного обращения.

Деноминация – это техническая операция, выражающаяся в замене старых денег на новые с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большому количеству рублей в старых знаках.