Файл: 1. Сущность, значение и структура финансов в современных условиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- носят императивный характер;

- финансово-правовые нормы выражают публичные интересы, т.е. государственные, а не частные;

- среди финансово-правовых норм больше компетенционных норм;

- для финансово-правовых норм характерна нестабильность.

Финансово-правовая норма имеет следующую структуру:

- гипотеза (условия, при которых действует норма);

- диспозиция (само правило поведения);

 - санкция (мера ответственности). Особенностью санкции является ее штрафной характер.

Финансово-правовые нормы можно классифицировать на следующие виды:

- По способу воздействия на поведение субъектов: обязывающие, запрещающие, уполномочивающие.

- По содержанию: материальные, процессуальные.

- По уровню принятия: федеральные нормы, нормы субъектов федерации, местные нормы.

- По срокам действия: постоянные, временные.

- По объему действия: общие, специальные.

7.  Понятие и виды финансовых правоотношений.

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Виды финансовых правоотношений:

- По содержанию финансово-правовых норм: материальные (через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового права); процессуальные (в которых выражается юридическая форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права).

- По особенностям объекта финансовые правоотношения: имущественные (объектом которых, являются непосредственно деньги - налог, бюджетный кредит, трансферт и т.д.); неимущественные (объектом которых, являются не деньги, а иные явления, связанные с деньгами, - проект бюджета, закон о бюджете, финансовый контроль и т.д.)

Финансовые правоотношения можно классифицировать в зависимости от института финансового права на следующие виды:

- бюджетные правоотношения;


- налоговые правоотношения;

- неналоговые правоотношения;

- финансовые правоотношения в области государственного кредита;

- финансовые правоотношения в области страхования;

- правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

- финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

- финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов;

- валютные правоотношения.

8.  Субъекты финансового права и защита прав субъектов финансовых правоотношений.

Субъект финансового права – это лицо, наделенное финансовым правом определенными правами и обязанностями, т.е. потенциальный участник финансовых правоотношений.

Субъект финансовых правоотношений – это реальный участник финансовых правоотношений. Таким образом, все субъекты финансовых правоотношений являются субъектами финансового права, но не все субъекты финансового права являются субъектами финансовых правоотношений. К субъектам финансовых правоотношений относятся:

1) общественно-территориальные образования;

2) коллективные субъекты;

3) индивидуальные субъекты.

К 1-й группе относятся: РФ; субъекты РФ; муниципальные образования.

РФ выступает субъектом в отношениях: по реализации бюджетных прав, прав по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, прав по регулированию государственного кредита (государственного долга), прав по регулированию денежного обращения (эмиссии).

Субъекты РФ выступают субъектами финансово-правовых отношений в аналогичных случаях, кроме права регулирования денежного обращения.

Муниципальные образования выступают субъектами в отношении бюджетных прав, прав по установлению, введению, взиманию местных налогов и сборов, прав по регулированию и управлению муниципальным долгом и прав по получению финансовой помощи от РФ.

Ко 2 группе субъектов относятся: органы государственной власти (представительные и исполнительные), органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, а также союзы и объединения предприятий и организаций.


Органы государственной власти и местного самоуправления выступают субъектами в отношениях по составлению рассмотрению, утверждению финансово-правовых актов.

Предприятия, организации, учреждения и иные субъекты выступают в отношениях по получению бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, в отношении обязанностей по уплате налогов и сборов, обязанностей налоговых агентов и т.д.

К 3 группе относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Все перечисленные субъекты являются субъектами практически всех видов финансово-правовых отношений, кроме бюджетных.

Защита прав субъектов согласно действующему законодательству осуществляется как в административном, так и в судебном порядке.

Суть административного порядка заключается в том, что субъект вправе обратиться с жалобой в вышестоящий орган над тем органом, который нарушил его право. По общему правилу жалоба рассматривается в течение 1 месяца. В случае не результативности административного порядка субъект вправе защищать свои права в судебном порядке, т.е. обратиться с жалобой либо в суды общей юрисдикции по месту своего жительства, или по месту нахождения того органа, который нарушил его право, либо в арбитражные суды, или в конституционные суды.

Если исчерпаны все внутригосударственные способы защиты прав, то субъект может защищать свои права и в международных органах.


9.  Принципы финансовой деятельности.

Принципы финансовой деятельности – это основополагающие начала, лежащие в основе осуществления финансовой деятельности.

- Принцип федерализма. Финансовая деятельность государства осуществляется при сочетании интересов, как Федерации, так и субъектов Федерации. Имеется сфера совместного ведения.

- Принцип единства финансовой политики и денежной системы. Основы финансовой политики закрепляются в федеральном законодательстве, в соответствии с которым субъекты Федерации и органы местного самоуправления принимают свое финансовое законодательство. Принцип единства денежной системы означает то, что единым эмиссионным центром является Центральный Банк РФ.

- Принцип законности заключаются в точном и строгом соблюдении всеми субъектами финансовых правоотношений норм Конституции РФ, законов и иных нормативно-правовых актов.

- Принцип равноправия субъектов Федерации, заключается в том, что федеральное финансовое законодательство в равной мере распространяется на все субъекты РФ.

- Принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность без вмешательства в нее государственных органов, в частности, составляют, рассматривают, утверждают и исполняют местные бюджеты, вводят на своей территории местные налоги и сборы, выпускают ценные бумаги, создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные предприятия, организации и т.д.

- Принцип разграничения полномочий между представительными и исполнительными органами государства означает, что органы исполнительной власти занимаются составлением финансово-правовых актов (например, проекта федерального бюджета) и обеспечивают их исполнение, а представительные органы их рассматривают и утверждают.

- Принцип участия граждан РФ в осуществлении финансовой деятельности как непосредственно, так и через своих представителей. Согласно Конституции РФ все граждане РФ имеют право принимать участие в управлении делами государства, в том числе в финансовой деятельности государства и муниципальных образований, как непосредственно, так и через своих представителей.


- Принцип гласности заключается в освещении населения и в гласном опубликовании всех решений государственных и муниципальных органов по вопросам финансовой деятельности в СМИ.

- Принцип плановости. Финансовая деятельность осуществляется на основе планов, которые содержат конкретные задания на определенный промежуток времени.

10. Понятие. методы и формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансовая деятельность государства – это деятельность по образованию, распределению и использованию денежных средств государства в целях реализации социально-экономических задач государства, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Создание денежных средств преимущественно происходит в 3 звене финансовой системы (финансы предприятий). Распределение денежных средств происходит в централизованных денежных фондах государства (в бюджетах). Использование денежных средств осуществляется в отраслях экономики и сферах государственного управления.

Особенностями финансовой деятельности являются:

- финансовая деятельность затрагивает все отрасли и сферы государственного управления, поэтому носит межотраслевой характер;

- финансовая деятельность осуществляется как представительными, так и исполнительными органами государственной власти;

- финансовая деятельность осуществляется как федеральными органами, так и органами субъектов Федерации, причем Конституция РФ разграничила предмет ведения федеративных органов и органов субъектов федерации в финансовой сфере. Имеется сфера совместного ведения.
Финансовая деятельность осуществляется различными методами.

Так, при сборе денежных средств используются метод введения обязательных платежей (налогов, сборов, пошлин) и метод введения добровольных платежей (займы, лотереи, пожертвования).
При распределении денежных средств используются методы финансирования, кредитования, дотирования, субсидирования и т.д.

При осуществлении расчетов применяются методы наличного и безналичного денежного обращения.
Финансовая деятельность  государства осуществляется в различных формах. Под формой финансовой деятельности понимается внешнее выражение действия органа государственной власти или органа местного самоуправления, касающиеся вопросов финансовой деятельности.