Файл: 1. Сущность, значение и структура финансов в современных условиях.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- носят императивный характер;
- финансово-правовые нормы выражают публичные интересы, т.е. государственные, а не частные;
- среди финансово-правовых норм больше компетенционных норм;
- для финансово-правовых норм характерна нестабильность.
Финансово-правовая норма имеет следующую структуру:
- гипотеза (условия, при которых действует норма);
- диспозиция (само правило поведения);
- санкция (мера ответственности). Особенностью санкции является ее штрафной характер.
Финансово-правовые нормы можно классифицировать на следующие виды:
- По способу воздействия на поведение субъектов: обязывающие, запрещающие, уполномочивающие.
- По содержанию: материальные, процессуальные.
- По уровню принятия: федеральные нормы, нормы субъектов федерации, местные нормы.
- По срокам действия: постоянные, временные.
- По объему действия: общие, специальные.
7. Понятие и виды финансовых правоотношений.
Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.
Виды финансовых правоотношений:
- По содержанию финансово-правовых норм: материальные (через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового права); процессуальные (в которых выражается юридическая форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права).
- По особенностям объекта финансовые правоотношения: имущественные (объектом которых, являются непосредственно деньги - налог, бюджетный кредит, трансферт и т.д.); неимущественные (объектом которых, являются не деньги, а иные явления, связанные с деньгами, - проект бюджета, закон о бюджете, финансовый контроль и т.д.)
Финансовые правоотношения можно классифицировать в зависимости от института финансового права на следующие виды:
- бюджетные правоотношения;
- налоговые правоотношения;
- неналоговые правоотношения;
- финансовые правоотношения в области государственного кредита;
- финансовые правоотношения в области страхования;
- правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;
- финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
- финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов;
- валютные правоотношения.
8. Субъекты финансового права и защита прав субъектов финансовых правоотношений.
Субъект финансового права – это лицо, наделенное финансовым правом определенными правами и обязанностями, т.е. потенциальный участник финансовых правоотношений.
Субъект финансовых правоотношений – это реальный участник финансовых правоотношений. Таким образом, все субъекты финансовых правоотношений являются субъектами финансового права, но не все субъекты финансового права являются субъектами финансовых правоотношений. К субъектам финансовых правоотношений относятся:
1) общественно-территориальные образования;
2) коллективные субъекты;
3) индивидуальные субъекты.
К 1-й группе относятся: РФ; субъекты РФ; муниципальные образования.
РФ выступает субъектом в отношениях: по реализации бюджетных прав, прав по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, прав по регулированию государственного кредита (государственного долга), прав по регулированию денежного обращения (эмиссии).
Субъекты РФ выступают субъектами финансово-правовых отношений в аналогичных случаях, кроме права регулирования денежного обращения.
Муниципальные образования выступают субъектами в отношении бюджетных прав, прав по установлению, введению, взиманию местных налогов и сборов, прав по регулированию и управлению муниципальным долгом и прав по получению финансовой помощи от РФ.
Ко 2 группе субъектов относятся: органы государственной власти (представительные и исполнительные), органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, а также союзы и объединения предприятий и организаций.
Органы государственной власти и местного самоуправления выступают субъектами в отношениях по составлению рассмотрению, утверждению финансово-правовых актов.
Предприятия, организации, учреждения и иные субъекты выступают в отношениях по получению бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, в отношении обязанностей по уплате налогов и сборов, обязанностей налоговых агентов и т.д.
К 3 группе относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Все перечисленные субъекты являются субъектами практически всех видов финансово-правовых отношений, кроме бюджетных.
Защита прав субъектов согласно действующему законодательству осуществляется как в административном, так и в судебном порядке.
Суть административного порядка заключается в том, что субъект вправе обратиться с жалобой в вышестоящий орган над тем органом, который нарушил его право. По общему правилу жалоба рассматривается в течение 1 месяца. В случае не результативности административного порядка субъект вправе защищать свои права в судебном порядке, т.е. обратиться с жалобой либо в суды общей юрисдикции по месту своего жительства, или по месту нахождения того органа, который нарушил его право, либо в арбитражные суды, или в конституционные суды.
Если исчерпаны все внутригосударственные способы защиты прав, то субъект может защищать свои права и в международных органах.
9. Принципы финансовой деятельности.
Принципы финансовой деятельности – это основополагающие начала, лежащие в основе осуществления финансовой деятельности.
- Принцип федерализма. Финансовая деятельность государства осуществляется при сочетании интересов, как Федерации, так и субъектов Федерации. Имеется сфера совместного ведения.
- Принцип единства финансовой политики и денежной системы. Основы финансовой политики закрепляются в федеральном законодательстве, в соответствии с которым субъекты Федерации и органы местного самоуправления принимают свое финансовое законодательство. Принцип единства денежной системы означает то, что единым эмиссионным центром является Центральный Банк РФ.
- Принцип законности заключаются в точном и строгом соблюдении всеми субъектами финансовых правоотношений норм Конституции РФ, законов и иных нормативно-правовых актов.
- Принцип равноправия субъектов Федерации, заключается в том, что федеральное финансовое законодательство в равной мере распространяется на все субъекты РФ.
- Принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность без вмешательства в нее государственных органов, в частности, составляют, рассматривают, утверждают и исполняют местные бюджеты, вводят на своей территории местные налоги и сборы, выпускают ценные бумаги, создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные предприятия, организации и т.д.
- Принцип разграничения полномочий между представительными и исполнительными органами государства означает, что органы исполнительной власти занимаются составлением финансово-правовых актов (например, проекта федерального бюджета) и обеспечивают их исполнение, а представительные органы их рассматривают и утверждают.
- Принцип участия граждан РФ в осуществлении финансовой деятельности как непосредственно, так и через своих представителей. Согласно Конституции РФ все граждане РФ имеют право принимать участие в управлении делами государства, в том числе в финансовой деятельности государства и муниципальных образований, как непосредственно, так и через своих представителей.
- Принцип гласности заключается в освещении населения и в гласном опубликовании всех решений государственных и муниципальных органов по вопросам финансовой деятельности в СМИ.
- Принцип плановости. Финансовая деятельность осуществляется на основе планов, которые содержат конкретные задания на определенный промежуток времени.
10. Понятие. методы и формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Финансовая деятельность государства – это деятельность по образованию, распределению и использованию денежных средств государства в целях реализации социально-экономических задач государства, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Создание денежных средств преимущественно происходит в 3 звене финансовой системы (финансы предприятий). Распределение денежных средств происходит в централизованных денежных фондах государства (в бюджетах). Использование денежных средств осуществляется в отраслях экономики и сферах государственного управления.
Особенностями финансовой деятельности являются:
- финансовая деятельность затрагивает все отрасли и сферы государственного управления, поэтому носит межотраслевой характер;
- финансовая деятельность осуществляется как представительными, так и исполнительными органами государственной власти;
- финансовая деятельность осуществляется как федеральными органами, так и органами субъектов Федерации, причем Конституция РФ разграничила предмет ведения федеративных органов и органов субъектов федерации в финансовой сфере. Имеется сфера совместного ведения.
Финансовая деятельность осуществляется различными методами.
Так, при сборе денежных средств используются метод введения обязательных платежей (налогов, сборов, пошлин) и метод введения добровольных платежей (займы, лотереи, пожертвования).
При распределении денежных средств используются методы финансирования, кредитования, дотирования, субсидирования и т.д.
При осуществлении расчетов применяются методы наличного и безналичного денежного обращения.
Финансовая деятельность государства осуществляется в различных формах. Под формой финансовой деятельности понимается внешнее выражение действия органа государственной власти или органа местного самоуправления, касающиеся вопросов финансовой деятельности.