Файл: 1. Сущность, значение и структура финансов в современных условиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-По объекту контроля:

а) бюджетный контроль;

б) налоговый контроль;

в) таможенный контроль;

г) валютный контроль;

д) денежный контроль и т.д.

-В зависимости от причин организации контроля:

а) обязательный;

б) инициативный.

-В зависимости от органов, осуществляющих контроль:

а) государственный контроль (контроль представительных органов, контроль исполнительных органов, президентский контроль, ведомственный контроль, внутрихозяйственный контроль);

б) общественный контроль (осуществляется профсоюзами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и т.д.);

в) аудиторский контроль.

-В зависимости от организации контроля:

а) внешний контроль;

б) внутренний контроль.


14. Методы финансового контроля.

Методы финансового контроля – это приемы и способы, используемые субъектами контроля при реализации своих контрольных функций.

-Ревизия – это полное и глубокое изучение финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля. Общий срок проведения ревизии – 30 дней. Результаты ревизии оформляются актом ревизии, в котором указывается: кто, где, когда провел ревизию, дается анализ проведенной работы, делается заключение. Акт подписывается руководителем объекта контроля и ревизором (иногда обязательна подпись главного бухгалтера).

Ревизии бывают различных видов:

а) по организационному моменту: плановые, внеплановые.

б) по объекту: документальные, фактические.

в) по объему: сплошные и выборочные, комплексные и тематические.

-Проверки. Проверке подвергаются отдельные вопросы финансовой деятельности. По итогам проверки составляется справка.

Проверки можно классифицировать по тем же основаниям, что и ревизии. В налоговой сфере различают еще камеральные и выездные проверки. Камеральная проверка проводится на основе представленных отчетов, сведений документов в соответствующих органах государственной власти. Выездные проверки проводятся на самом объекте контроля. По общему правилу камеральным проверкам подвержены все объекты контроля, а выездные проверки осуществляются только в отношении отдельных объектов.

-Обследование. Обследованию подвергаются отдельные стороны финансовой деятельности. При проведении обследования применяются дополнительные методы контроля, такие как опрос, анкетирование, тестирование и др.

-Анализ отличается своим системным подходом и проводится на основе текущей или годовой отчетности.

-Инвентаризация заключается в подсчете, обмере, взвешивании материальных ценностей, хранящихся в складских, производственных и торговых помещениях объекта контроля. При этом проверяются также условия хранения материальных ценностей, сроки годности, наличие ярлыков и ценников на товарах и др.

-Наблюдение предполагает общее ознакомление с деятельностью объекта контроля.

-Заслушивание докладов должностных лиц о проделанной работе, рассмотрение поступивших сведений и т.д.


15
. Органы финансового контроля.

-Представительные органы имеют свой орган контроля – Счетную палату РФ. Согласно ФЗ «О Счетной палате РФ»объектом контроля Счетной палаты РФ являются денежные средства федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов.

Счетная палата РФ:

а) осуществляет контроль за исполнением доходной и расходной части федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;

б) проводит анализ отклонений от утвержденных показателей бюджетов;

в)проводит анализ обоснованности расходных статей бюджетов;

г) проводит систематический контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга;

д) регулярно представляет Федеральному собранию информацию об исполнении бюджетов.

Счетная палата РФ вправе запрашивать и получать необходимые материалы и документы от всех объектов, использующих федеральные бюджетные средства; вправе проводить проверки; в случаях выявленных нарушений направлять предписания об их устранении и сообщать об этом Федеральному Собранию.

Прав по применению мер ответственности у Счетной палаты РФ нет, но с согласия Государственной Думы вправе приостанавливать все виды финансовых, расчетных операций объекта, допускающего нарушения.

-Президентский контроль осуществляется через Контрольное управление (структурное подразделение Администрации Президента). В соответствии с положением о Контрольном управлении Президента РФ. Контрольное управление осуществляет контроль за соблюдением исполнения федеральных законов и Указов Президента РФ на территории РФ; осуществляет контроль над иными структурными подразделениями Администрации, контроль за деятельностью контрольно-надзорных органов РФ. Контрольное управление Президента РФ наделено общими контрольными правами. Прав по применению мер ответственности нет.
Президентский контроль осуществляется также через полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

-Правительство РФ как орган общей компетенции регулирует и координирует деятельность всех органов финансового контроля, а также обеспечивает осуществление единой финансовой денежно-кредитной политики в государстве и осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов.


Правительство РФ для осуществления контроля может создавать комиссии, комитеты, советы, осуществляющие контроль в отдельных отраслях финансовой сферы.

-Федеральное казначейство осуществляет бюджетный контроль. Органы казначейства вправе в бесспорном порядке взыскивать средства, использованные не целевому назначению, плату за пользование бюджетным кредитом, приостанавливать финансирование из бюджета, рассматривать дела о бюджетных правонарушениях, налагать санкции и др.

-Федеральная налоговая служба осуществляет налоговый контроль т.е. контроль за своевременным и полным поступлением налогов и сборов в бюджетную систему. Помимо общих контрольных прав ФНС праве опечатывать складские, производственные, торговые помещения объектов контроля, налагать аресты на счета налогоплательщиков; осуществлять выемку и изъятие документов, свидетельствующих о допущенных нарушениях; налагать налоговые санкции, обращаться с исками в судебные органы о взыскании налоговых санкций, о признании недействительной государственной регистрации, о ликвидации организаций и т.д.

-Федеральная таможенная служба осуществляет контроль за соблюдением таможенного и валютного законодательства. Рассматривает дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением таможенного и валютного законодательства и налагает административные наказания.
-Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет контроль за соблюдением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных незаконным путем. В рамках контрольных полномочий вправе проводить проверки, анализ, сбор, обработку информации о сделках с денежными средствами юридических и физических лиц и в случаях выявленных нарушений обращаться в правоохранительные органы с целью привлечения виновных к ответственности.

-Центральный банк осуществляет денежный, валютный контроль, банковский и страховой надзор.
ЦБ РФ следит за соблюдением порядка осуществления всех денежно-расчетных операций.
Содержание валютного контроля заключается в проверке наличия у кредитных организаций лицензий и разрешений на осуществление валютных операций и в проверке соблюдения порядка совершения валютных операций.

Банковский надзор осуществляется за кредитными организациями с целью соблюдения ими установленных ЦБ РФ экономических нормативов и порядка осуществления банковских операций.

Центральный банк РФ наделяется общими контрольными правами и правами по применению мер воздействия, в частности, вправе налагать штрафы, увеличивать размеры и перечень экономических нормативов, отзывать лицензии, обращаться с иском в судебные органы о ликвидации кредитной организации и др.

-Ведомственный контроль осуществляется всеми министерствами и ведомствами в отношении подчиненных им предприятий, организаций и учреждений. Целью ведомственного контроля является проверка правильности постановки бухучета и отчетности на этих объектах, проверка выполнения плановых заданий, проверка целевого использования выделенных денежных средств из бюджетов; проверка целевого использования государственной собственности, вверенной этим объектам.

-Внутрихозяйственный контроль организуется руководителем и главным бухгалтером предприятия, организации, учреждения. Главный бухгалтер следит за правильностью постановки бухучета и отчетности на предприятии, организации, учреждении; за правильностью оформления бухгалтерских книг, документов, отчетов. Подпись руководителя и главного бухгалтера обязательна на всех финансовых документах.

16. Аудиторский контроль.

Аудиторский контроль регулируется ФЗ «Об аудиторской деятельности в РФ», согласно которому аудит – это независимая и вневедомственная проверка по выражению мнения о достоверности и правильности постановки бухучета и ведению финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Основными принципами аудита являются: объективность, достоверность, независимость, профессионализм, компетентность, ответственность и конфиденциальность.

Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. 

Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Для осуществления аудиторской деятельности аудиторы должны пройти аттестацию. К аттестации допускаются лица, имеющие высшее образование и стаж работы не менее трех лет в качестве специалиста, причем последние 2 года в аудиторской организации. Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение сдало квалификационный экзамен. Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Закон об аудиторской деятельности закрепляет права, обязанности и ответственность аудиторов.