Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине Основы обеспечения качества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы обеспечения качества»

  1. Взгляды основоположников качества.(РЕФЕРАТ)

Э.Деминг

Его идеи не принимали в США. Проводил тренинги для японских руководителей. Его цикл PDCA(Plan-Do-Check-Act) циклически повторяющийся процесс принятия решений.

Невозможно обеспечить качество продукции, используя только контроль готовой продукции. Он особо подчеркивал необходимость предупреждения ошибок путем использования карт контроля качества на всех этапах технологического процесса, а не только на участке контроля в конце производственной линии.

Также Эдвардс Деминг считал, что одно из важных составляющих эффективной и качественной работы-понимание психологии для управленцев. Для того, чтобы работа менеджера была максимально полезной и не носила деструктивный характер, важно различать людей, понимать, в каких условиях они работают с максимальной эффективностью, а какие условия их не устраивают. Рассматривая внутреннюю мотивацию как основу ответственного и стабильного поведения людей, Деминг считал, что акцент на внешней мотивации создает разрушительный эффект: внешняя мотивация может повысить самооценку человека, но полное подчинение внешней мотивации приводит к разрушению личности.

Цикл Деминга помогает улучшить процесс работы и качество продукта.

Чтобы что-то улучшить, нужно понять, что не так, исправить это, а потом добиться стабильности процесса — сохранить полученные изменения. И если менять снова, то только в сторону улучшения.

 Планирование Сначала анализ процесса: разберитесь, в чём проблема, почему что-то не получается. Для этого надо привлечь всю команду, чтобы увидеть картину с разных сторон и понять, что и как можно улучшить. Потом план: установить сроки и согласовать с командой, что и когда нужно делать.

 Действие Работать согласно новому плану и не нарушать его условий.

 Проверка Посмотреть на результат и понять, всё ли получилось так, как было задумано. Доволен ли заказчик, всё ли работает. А ещё проанализировать, как шёл сам процесс, чтобы в следующем цикле поменять что-то к лучшему.

 Корректировка Использовать план или менять: если всё получилось, то применить новые наработки, сделать процесс стабильным и пытаться улучшить ещё. Если нет, то вернуться к первому пункту и повторить всё сначала, но уже с работой над ошибками.




  1. Цепная реакция У.Э. Деминга.

Иллюстрация о том, что требование улучшения качества не прихоть потребителя. Выгоду получают все: и потребитель, и производитель




  1. Качество и надежность.

Надежность-свойство объекта выполнять заданные функции в пределах времени, значение установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах.

Поскольку надежность-объективное свойство изделия, то ее можно измерить. С этой целью вводят отказ-вероятность безотказной работы, интенсивность отказов.

Под безотказностью понимамть сохранение работоспособности в заданном периоде времени. Отказ-частичная или полная утрата работоспособности.

За основной количественный показатель надежности принимается вероятность безотказной работы.

Вероятность безотказной работы-вероятность того, что в данном интервале времени или в пределах заданной наработки не произойдет отказа изделия.

Для оценки надежности существует много числовых характеристик:

1. Коэфф. Готовности-вероятность того, что изделие окажется работоспособным в заданный момент.

2. Коэффициент использования времени-время. В течение которого изделие работоспособно, отнесенное ко времени его функция.

3.Время безотказной эксплуатации товара подразумевает время, в течение которого товар сохраняет параметры, ожидаемые от потребителя(гарантированный срок службы). По реальному сроку службы потребитель судит в основном о качестве приобретенного товара, что оказывает в дальнейшем на его отношении к соответствующему производителю, и в конечном итоге, на имидж этого производителя в глазах потребителя.



  1. Отечественный опыт управления качеством. Общие сведения.

В 1930—1940 гг. новые требования к качеству продукции, особенно военного назначения, привели к дальнейшему развитию отдельных элементов управления качеством, внедрению более сложных методов его обеспечения. В послевоенный период технический прогресс обусловил необходимость освоения и выпуска в короткие сроки высококачественной продукции. Это привело к созданию техники управления качеством, разработке новых способов его повышения.








  1. Зарубежный опыт управления качеством. Японская система.РЕФЕРАТ

  2. Зарубежный опыт управления качеством. Опыт США.РЕФЕРАТ

  3. Цикл качества.

  4. Основные положения концепции TQM.

TQM представляет собой не просто подход к организации процесса планирования обеспечения и контроля качества продукции. Это скорее подход к созданию новой модели вообще.



Основные положения:

1. Роль руководства

2. Ориентация на клиента

3. Стратегическое планирование

4. Вовлечение всех сотрудников

5. Подготовка персонала

6. Награда и признание

7. Разработка продукции и услуг

8. Управление процессами

9. Качество поставщиков

10. Системный подход к управлению

11. Постоянное улучшение

12. Информационная система

13. Лучший опыт

14. Постоянная оценка эффективности, работа системы ук

Система TQM предназначена для обеспечения соотношения качества продукции к требованиям норм, заданияю потребителей и действует на всех фазах жцп

В менеджменте качества участвуют все организации, службы и подразделения компании. При этом выполняются следующие функции:

1. Планирование качества продукции и его элементов

2. Создание команды проекта, включая подготовку кадров

3. Подготовка производства(кадры и тех.основы)

4. Разработка системы материальных и тех.обеспечений

5. Контроль и текущая оценка достигнутого уровня качества, включая входной, операционных и приемочный контроль тех.процессов и производственных операций, а также проведение инспекционного контроля.

6. Информационное обеспечение, включая систему сбора, обработки и передачи информации между уровнями управления.


7. Лабораторная, метрологическая геодезическое обеспечение тех.процессов

8. Правовое обеспечение менеджмента качества(акты, нормативы)



  1. Качество и конкурентоспособность.

Важнейшим условием успешной работы предприятия в рыноч­ной экономике является конкурентоспособность его продукции.

Конкурентоспособность продукции — это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степе­ни соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удов­летворение. Два элемента — потребительские свойства и цена — явля­ются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие как реклам­ная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслу­живания.

И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты деятель­ности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой явля­ются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности товара можно представить в следующем виде:

Конкуренто­способность товара = Качество + Цена + Обслуживание.

Управлять конкурентоспособностью — значит обеспечивать опти­мальное соотношение названных составляющих и направлять основ­ные усилия на решение задач повышения качества продукции, сниже­ния издержек производства, повышения экономичности и уровня обслуживания.

Указанные составляющие конкурентоспособности являются много­факторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издер­жек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, элек­троэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персо­нала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня элементов, составляющих конкурентоспособность, определяется таки­ми базовыми производственными факторами, как технический уро­вень производства, уровень организации производства, труда и управ­ления, квалификация работающих.

По существу, основа современной «философии успеха» заключа­ется в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителя выражает стремление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.


Финансовые результаты, например, многих японских компаний свидетельствуют, что именно эта философия в современных условиях ведет к обеспечению стабильного положения фирм на рынке, высокой рентабельности их деятельности. Поэтому руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потреби­тельских свойств продукции, ее конкурентоспособности.


  1. История возникновения международных стандартов серии ИСО 9000.

Структура стандартов.

  1. Качество и заинтересованные стороны.

Точка зрения, согласно которой качество определяется потребителем, является сейчас доминирующей. Но развитие общества продолжается. В экономически развитых странах дополнительно к требованиям потребителя при проектировании товаров и услуг, а также при организации деятельности фирмы стараются учитывать интересы всех, кто так или иначе заинтересован в деятельности компании, кто имеет от этого определенные выгоды.

Иначе говоря, система управления бизнесом, ориентированная только на потребителя, не является устойчивой в долговременном плане. Если бизнес создается на долгие годы, следует обращать самое пристальное внимание на все заинтересованные стороны.

1. Потребитель. Это главная заинтересованная сторона, ради которой существует бизнес. Нет потребителя - нет бизнеса, ибо когда нет того, кто хочет продукцию купить, нет никакого смысла ее производить. Потребителю необходимо, чтобы продукция была качественная, дешевая, простая в обслуживании.

2. Акционеры, владельцы бизнеса. Их интересует, чтобы бизнес процветал и приносил прибыль, так как их интерес в бизнесе измеряется размером полученной прибыли. Поэтому при планировании любых стратегий, любых инноваций необходимо учитывать влияние таких решений на акционеров и владельцев бизнеса.

3. Работники фирмы. Работники, в число которых входят и менеджеры, также заинтересованы в процветании фирмы, так как фирма - это и источник их дохода и реализации определенных профессиональных и личных амбиций, стремлений. Если интересы работников не будут учитываться, бизнес не может быть устойчивым.

4. Поставщики. В современной системе качества поставщик - это партнер. Он так же, как и другие стороны, заинтересован в успехе, так как фирма - источник его благосостояния, его потребитель и клиент.