Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине Основы обеспечения качества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Общество, государство. Никакая фирма не существует в изоляции. Деятельность фирмы так или иначе влияет на жизнь определенных групп граждан и даже общества в целом. В России люди еще не так активно защищают свои права, как на Западе, но и у нас нередки случаи закрытия производств, прекращения строек только из-за того, что не были учтены интересы определенных групп лю­дей - жителей окружающих домов, находящихся рядом населенных пунктов и др. Движение в защиту прав граждан набирает обороты, поэтому фирма обязана учитывать интересы общества, государства.

Удовлетворить интересы всех заинтересованных сторон - задача очень сложная, а иногда даже невозможная. Однако стремиться к этому необходимо, так как бизнес будет стабильным только тогда, когда все стороны будут удовлетворенны. Если будут сильно ущемлены права какой-нибудь из заинтересованных сторон, в бизнесе возникнут проблемы. Работники могут объявить забастовку. Общество может организовать пикеты, замучить судами и разоблачительными статьями в прессе. Государство может просто запретить деятельность "зарвавшейся " фирмы или установить для всей отрасли неблагоприятный налоговый режим. Владельцы могут потерять интерес и продать дело, которое не приносит прибыли. Поставщики могут расторгнуть контракт и оставить без сырья и комплектующих. И, наконец потребители могут просто обратиться к другому поставщику - ведь если фирма-производитель - не монополист, то выбор, как правило, достаточно велик.



  1. Качество продукции.

Под качеством продукции понимается целостная совокупность ее потребительских свойств, обуславливающих степень пригодности данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением в фиксированных условиях потребления.

К ним относятся следующие единичные показатели:

1. Показатели назначения – технико-экономические (про­изводительность, мощность, точность работы и другие, харак­теризующие приспособленность продукции для использования по назначению и обуславливающие область ее применения).

2. Показатели надежности и долговечности. Надежность – это свойство изделия выполнять свои функции, сохра­няя эксплутационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени. Надежность изделия характеризуется безотказностью, ремонтопригодно­стью, сохраняемостью, долговечностью. Долговечность – это свойство изделия длительно (с воз­можным перерывом на ремонт) сохранять работоспособность до установленного предельного состояния, которое устанав­ливается в зависимости от условий обеспечения безопас­ности и экономической целесообразности. Показатели дол­говечности – технический ресурс (суммарная наработка изделия за период эксплуатации) и срок службы.


. Показатели технологичности характеризуют изделие как объект изготовления и эффективность конструктивно-технологических решений (материалоемкость изделия, трудоемкость изготовления и т. д.).

4. Эстетические показатели характеризуют внешний вид изделия (оригинальность, гармоничность и др.).

5. Эргономические показатели качества характеризуют изделие как элемент системы «человек – изделие – среда», т.е. характеризуют соответствие изделия антропомет­рическим, физиологическим и психологическим потребно­стям человека.

6. Показатели стандартизации и унификации не харак­теризуют собственно качество изделия. Они показывают сте­пень использования стандартизированных и унифицирован­ных узлов, деталей. Косвенно дают информацию о затра­тах по эксплуатации изделия, возможности повторного использования узлов и деталей данного изделия.

7. Показатели патентно-правовой защиты отражают сте­пень защищенности патентами основных технических ре­шений изделия. Также не характеризуют качество продук­ции вполном смысле слова, но свидетельствуют о технической новизне изделия.

8. Экономические показатели характеризуют продукцию со стороны ее экономичности (себестоимость изготовления, продажная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления). Среди экономических показателей особое значение имеет цена потребления, которая складывается из продажной цены и затрат, связанных с потреблением изделия за весь срок его службы у покупателя. Комплексные показатели используются в различных зве­ньях управления фирмой при экономическом обеспечении мероприятий по улучшению качества продукции, оценке конкурентоспособности собственных и чужих изделий.


  1. Качество жизни.

Качество жизни тем выше, чем больше потребностей и интересов выполняется у людей. В рамках подхода к качеству жизни рассматриваются не только экономические показатели, но и культурные социальные потребности, потребности уверенности в будущем. Качество жизни выражается через множество показателей :качество питания, качество и модность одежды, комфорт жилища, качество здравоохранения, качество образования, качество сферы обслуживания, окружающей среды, структура досуга, степень удовлетворения потребностей :в содержательном общении, знании и творческом труде.


В результате экономического и политического развития в развитых странах Запада и Азии увеличилась продолжительность жизни населения и улучшились условия труда. Но наряду с положительными, эти достижения имеют еще и негативные стороны. Например, возрастающая стоимость мед.услуг, деградация окружающей среды.

  1. Отечественный опыт управления качеством. История развития систем управления качеством.

  2. Зарубежный опыт управления качеством. Европейский опыт.
  3.   1   2   3   4


Сущность системы менеджмента качества.

Система менеджмента качества (расшифровка СМК) является частью глобальной системы управления предприятием. С помощью СМК обеспечивается стабильно высокое качество выпускаемого продукта и оказываемых компанией услуг. Система менеджмента качества – это организационная структура и все разработки, ресурсы и операции, которые нужны для осуществления руководства качеством продукции. СМК необходима для улучшения качества работы, повышения конкурентоспособности компании на национальном и международном рынках. Существуют два вида систем СМК организации – универсальные и отраслевые. Универсальные СМК могут использоваться всеми предприятиями, вне зависимости от величины компании, вида деятельности, места расположения. Отраслевые системы разрабатываются под определенный вид деятельности. К примеру, стандарты для сельхозпредприятий, для компаний, разрабатывающих медицинское оборудование.

Непрерывное повышение качества производимого товара и минимизация сопутствующих затрат. В процессе работы используется не только коррекция результатов, но полный цикл Деминга PDCA


  1. Этапы внедрения системы TQM.

Философия TQM непосредственно связана и базируется на серии норм обеспечения качества, заложенных в серии международных стандартов серии ISO 9000, разработанных Международной организацией стандартов

Согласно ISO 8402: "TQM - это подход к руководству организацией, нацеленной на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества".

1. Принятие решения высшим руководством решения о проведении работ по внедрению TQM-подхода в управлении организацией. Необходимо отметить, что этот этап является самым ответственным и значимым с точки зрения всех последующих решений. Необходимо чёткое осознание всех проблем, которые могут возникнуть в организации, связанных с изменением организационной структуры, с затратами по управлению, обеспечению и улучшению качества (в сфере промышленности объём затрат составляет не менее 5 -10 % от оборота предприятия), с подготовкой кадрового потенциала и т. д. А также осознание тех преимуществ, которые получит организация и сроков, в которые эти преимущества будут достигнуты.


2. Разработка стратегии всеобщего управления качеством в организации (определение политики, целей и задач организации, показателей качества).

3. Создание Совета по качеству, возглавляемого руководителем организации, и назначение должностных лиц, ответственных за качество в организации и каждом подразделении.

4. Распространение информации среди всех работников коллектива о внедрении TQM-подхода в организации и тех преимуществах, которые будут получены после проведения всего комплекса работ.

5. Разработка систем нормативно-правового обеспечения, контроля и отчётности, информированности и ответственности.

6. Разработка руководства по качеству, методических рекомендаций по всем процессам организации, рабочих инструкций для каждого работника организации.

7. Реорганизация всей структуры управления с целью удаления всех барьеров между подразделениями в деятельности, относящейся к вопросам качества.

8. Выбор основных направлений (тем, проектов) для улучшения качества.

9. Формирование групп (команд) для улучшения процессов.

10. Выполнение рекомендаций, выработанных этими группами.

Одним из ключевых моментов внедрения TQM является этап создания Совета по качеству, который должен определить основные направления для улучшения процессов (но не их реализации). На Совет возлагается задача подбора и назначения групп сотрудников, работающих над улучшением тех или иных процессов в организации.


  1. Система стандартов ИСО семейства 9000

Философия стандартов Исо 9000 основывается на экономически-эффективном правиле «довверия», позволяющем рациональнее использовать ресурсы, как каждого предприятия в отдельности, так и в целом. Можно считать, что данные стандарты были внедрены именно для того, чтобы дать предприятиям большую уверенность в поставщиках. Важно различать управление качеством и сертификацию систем качества. Стандарты ISO предлагают шаговую методику построения системы управления качеством которая может иметь сертификации, а может и не иметь. Важно выстроить систему ук.Сертификация системы качества всего лишь показывает другим субъектам рынка, что система качества построена в соответствии с определенными требованиями и эффективно функционирует, обеспечивая высокое и стабильное качество продукции.Универсальность семейства ISO заключается в том, что они не предлагают абсолютных измеримых критериев качества для каждого вида продукции или услуги.