Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине Основы обеспечения качества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Премии в области качества. Российские премии по качеству.

Премии Правительства РФ в области качества ежегодно присуждаются организациям на конкурсной основе за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, а также за внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества.Ежегодно присуждается не более 12 премий, из которых:−не более 3 премий –организациям с численностью работающих не более 250 человек;−не более 3 премий –организациям с численностью работающих от 250 до 1000 человек;−не более 6 премий –организациям с численностью работающих свыше 1000 человек.В соответствии с мировой практикой премия в области качества не имеет денежной составляющей. Лауреаты конкурса получают призы и дипломы Правительства РФ, а также право использовать символику премии в своих рекламных материалах.Премия Правительства РФ в области качества вручается с 1997 года. В основе российской премии лежат модель и критерии Европейской премии качества.

Премии Правительства РФ в области качества ежегодно присуждаются организациям на конкурсной основе за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, а также за внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества.Ежегодно присуждается не более 12 премий, из которых:−не более 3 премий –организациям с численностью работающих не более 250 человек;−не более 3 премий –организациям с численностью работающих от 250 до 1000 человек;−не более 6 премий –организациям с численностью работающих свыше 1000 человек.В соответствии с мировой практикой премия в области качества не имеет денежной составляющей. Лауреаты конкурса получают призы и дипломы Правительства РФ, а также право использовать символику премии в своих рекламных материалах.Премия Правительства РФ в области качества вручается с 1997 года. В основе российской премии лежат модель и критерии Европейской премии качества.

Участие в конкурсе на соискание Премии Правительства РФ позволяет организациям-участникамполучить объективную экспертную оценку своей работы с указанием сильных сторон, областей, где могут быть введены улучшения, а такжепредложения по оптимизации, функционирующей в организации системы управления. Применение критериев премии для самооценки позволяет получить всестороннюю картину деятельности организации, оценить, насколько ее работой удовлетворены потребители, персонал, поставщики, общество.




  1. Планирование качества. Обеспечение качества.

Планирование качества.Выявление требований к качеству процесса и продукции, а также определение путей его удовлетворения Для начала процесса планирования необходимо иметь информацию об:описании продукци(желательно в виде конкретных спец.информаций(полученной от потребителя);стандарты и требования к качеству продукции;информации и реализации тех.процессов;документацию по СК. В процессе планирования может применяться следующий инструментарий: анализ затрат и выгод, установление желательного уровня показателей качества, исходя из сравнения показателей качества другой продукции;диаграммы.

В результате планирования качества появляется план качества, который должен описывать некоторые мероприятия по реализации политики в области качества с указанием срока выполнения, ответственных лиц, критериев оценки и бюджета. Также в планировании качества должны входить описание процедуры, проведение контроля-испытательных мероприятий, перечень контрольных показателей по всем работам и видам продукции.

Обеспечение качества. Предполагает регулярную проверку хода реализации планов по качеству в целях установления соответствия определенных ранее требованиям качества. Обеспечение качества происходит из тех.карт, проверочных листов, иной документации по качеству, а также данных о качестве полученных в результате контроля и испытаний. Обеспечение качества осуществляется путем плановых и внеплановых проверок, инспекций и иных контрольно-испытательных мероприятий. Статус контроля и испытаний является основой решений об улучшении качества продукции или процесса.


  1. Контроль качества. Улучшение качества.

Контроль качества. Отслеживание конкретных результатов деятельности в целях определения их соответствия стандартам и требованиям по качеству, и определения путем устранения причин реальных и потенциальных проблем.

Для контроля качества необходимы:информация о ходе реализации проектов, план качества, документации по качеству.


КК применяется со след.методами:-проверки(внутренний аудит);контрольные карты, представляющие собой граф.изображения результатов процесса;-диаграммы Парето, которые представляют собой гистограммы появления различных причин несоответствия, упорядоченные по частоте;-статистические выборки, анализ динамических рядов, коррекционно-регрессионный анализ

КК может завершиться следующими решениями:-улучшение качества;-принятие продукции;-идентификация брака и реализация действий по управлению несоответствующей продукции;-исправление процессов;-переработка продукции с целью дальнейшего предоставления контроля и испытаний.

Улучшение качества. это постоянная деятельность, направ­ленная на повышение качества продукции, снижение затрат на него, совершенствование производства. Объектом процесса улучшения качества может быть любой элемент производства, например, технологический процесс, внедре­ние научной организации труда, современного оборудования, обес­печение инвентарем, инструментами, повышение квалификации кадров и т. д. Постоянное улучшение качества прямо связано с по­вышением конкурентоспособности продукции.

  1. Инженерные методы обеспечения качества: семь старых и семь новых инструментов.

  2. Статистические методы.

Смысл статистических методов контроля качества заключается в значительном снижении затрат на его проведение по сравнению c органолептическими (визуальными, слуховыми и т.п.) со сплошным контролем, с одной стороны, и в исключении случайных изменений качества продукции – с другой.

Среди статистических методов контроля качества наиболее распространены так называемые семь инструментов контроля качества:

1) диаграмма Парето (Pareto Diagram);

2) причинно-следственная диаграмма Исикавы (Cause and Effect Diagram);

3) контрольная карта (Contrat Chait);

4) гистограмма (Histogram);

5) диаграмма разброса (Scatter Diagram);

6) метод расслоения (Stratification);

7) контрольные листки.
В своей совокупности эти методы образуют эффективную систему методов контроля и анализа качества. Семь простых методов могут применяться в любой последовательности, в любом сочетании, в различных аналитических ситуациях, их можно рассматривать и как целостную систему, и как отдельные инструменты анализа. В каждом конкретном случае предлагается определить состав и структуру рабочего набора методов.




  1. Сертификация и аудит систем качества.

Проведение аудита в соответствии с требованиями ИСО 19011: 2002

Аудит является инструментом менеджмента для мониторинга и проверки результативности внедрения Политики в области качества организации и экологической политики. Также аудиты являются важной частью деятельности по оценки соответствия, такой как сертификация, регистрация и оценка и надзор за сетью снабжения.

Нормативными документами в области аудита систем качества организаций первоначально являлись ГОСТ Р ИСО 10011-1, ГОСТ Р ИСО 10011-2, ГОСТ Р ИСО 10011-3 редакции 1993г. Однако, в связи с внедрением систем экологического менеджмента на предприятиях, стал актуальным вопрос аудита таких систем или экологического аудита. Новый ГОСТ Р ИСО 19011-2003 интегрировал рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента. Этот стандарт предоставляет руководящие указания по менеджменту программ аудитов, по проведению внутренних и внешних аудитов систем менеджмента качества и экологического менеджмента, а также по компетентности и оценке аудиторов. Он предназначен для аудиторов, организаций, внедряющих системы менеджмента качества или экологического менеджмента, и организаций, вовлеченных в сертификацию и подготовку аудиторов, сертификацию/регистрацию систем менеджмента, аккредитацию или стандартизацию в области оценки соответствия. Руководящие указания в настоящем стандарте являются гибкими применимо к широкому кругу возможных пользователей, это позволяет использовать руководства стандарта для различных в зависимости от размера, типа и сложности организации, а также от целей и объема проводимых аудитов.

Общие сведения

Аудит — систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

Различают:


· Внутренние аудиты, иногда называемые «аудитами первой стороной», проводятся обычно самой организацией или от её имени, для внутренних целей и могут служить основанием для декларации о соответствии.

· Внешние аудиты включают аудиты, обычно называемые «аудитами второй стороной» или «аудитами третьей стороной». Аудиты второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например, потребителями или другими лицами от их имени. Аудиты третьей стороной проводятся внешними независимыми организациями. Эти организации осуществляют сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям ИСО 9001 или ИСО 14001.

28.Современные модели управления качеством

Модель управления качеством – определенная совокупность принципов, методов, требований к различным аспектам и процессам деятельности организации, критериев, обуславливающих уровень совершенства этих процессов и способов их оценки, которые в совокупности предопределяют все процессы деятельности организации, направленные на достижение требуемых результатов по качеству.

В настоящее время можно выделить три уровня моделей управления качеством, имеющих некоторые концептуальные различия:

- Всеобщее управление качеством – TQM;

- системы, соответствующие требованиям стандарта ИСО 9000;

- системы, соответствующие критериям национальных или международных (региональных) премий, дипломов по качеству.
Модель управления качеством, основанная на принципах Всеобщего управления качеством TQM, использует метод оценок, но предполагает более глубокий анализ деятельности организации как производителя продукции и услуг. Концепция TQM предусматривает наличие у фирмы четко и ясно сформулированной миссии, стратегических целей, которые выработаны в результате всесторонних исследований потребностей внешней среды в основных продуктах деятельности организации. Всеобщее управление качеством использует процессный подход к деятельности компаний, ряд специфических, достаточно сложных, но весьма эффективных методов и инструментов управления качеством (см. подробнее в п. 2.2).

Модель управления качеством, основанная на требованиях международных стандартов качества ISO 9000 версии 2000 г.