Файл: 1. Понятие дислалия. Классификация дислалии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Понятие дислалия. Классификация дислалии.

Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Это значит, что отклонение не связано с нарушением слуха или повреждениями головного мозга. Может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любого из звуков родного языка.

Дислалия у детей проявляется отсутствием звуков в речи, либо происходит их замена, смешение или искажение. При наличии подобной симптоматики обязательно проведение логопедического обследования с целью изучения подвижности, строения речевого аппарата, обследования фонетического слуха. Важно понимать, что коррекция дислалии должна проводиться своевременно, потому что это нарушение может привести к дислексии и дисграфии, при этом оно серьезно затрудняет коммуникацию ребенка с окружающими его людьми.

Основная классификация дислалии.

Специалисты выделяют две основные формы дислалии – функциональную и механическую (органическую).

Функциональная дислалия проявляется в нарушении воспроизведения фонем, при этом нарушения артикуляционного аппарата отсутствуют. Она делится на 3 вида

Моторная. Моторная дислалия возникает по причине нейродинамических изменений в центральных отделах речедвигательного анализатора. Характеризуется неточным произношением звуков, их искажением, при этом звуки ребенок подбирает правильно.

Сенсорная. Характеризуется теми же нарушениями, но в речеслуховом анализаторе. Ребенок испытывает проблемы в слуховом различении звуков, которые схожи по произношению: шипящие и свистящие, твердые и мягкие, глухие и звонкие.

Сенсомоторная. В этом случае присутствует оба варианта нарушений, т.е. происходят искажения и замены звуков.

Механическая дислалия (органическая) обусловлена органическими патологиями органов речи:

Короткая уздечка языка.

Нарушенная зубочелюстная система. Сюда могут быть включены различные патологии: неправильный прикус, слишком развития верхняя челюсть по сравнению с нижней, большой промежуток при смыкании челюстей и т.д.

Слишком массивный язык (макроглоссия) или, напротив, слишком узкий и маленький (микроглоссия).

Утолщенные губы с ограничением их подвижности.

Неправильно сформированное нёбо (узкое, плоское, высокое)


1. Подготовить картинки для проверки произнесения звуков.

(документ ворд готовый)
2. Подготовить тексты для проверки звуков.

  • По семеро в сани уселись сами. Из – под Костромы, из – под Костромщины везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках, везёт да языком, что решетом, так и сеет: и про щук и про леща, - мол, плавниками трепеща, пищи на обед ища, ходит щука вкруг леща – вот так это штука, - тщетно тщится щука ущемить леща. Вот так это штука! Еле-еле Елизар, Едет-едет на базар. А с базара, а с базара, не догонишь Елизара. Еле-еле ель Егор затащил к себе во двор. Еле-еле Лена ела, Есть из лени не хотела. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. Болтал, болтал – на чужой роток не накинешь платок: санки скок – Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб – все в сугроб! Всякая сорока от своего языка погибает – знай больше, а говори меньше.

  • Я ему по секрету, а он по всему свету, что на улице медовик, мне не до медовика, что на улице дёготник, мне не до деготника, не до дёготниковой жены, не до дёготниковых детей. Так вот скажите друг дружке, а дружка подружке, а подружка борову, а боров всему городу – язык ото лжи не краснеет, и без того красный, а только береги честь с молоду – один раз соврёшь – в другой не поверят; ведь коли врун, так и обманщик, а обманщик , так и плут, а плут, так и мошенник, а мошенник, так и вор. Саша - само совершенство, а еще самосовершенствуется! Саша любит сушки, Соня ватрушки. Саша Саше сшила шапку. Саша шапкой шишку сшиб. Саша шустро сушит сушки, Саша высушил штук шесть. Около ямы три хвои вялы. На хвою встану, хвою достану. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

  • Дело было вечером, делать было нечего. Привёз Пров Егорке во двор дров горку. Приключилось приключение про ключи и про печенье. Прочно прячутся ключи в калачи и кирпичи. А, портной Потто играл в лото, и портниха Потто играла в лото. Но портной Потто не знал про то, что портниха Потто играет в лото. Пришёл Прокоп кипятить свой укроп, рассказал про то, что портниха Потто играет в лото, но не слушал Потто. Стоит Прокоп, кипятит свой укроп, а укроп шипит и совсем не кипит. Ушёл Прокоп. Шипел, шипел укроп, закипел вдруг укроп! Услыхали про то супруги Потто. Позабыв про лото, закричали про то, что пришёл Прокоп кипятить свой укроп. Пришёл Прокоп – не кипел укроп, а ушёл Прокоп – закипел укроп! Прибежал Прокоп и спросил Потто: « Что кричите, про что?» Но не слышат Потто и кричат лишь про то, что пришёл ты, Прокоп, не кипел твой укроп. А ушёл ты, прокоп, закипел твой укроп и сбежал твой укроп. У Саши в каше сыворотка из – под простокваши. Хвастать - не косить, спина не заболит.


  • В четверг, четвёртого числа в четыре с четвертью часа шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича – шли, шли, вдруг перед ними река – широка, как Ока. …А на том берегу стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Увидали попы, рты раскрыли попы, закричали попы, побежали попы. У страха глаза велики – пуганая ворона и куста боится. От топота копыт пыль по полю летит. То курьера курьер обгоняет в карьер. Только бык тупогуб никуда не спешил, у дороги лежал, головой лишь мотал, бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке. У перепела и перепёлки пять перепелят сидят на ёлке. А, у Прошки с плошкой вышла оплошка - перевернул башкою плошку. С одной сорокой - одна морока, сорок сорок - сорок морок.

  • В чаще встретил еж ежа: - Как погода, еж? - Свежа. И пошли домой, дрожа, сгорбясь, съежась, два ежа. Потому, как была у них каталка на палке. Сломала каталку на палке Наталка. Чинили-чинили Наталке каталку, но так и осталась каталка без палки. А во всём виноваты цыплята, да и курицы, вон, разноцветные курицы бегают по улице, а потом, пьют водицу на улице. А тут и молодец у молодицы попросил напиться водицы. Так, из соседнего колодца целый день водица льется. Скворцы и синицы - веселые птицы. Скaзaлa со смехом соседке синицa: "Стaть сaмой скpипучей соpокa стpемится!" Цокнул сзади конь копытцем, под копытцем пыль клубится. Испугалася овца, что стоит возле овса. Идет козел с косой козой, идет козел с босой козой, идет козa с косым козлом, идет козa с босым козлом. Тут попугай говорит попугаю: - Я тебя, попугай, попугаю! - Попугай ты меня, попугай, - Говорит попугай попугаю. Крот кроит кокотке – утке на каток крутую куртку. Утка в драку на крота:"Как-то куртка коротка!" Нет в крикливой утке такта: У крота-то – катаракта


2. Обследование артикуляционного аппарата

1. Заготовить таблицы для проверки строения артикуляционного аппарата

2. Заготовить таблицы для проверки подвижности органов артикуляционного аппарата

3. Методы устранения дислалии.

Ни один квалифицированный логопед не исправляет все звуки одновременно. Вначале коррекции подлежит звук, базовый для группы фонем. Если нарушена артикуляция нескольких групп, начинают с той группы фонем, которая появляется у человека раньше по возрастным нормам.

Базовые звуки для разных групп:

С – для свистящих, далее З, Сь, Зь, Ц;

Ш – для шипящих, далее Ж, Ч, Щ;

К – для заднеязычных, далее Г. Х. Кь, Гь, Хь.

Этапы постановки звуков:

Подготовительный этап.

На этом этапе артикуляционный аппарат подготавливается к восприятию и воспроизведению фонемы.Направления работы:

-отработка речевого дыхания;

-развитие фонематического слуха;

-отработка правильного артикуляционного уклада речевого аппарата;

-работа над мелкой моторикой рук;

-отработка опорных звуков.
Ребёнок под руководством логопеда разучивает и отрабатывает комплекс артикуляционных упражнений, тренирующих движения губ, языка, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти. К ним присоединяются упражнения на отработку направленной воздушной струи. Одновременно малыш посредством различных упражнений развивает восприятие, память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику.
Постановка.

На этом этапе соединяются все достижения по освоению правильной артикуляции, направленной воздушной струи, голоса. Существует игровой способ постановки звука, осознанный способ по подражанию и механический способ укладывания органов артикуляции в нужную позицию при помощи специальных инструментов. Логопед избегает называть звук, над которым он работает вместе с ребёнком, чтобы в сознании малыша не закрепился старый, неверный стереотип. Итог этого этапа – правильное произношение ребёнком звука без любой помощи.
Автоматизация.

Для закрепления поставленного звука в речи его сначала отрабатывают или в открытых слогах в сочетании с гласными А, О, У, Ы (ла, ча, лы, ши), или в закрытых слогах (ас, ар, ац, ещ). Далее звук ставят в положение между двумя гласными (аша, ушу, озо, узу), в слоги с несколькими согласными рядом (шка, ску, тла, рба).
После автоматизации в слогах, приходит очередь автоматизации звука в начале, конце, середине слова. Каждое слово или название картинки проговаривают до 5 раз и повторяют этот урок дома. В начале автоматизации звук, над которым работают, слегка выделяется силой голоса и длительностью произношения, затем этот приём не используют.
После отработки звука в словах подбирают речевой материал для его автоматизации в предложениях, стихотворениях, в прозе, в обычной речи.
Дифференциация.

На этом этапе ребёнка учат различать звуки, которые он смешивает, и правильно их произносить. Логопед обращает его внимание на разницу в положении органов артикуляции при произношении звуков, сходных акустически и по двигательным признакам, различать их на слух.

Дифференциация происходит последовательно – звуки различают сначала изолированно, затем в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.
Родителям нужно помнить, что недоразвитие фонематического слуха перейдёт во время обучения в школе в такие сложные патологии, как дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). Их коррекция гораздо сложнее и продолжительнее, чем коррекция дислалии. Нарушения речи негативно влияют на развитие памяти, внимания, мышления, речевого слуха, поэтому родителям ребёнка с дефектным произношением следует как можно раньше обратиться за профессиональной помощью.

1.Подготовить игру по узнаванию неречевых звуков.

Условно все неречевые звуки можно разделить на несколько групп:

  • Звуки природы – шум дождя, гром

  • Голоса животных – карканье вороны, мычание коровы

  • Транспортные шумы – постукивание колёс поезда, звонок велосипеда

  • Звуки предметов – стук топора, шум пылесоса

  • Шумы материалов – шуршание пересыпаемой крупы, скрип стекла

  • Музыкальные инструменты и игрушки – гул барабана, звон колокольчика


Несколько вариантов игр по теме «Неречевые звуки».

Игра «Жмурки».

Найди меня с завязанными глазами по звуку колокольчика!

Вариант попроще – стоять на месте, пока ребёнок вас найдёт, посложнее – убегать, звеня колокольчиком.
Игра «Звонкая корзиночка».

Пронеси корзиночку по кругу как можно тише! Если услышишь какой-то звук – назови его.

В корзиночке звучащие предметы: пакеты, колокольчики, ложки, бубенцы, бубен и прочее. Игра развивает слуховое внимание и дифференциацию неречевых звуков.
Игра «Хлопай-топай».

Если звучит колокольчик – хлопай, если барабан – топай! Ребёнок не должен видеть инструменты. Постепенно игру можно усложнять: предлагать воспроизвести целые цепочки действий (хлоп-топ-топ), взять близкие по звучанию инструменты (металлические и деревянные ложки). Игра развивает слуховое восприятие, внимание, переключаемость.
Игра «Дождик – солнце».

Пока я играю в бубен, хорошая погода: можно бегать и играть. Но когда я бью в барабан – налетел ураган, надо прятаться в домик!

Договоритесь, где будет домик, например, на стульчике. Усложнить игру можно, оставив только бубен: пока он слегка звенит – солнце, а когда в него бьют – ураган.
Игра «Кто так голос подаёт?».