Файл: 1. Понятие дислалия. Классификация дислалии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Посмотри, на картинках животные. Я буду включать их голоса, а ты угадай, кто так говорит, и подавай мне карточку.

Для этой игры можно использовать предметные картинки по различным темам – не только животные, но и музыкальные инструменты, бытовые предметы, игрушки.
Игра «Минное поле».

Пройди по комнате с завязанными глазами, минуя препятствия. Я буду предупреждать тебя: когда услышишь писк мяча, перешагивай. В качестве препятствий по комнате можно разложить ортопедические коврики-паззлы. Игра развивает слуховое внимание, крупную моторику.


2. Подготовить игру по различению одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

Игра «Волк и зайцы».

Цель: научить детей различать степень громкости звука.

Оборудование: барабан.

Ход: Один ребенок — «волк», остальные — «зайцы». «Волк» прячется и должен появиться, услышав громкие сигналы (например, барабана). Остальные дети («зайцы») выполняют различные действия в зависимости от интенсивности звучания условного сигнала : при тихих звуках — спокойно играют, при усилении громкости — настораживаются (останавливаются, при громких звуках — разбегаются.
Игра «Найди мишку».

Цель: научать соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо — далеко, громко-близко).

Оборудоване: бубен.

Ход: Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала(например, бубна).
Игра «Высоко — низко».

Цель: познакомить детей с понятиями «высокий» — «низкий» звук, «звучит высоко»«звучит низко».

Оборудованиеразличные музыкальные инструменты

Ход:Дети идут по кругу. Воспитатель воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино, гармонике). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки — приседают.
Игра "Три медведя".

Цель: научить детей различать высоту звука.

Оборудование: три медведя (Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка, ширма.

Ход:Перед ширмой ставят трёх медведей (медведя, медведицу и медвежонка) Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, 
кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет кто из медведей так говорит. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Игра «Угадай, кто позвал».

Цель: научить детей различать высоту звука.

Ход: Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал. Последний вариант этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится.


4. Этапы развития у детей способности дифференцировать фонемы

1. Подготовить игру по дифференциации слогов

2. Подготовить игру по дифференциации фонем

5. Артикуляционная гимнастика. Статистические и динамические упражнения

1. Подготовить и показать статистические упражнения

2. Подготовить и показать динамические упражнения

6. Сигматизм и его виды.

Самыми распространёнными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Одним из распространённых нарушений звукопроизношения является сигматизм свистящих звуков. Сигматизм (шепелявость) –это недостатки произношения шипящих ([Ж], [Ш], [Ч], [Щ]) и свистящих ([С-С′], [З-З′], [Ц]) фонем.

Виды сигматизма.

Все формы сигматизма делятся на две большие группы: сигматизм шипящих и сигматизм свистящих. От характера искажения звуков зависят приемы исправления дефектного звукопроизношения. Основные виды сигматизма у обоих групп звуков идентичны:

Межзубный. Кончик языка принимает позию между верхними и нижними резцами. Фонемы приобретают шепелявое звучание.

Призубный. Язык упирается в края резцов, перекрывая проход воздуха сквозь межзубную щель. Производимый звук акустически близок к [Т].


Губно-зубной. Нижняя губа сближается с верхними зубами, воздух выходит толчкообразно. Вместо правильного звука слышится искаженный [Ф] или [В].

Боковой. Выдыхаемая воздушная струя выходит через одностороннюю щель или по обоим боковым краям языка. Звук получается шумным, хлюпающим.

Носовой. При фонации воздух выходит не через рот, а через носовую полость. Из-за этого звук получает храпящий призвук с назальным оттенком.

Кроме этого, шипящие [Ш], [Ж] могут иметь другие виды искажения, характерные только для них:

нижнее – язык опущен за нижние резцы, шипящие произносятся смягченно;

щечное – воздушная струя уходит в щеки, вызывая их раздувание, вместо звука слышен шум;

заднеязычное ‒ воздух проходит между твердым небом и задней частью спинки языка, слышится «хыканье» или «гыканье», напоминающее южно-русский говор.
1.Устранение сигматизма звуки «с»-«сь», «з»

При правильном произношении звуков С, 3, Ц артикуляция следующая:

-зубы сближены на расстоянии 1 мм;

-положение губ и расстояние между зубами зависят от последующего гласного звука;

-язык широко распластан, и его кончик упирается в нижние резцы;

-спинка языка умеренно выгнута;

-боковые края языка подняты и изнутри плотно прижаты к верхним коренным зубам;

-посередине стенки языка образуется желобок, по которому проходит холодная струя выдыхаемого воздуха;

-нёбная занавеска (мягкое нёбо) поднята и прижата к задней стенке глотки, не пропуская воздушную струю через носовую полость;

-голосовые складки разомкнуты, звук глухой.
При произнесении мягкого звука СЬ язык напряжен, кончик языка гораздо сильнее упирается в нижние резцы, а спинка языка выгнута и приближена к твердому нёбу.
Артикуляция звонких звуков 3—3′ отличается прежде всего тем, что звуки звонкие, т.к. голосовые складки сомкнуты и вибрируют; спинка языка поднята выше, выдох меньше, чем при звуках С – СЬ.
2.Устранение сигматизма звуки «ц», «ш»-«ж»

Звук Ц образуется при слитном и быстром произнесении двух звуков Т—С {ТС — при этом Т произносится не кончиком, а спинкой языка): сначала кончик языка упирается в нижние резцы, как при С, спинка выгнута и касается альвеол, потом кончик языка остается в том же положении, а спинка после взрыва при соприкосновении с альвеолами опускается до положения, занимаемого при произнесении С, а по образовавшемуся желобку проходит холодная струя воздуха.

Звуки Ш и Ж — шипящие, при произнесении которых:

-губы слегка выдвинуты вперед;

-передняя часть языка в виде ковшика поднята к верхним альвеолам, но не касается их; образуется --щель, через которую проходит теплая струя воздуха;

-боковые края языка подняты и плотно примыкают к верхним коренным зубам, не пропуская воздушную струю;

-мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость;

-голосовые складки при Ш разомкнуты, а при Ж сомкнуты и ибрируют.

Звук Ш — глухой, а Ж — звонкий.
7. Устранение ротацизма.

Ротацизмом в логопедии принято называть искажение или отсутствие в речи звука [р].

Раньше это явление называли картавостью.При таком недостатке человек (чаще ребёнок) пытается рычать, но вибрация не происходит.Вместо «рыба» слышится «ыба», «ручка» — «учка» и т.п.

Если вы спросите — чем же отличаются конкретно ротацизм и параротацизм, то достаточно будет запомнить, что при ротацизме звук искажается или отсутствует, а при параротацизме [р] заменяется на более лёгкий для конкретного ребёнка звук. Чаще это Л.

Ротацизм встречается у детей, как без диагнозов речевого развития, так и при дислалии, ринолалии или дизартрии.

Вообще звук [р] считается самым сложным для артикуляции. Требуется сильное напряжение мышц и кончика языка.

Более 26% дошкольников страдают таким дефектом речи. А дети со стёртой дизартрией на 50% имеют ротацизм вдобавок к другим симптомам нарушения.
Причины ротацизма

Сам по себе ротацизм является нарушением, вытекающим из таких речевых нарушений, как: механическая дислалия, дизартрия, открытая  ринолалия.

Как факторы развития ротацизма рассматриваются:

  1. Аномалия языка. Это может быть короткая уздечка, препятствующая языку подниматься вверх.

  2. Аномалия зубочелюстной системы. Расщелины в нёбе и боковой прикус способствуют утечке воздуха сквозь щель. Так и твёрдое нёбо является осложнением для артикуляции Р.

  3. Слабые артикуляционные мышцы. Они препятствуют правильному произнесению звуков Р и Рь. Вибрации языка практически не происходит, поэтому струя выдыхаемого воздуха слишком слаба.

  4. Проблемы с фонематическим слухом. Ребёнок просто не сопоставляет правильный звук с тем, который произносит он сам. но это встречается редко. Чаще всего звук просто заменяется на тот, который ребёнку легче произнести.

  5. Дизартрия. Здесь имеет место быть увулярный и велярный ротацизм. Частыми случаями является боковое искажение, что приводит к паретичности щёк и языка.

  6. Двуязычие и подражание. Если в семье говорят ещё и на другом языке (увулярный — если на французском, или гортанный — если в семье слышна немецкая речь), то ребёнок просто подражает произношению, даже не замечая.




1. Подготовить упражнения для устранения ротацизма.

Подготовка органов речи к артикуляции Р-Рь, который является сонорным, поможет овладеть вибрацией.

Следующие упражнения подготовят речевой аппарат, помогут растянуть подъязычную связку и поспособствуют развить эластичность языка.

Упражнение «Лошадка»

Язык прижимается к верхнему нёбу с последующим щёлканьем. Громкость и темп выполнения щелчков можно изменять.

Упражнение «Кучер»

Благодаря этому упражнению развиваются губные мышцы. Во время выполнения рот нужно закрыть, заставить губы вибрировать и в это время проговаривать протяжно «тпру-у-у-у-у-у», а затем «тр-р-р-р-р».

Упражнение «Маляр»

Это упражнение необходимо для того, чтобы растянуть уздечку под языком.Для этого язык подтягивается вверх, затем кончиком начинаем как бы гладить верхнее нёбо.

Упражнение «Зубная щётка»

Улыбаясь, требуется высунуть кончик языка и почистить зубы. Язык должен двигаться по наружной поверхности зубов, а затем по внутренней. Движения медленные, челюсти в зафиксированной позиции.

Упражнение «Качели»

Язык в распластанном состоянии нужно поднять, завести за верхний ряд зубов с последующим опусканием за нижние зубы. Рот открывается при этом всего лишь на несколько сантиметров.

Упражнение «Барабанщик»

Это упражнение поможет потренировать кончик языка. Рот открывается не широко, язык заводится за нижние зубы, при этом необходимо стучать и проговаривать «д-д-д-д». Темп увеличивается медленно и постепенно.
Такой набор упражнений проводят не только во время подготовительного этапа.

Их же используют и для разогрева мышц в начале каждого логопедического занятия, когда планируется коррекция ротацизма. По времени эти тренировки сначала продолжаются в течение 15-20 минут, в последующем продолжительность увеличивается до 30 минут.
8. Подготовить предметные и сюжетные картинки для логопедического обследования

9. Устранение заикания при развитии элементарных математических представлений

1. Игровая деятельность в устранении заикания (подготовить игры)