Файл: Учебнометодический комплекс для студентов 1го курса Тюмень, 2007 Отечественная история учеб метод комплекс для студентов 1го курса сост. Н. В. Шестакова,, А. Е. Стефашов, И. Н. Приходько, И. Н. Семёнова. Тюмень, 2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Лозунги государственного суверенитета, выдвинутые в некоторых республиках, перерастали в требование полной независимости. Везде местные власти прибирали к рукам основные отрасли промышленности. 17 марта 1991 года в 9 республиках прошёл референдум о судьбе СССР, три четверти голосовавших высказались за его сохранение. 23 апреля 1991 года представители 9 республик и Горбачёв, как Президент СССР, подписали соглашение о заключении нового союзного договора. 12 июня 1991 года в РСФСР прошли выборы президента, которым стал Б.Н.Ельцин.

19 августа 1991 года, чтобы предотвратить подписание союзного договора, которое должно было состояться 20 августа, его противники организуют путч. ТАСС сообщил о создании Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению (ГКЧП), который сместил Горбачёва, ввёл в стране чрезвычайное положение. В Москву были введены войска. Но действия заговорщиков встретили сопротивление народных масс, центр которого находился в здании Верховного Совета РСФСР. Решительным противником переворота выступил Ельцин, которого горячо поддерживали многие тысячи людей, собравшиеся у Белого Дома. Вечером 21 августа Горбачёв вернулся в Москву, организаторы путча были арестованы.

Попытка государственного переворота резко ускорила процесс распада СССР. Сразу после путча 8 республик заявили о своей полной независимости. Деятельность КПСС была приостановлена, а потом и запрещена. Горбачёв оставил пост Генерального секретаря ЦК КПСС и распустил ЦК. 8 сентября 1991 года в Беловежской пуще руководители Белоруссии, Российской Федерации и Украины подписали договор о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и объявили о прекращении существования СССР как субъекта международного права. 21 декабря 1991 года на совещании в Алма-Ате к СНГ присоединились ещё 8 республик.


1. ЗАДАНИЕ.

Соотнесите функцию исторического знания:

  1. Научно-познавательная

  2. Воспитательная

  3. Социальной памяти

и соответствующее ей определение

  1. Формирование моральных, нравственных, гражданских ценностей и качеств личности

  2. Историзм мышления, диалектическое историческое сознание, выявление закономерностей исторического развития

Варианты ответов:

    1. 1 – В, 3 – А

    2. 1 – В, 2 – А

    3. 1 – А, 2 – В

    4. 2 – А, 3 – В


2 ЗАДАНИЕ.

Соотнесите известного российского учёного

  1. С. М. Соловьёв

  2. М. М. Ковалевский

  3. В. О. Ключевский

и соответствующее направление его исследования

    1. труды по истории русской крестьянской общины

    2. вывод о том, что своеобразие исторического пути России состоит в её промежуточном положении между Европой и Азией

    3. изучение процесса формирования крепостнических отношений на Руси

Варианты ответов:

      1. 1 – С, 2 – B, 3 – A

      2. 1 – B, 2 – C, 3 –A

      3. 1 – B, 2 – A, 3 – C

      4. 1 – A, 2 – C, 3 – B


3 ЗАДАНИЕ.

Известный российский историк Н. М. Карамзин написал произведение

Варианты ответов:

  1. «История России с древнейших времён»

  2. «История государства Российского»

  3. «От Руси к России»

  4. «Очерки по истории русской культуры»


4 ЗАДАНИЕ.

Тремя особенностями российского исторического процесса являются

Варианты ответов:

  • страна с военно-государственным типом цивилизации

  • страна с системообразующей ролью в её истории власти, государства

  • страна с общественным договором как основой её исторического развития

  • социум с развитым гражданским обществом

  • социум с минимальным объёмом совокупного прибавочного продукта и общинной консолидацией в противостоянии природе и внешним врагам.


5 ЗАДАНИЕ.

Впервые проблема происхождения Древнерусского государства была поставлена:

Варианты ответов:

  1. летописцем Нестором

  2. в «Русской Правде» Ярославичей

  3. немецкими учёными Миллером и Байером, работавшими в России

  4. М.В. Ломоносовым


6 ЗАДАНИЕ.

Норманнская теория
происхождения Русского государства разработана

Варианты ответов:

  1. летописцем Нестором

  2. псковским монахом Филофеем

  3. немецкими учёными Миллером, Байером

  4. русским историком Н. М. Карамзиным


7 ЗАДАНИЕ.

Перечисленные события:

  1. крещение Руси

  2. создание «Русской правды» при князе Ярославе Мудром

  3. призвание варягов

имеют хронологическую последовательность

Варианты ответов:

    1. C, B, A

    2. B, A, C

    3. A, B, C

    4. C, A, B


8 ЗАДАНИЕ.

Какой из названных народов, по данным «Повести временных лет», относился к восточным славянам?

Варианты ответов:

  1. печенеги

  2. половцы

  3. поляне

  4. хазары


9 ЗАДАНИЕ.

Сопоставьте термин, характеризующий порядок сбора дани в Древней Руси

  1. урок

  2. погост

  3. повоз

и определение данного термина

    1. место сбора дани

    2. размер дани

    3. порядок сбора дани

Варианты ответов:

  1. 1 – B, 2 – C, 3 – A

  2. 1 – C, 2 – A, 3 – B

  3. 1 – A, 2 – B, 3 – C

  4. 1 – B, 2 – A, 3 – C


10 ЗАДАНИЕ.

«Славянскими апостолами» называют:

Варианты ответов:

  1. просветителей Кирилла и Мефодия

  2. первых святых на Руси Бориса и Глеба

  3. первых князей-христиан: княгиню Ольгу и её внука Владимира Святого

  4. летописца Нестора и игумена Феодосия Печерского


11 ЗАДАНИЕ.

Три черты характеризуют раннефеодальную эпоху на Руси

Варианты ответов:

  • общерусский рынок

  • постоянная борьба с кочевниками

  • вотчинное хозяйство

  • княжеская власть

  • оживлённая торговля с Китаем, подкреплённая династическими браками

  • введение патриаршества

  • помещичье землевладение


12 ЗАДАНИЕ.

Соотнесите термин

  1. вира

  2. удел

  3. вече

и определение данного термина

    1. доля представителя княжеского рода в родовом владении

    2. штраф за совершенное преступление

    3. народное собрание

Варианты ответов:

  1. 1 – B, 2 – A, 3 – C

  2. 1 – A, 2 – B, 3 – C

  3. 1 – C, 2 – B, 3 – A

  4. 1 – B, 2 – C, 3 – A



13 ЗАДАНИЕ.

Период феодальной раздробленности на Руси характеризуют три явления:

Варианты ответов:

  • децентрализация государства

  • создание самостоятельных княжеств

  • ослабление политических и экономических связей между областями Руси

  • утрата Русью независимости

  • междоусобные войны

  • расцвет Руси


14 ЗАДАНИЕ.

Основные четыре черты барщинного хозяйства это:

Варианты ответов:

  • господство натурального хозяйства

  • прочная связь с рынком

  • наличие у крестьянина предоставленного помещиком надела

  • личная зависимость крестьянина от помещика

  • экономическая зависимость крестьянина от помещика

  • медленное совершенствование всего сельскохозяйственного производства


15 ЗАДАНИЕ.

В XII-XIV вв. боярские республики существовали в

Варианты ответов:

  1. Киеве и Новгороде

  2. Владимире и Киеве

  3. Москве и Рязани

  4. Новгороде и Пскове


16 ЗАДАНИЕ.

Во главе татаро-монгольского войск, двинувшегося на Русь в 1237 году находился?

Варианты ответов:

  1. Чингисхан

  2. Батый

  3. Мамай

  4. Тохтамыш


17 ЗАДАНИЕ.

Сопоставьте термин, характеризующий взаимоотношение Руси с Золотой Ордой:

  1. ярлык

  2. баскак

  3. «выход»

и определение данного термина

    1. ежегодная плата русичей Орде

    2. ханская грамота, дававшая право на великое княжение на Руси

    3. сборщик дани, а позднее – ханский наблюдатель на Руси

Варианты ответов:

  1. 1 – C, 2 – A, 3 – B

  2. 1 – B, 2 – A, 3 – C

  3. 1 – B, 2 – C, 3 – A

  4. 1 – A, 2 – B, 3 – C


18 ЗАДАНИЕ.

Перечисленные события:

  1. Куликовская битва

  2. Битва на реке Калка

  3. Невская битва

  4. Ледовое побоище

имеют хронологическую последовательность

Варианты ответов:

  1. C, B, A, D

  2. B, C, D, A

  3. A, B, D, C

  4. B, A, C, D


19 ЗАДАНИЕ.

Главными соперниками московских князей в борьбе за ярлык на великое княжение в XIV веке были правители

Варианты ответов:

  1. Тверского княжества

  2. Новгорода Великого

  3. Рязанского княжества

  4. Киевского княжества


20 ЗАДАНИЕ.

Тремя характерными чертами развития Российского государства в конце XV – первой половине XVI вв. являются:

Варианты ответов:

  • заключение унии с Литвой

  • усиление феодальной раздробленности

  • ослабление обороноспособности государства

  • образование централизованного государства

  • принятие Судебника

  • начало закрепощения крестьян



21 ЗАДАНИЕ.

Перечисленные события:

    1. учреждение опричнины

    2. свержение ига Орды

    3. присоединение Новгорода Великого к Москве

имеют хронологическую последовательность

Варианты ответов:

  1. C, B, A

  2. B, C, A

  3. A, B, C

  4. B, A, C


22. ЗАДАНИЕ.

Тремя правителями Московского княжества были:

Варианты ответов:

  • Юрий Долгорукий

  • Даниил Александрович

  • Андрей Боголюбский

  • Иван Калита

  • Василий Тёмный

  • Александр Невский


23 ЗАДАНИЕ.

Тремя мероприятиями Ивана IV являлись

Варианты ответов:

  • введение подушной подати

  • созыв первого Земского собора

  • отмена крепостного права

  • организация стрелецкого войска

  • издание судебника

  • создание Верховного тайного совета


24 ЗАДАНИЕ.

Три черты, характеризовавшие опричнину, – это:

Варианты ответов:

  • крупная государственная реформа

  • аппарат государственного террора

  • форма частного землевладения

  • территория, выделенная из состава государства

  • особая группа царских подданных, отделённых от остального государства

  • система новых налогов на содержание армии


25 ЗАДАНИЕ.

Местничество – это:

Варианты ответов:

  1. право распоряжения землёй, полученной по наследству

  2. система распределения государственных должностей с учётом знатности происхождения

  3. порядок взимания пошлин за проезд и провоз товаров по территории феодала

  4. система управления отдалёнными, чаще всего пограничными местностями


26 ЗАДАНИЕ.

Земельные владения феодалов на Руси назывались

Варианты ответов:

  1. барщина и поместье

  2. поместье и вотчина

  3. вотчина и оброк

  4. оброк и барщина


27 ЗАДАНИЕ.

Поместное землевладение отличало от вотчинного землевладения четыре черты:

Варианты ответов:

  • поместье наследовалось, а вотчина нет

  • поместье могло дариться, а вотчина нет

  • поместья появляются после вотчин

  • вотчины давались только великим князем, а поместья – еще и боярами

  • вотчина наследовалась, а поместье нет

  • за право владеть поместьем надо было обязательно служить, а за вотчину нет

  • вотчину можно было продать, а поместье нет