Файл: Работа классного руководителя с родителями учащихся содержание и формы.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Успеваемость___________________________________
. Недостатки в семейном воспитании, замеченные классным руководителем__________________________
. Особенности семьи, которые необходимо учесть при воспитании ребёнка______________________
. Является ли данная семья проблемной_____________________
. Педагогические задачи, вытекающие из характеристики социальной ситуации развития семьи________________________
. Индивидуальная социально-педагогическая работа с семьёй с учётом регионального компонента______________________.
А правильно заполнить данную карточку помогут разнообразные методики психолого-педагогического исследования.
Уже на первой встрече с родителями можно использовать следующую диагностику:
1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребёнок?
2. Каким вы видите классного руководителя своего ребёнка?
. Каким вы представляете себе класс, в котором учиться вашему ребёнку?
. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?
Для изучения отношения родителей к собственному ребёнку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям ответить на следующие вопросы:
1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
2. Как чувствует себя ваш ребёнок в ученическом коллективе?
. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка в коллективе? Назовите их.
. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребёнка?
. Создаёт ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребёнка?
. Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его учебной деятельности?
С целью изучения качеств характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно предложить родителям заполнить следующую анкету:
1. Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?
2. Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
. Как ведёт себя ваш ребёнок дома?
. Делится ли ваш ребёнок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?
Работа классного руководителя с родителями предполагает взаимодействие как с матерями, так и с отцами учащихся. Вот им то, отцам, и можно предложить следующий тест, который покажет им, насколько полно они выполняют свою отцовскую роль:
Хороший ли ты отец?
Предлагаемый тест содержит 26 вопросов, обращённых к отцам (эти же вопросы могут задать себе и матери). Классный руководитель зачитывает вопросы, а в заключение объявляет результаты (сумму очков и соответствующую этому характеристику). Отцы сами делают выводы, каковы они, надо ли что-то менять в своём отношении к ребёнку или всё в полном порядке.
1. Отделываешься ли ты от ответа на вопрос ребёнка словами вроде: «Я тебе это объясню, когда подрастёшь».
Да иногда нет
2 5
2. Считаешь ли ты, что ребёнку на «карманные расходы» следует давать не определённую разумную сумму, а в зависимости от его потребностей?
Да иногда нет
2 5
3. Стараешься ли ты объяснить ребёнку, почему ты ему запрещаешь что-либо?
Да иногда нет
2 0
4. Позволяешь ли ты маленькому ребёнку помогать по дому, даже если эта помощь даёт немного или ничего не даёт?
Да иногда нет
3 0
5. Считаешь ли ты, что невинная ложь ребёнка допустима?
Да иногда нет
2 4
6. Используешь ли ты каждую возможность, чтобы развить в ребёнке наблюдательность?
Да иногда нет
1 0
7. Разрешаешь ли ты себе саркастические замечания в отношении собственного ребёнка?
Да иногда нет
0 5
8. Придерживаешься ли ты взглядов, что хорошая трёпка никогда ещё не вредила ребёнку?
Да иногда нет
2 5
9. Считаешь ли ты, что раннее посвящение ребёнка во «взрослую жизнь» вредно?
Да иногда нет
3 4
10. Читаешь ли ты книги о воспитании?
Да иногда нет
2 0
11. Считаешь ли ты, что у детей могут быть собственные секреты?
Да иногда нет
2 0
12. Бранишь ли ты ребёнка, если он оставляет еду в тарелке?
Да иногда нет
1 4
13. Даёшь ли ты ребёнку возможность развивать веру в собственные силы и самостоятельность?
Да иногда нет
1 0
14. Радуешься ли ты успехам своего ребёнка, даже если хорошо видишь его недостатки?
Да иногда нет
2 0
15. Охотно ли ты проводишь время со своим ребёнком, доставляет ли тебе удовольствие его общество, или ты только испытываешь удовлетворение от чувства исполненного долга?
Да иногда нет
1 0
16. Осуждаешь ли ты суровость и строгость в воспитании детей, приводящие к скованности и неестественному поведению ребёнка?
Да иногда нет
0 0
17. В состоянии ли ты сохранить абсолютное спокойствие, когда твой ребёнок злится?
Да иногда нет
1 0
18. Можешь ли ты приказать так решительно, чтобы приказ был выполнен почти немедленно?
Да иногда нет
0 0
19. Легко ли ты устанавливаешь дружеские отношения с друзьями (подругами) твоего ребёнка?
Да иногда нет
2 0
20. Считаешь ли ты достаточной причиной для осуждения чего-либо у твоего ребёнка то обстоятельство, что, когда ты был в его возрасте, ты этого не делал или этим не интересовался?
Да иногда нет
2 5
21. Решаешь ли ты за своего уже повзрослевшего ребёнка жизненно важные вопросы (выбор работы, профессии), обрывая спор словами: «Я знаю лучше, что ему в жизни нужно»?
Да иногда нет
2 5
22. Считаешь ли ты, что твой ребёнок не может иметь тайн от тебя и не вправе чувствовать себя обиженным, если ты, например, вскроешь письмо, которое он получил?
Да иногда нет
2 5
23. Может ли ребёнок в споре переубедить тебя? Случается ли, что ты смягчаешь своё первоначальное решение, поняв, что оно слишком сурово или неправильно?
Да иногда нет
3 0
24. Извиняешься ли ты перед ребёнком, если ты его несправедливо наказал, подозревал или лишил удовольствия?
Да иногда нет
3 0
25. Забываешь ли ты о своих обещаниях ребёнку, особенно таких, которые для него награда за что-нибудь трудное или очень трудное?
Да иногда нет
2 5
26. Можешь ли оторваться от срочной работы или интересной передачи, если твой ребёнок просит совета или помощи в чём-то для него действительно важном?
Да иногда нет
2 0
Результаты теста
Если, сложив все цифры за полученные ответы на вопросы, сумма будет:
- ты идеальный отец;
-129 - ты очень хороший отец, сознающий важность своих обязанностей;
-99 - в общем, ты хороший отец, хотя часто допускаешь ошибки, ослабляя собственное влияние на процесс воспитания детей;
-79 - к сожалению, во многих вопросах ты оказываешься неважным отцом; по-видимому, твои дети не чувствуют себя с тобой достаточно хорошо;
Менее 59 - увы… Ты непоследователен в своих делах и поступках, слишком часто делаешь «иногда» то, что должен делать постоянно. Или делаешь постоянно то, чего не должен делать вообще. Дети не знают, когда и в чём они могут на тебя рассчитывать.
На основе данного теста можно провести с родителями вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение теста, его «за» и «против». Он заставит многих родителей по-иному посмотреть на результаты своего воспитания.
В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся можно использовать и проективные методики. Эффективность их использования состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Суть их заключается в следующем:
Учащиеся и их родители дают ответ на одни и те же вопросы, что позволяет определить причины конфликтов в их взаимоотношениях. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребёнка.
Например, для изучения традиций и обычаев, нравственных ценностей семей учащихся, можно использовать следующие вопросы проективной методики, на основании результатов которой можно проводить индивидуальные и тематические консультации:
Вопросы для учащихся:
Я радуюсь, когда…
Я огорчаюсь, когда…
Я плачу, когда…
Я злюсь, когда…
Мне нравится, когда…
Мне не нравится, когда…
Я верю, когда…
Если у меня хорошие новости, то я…
Если у меня плохие новости, то я…
Если у меня что-то не получается, то я…
И соответствующие вопросы для родителей:
Я радуюсь, когда мой ребёнок...
Я огорчаюсь, когда мой ребёнок…
Я плачу, когда мой ребёнок…
Я злюсь, когда ребёнок…
Мне нравится, когда мой ребёнок…
Мне не нравится, когда мой ребёнок…
Я не верю, когда мой ребёнок…
Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…
Если у моего ребёнка хорошие новости, то…
Если у моего ребёнка плохие новости, то…
Если у моего ребёнка что-то не получается, то…
Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить как детям, так и родителям на одну и ту же тему. Например, выбираются следующие темы: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье». Детям и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, куда нужно поместить предметы или занятия всех членов семьи, в соответствии с темой. После выполнения задания классный руководитель проводит сравнительный анализ рисунков. Это позволяет ему обратить внимание родителей на те моменты в воспитании их ребёнка, которым они в повседневной жизни не всегда придавали должного значения.