Файл: Работа классного руководителя с родителями учащихся содержание и формы.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


. Успеваемость___________________________________

. Недостатки в семейном воспитании, замеченные классным руководителем__________________________

. Особенности семьи, которые необходимо учесть при воспитании ребёнка______________________

. Является ли данная семья проблемной_____________________

. Педагогические задачи, вытекающие из характеристики социальной ситуации развития семьи________________________

. Индивидуальная социально-педагогическая работа с семьёй с учётом регионального компонента______________________.

А правильно заполнить данную карточку помогут разнообразные методики психолого-педагогического исследования.

Уже на первой встрече с родителями можно использовать следующую диагностику:


1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребёнок?


2. Каким вы видите классного руководителя своего ребёнка?


. Каким вы представляете себе класс, в котором учиться вашему ребёнку?


. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?


. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?


. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?

Для изучения отношения родителей к собственному ребёнку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям ответить на следующие вопросы:


1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?


2. Как чувствует себя ваш ребёнок в ученическом коллективе?

. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка в коллективе? Назовите их.


. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребёнка?



. Создаёт ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребёнка?


. Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его учебной деятельности?

С целью изучения качеств характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно предложить родителям заполнить следующую анкету:


1. Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?


2. Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?


. Как ведёт себя ваш ребёнок дома?


. Делится ли ваш ребёнок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?


. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?


. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?

Работа классного руководителя с родителями предполагает взаимодействие как с матерями, так и с отцами учащихся. Вот им то, отцам, и можно предложить следующий тест, который покажет им, насколько полно они выполняют свою отцовскую роль:


Хороший ли ты отец?

Предлагаемый тест содержит 26 вопросов, обращённых к отцам (эти же вопросы могут задать себе и матери). Классный руководитель зачитывает вопросы, а в заключение объявляет результаты (сумму очков и соответствующую этому характеристику). Отцы сами делают выводы, каковы они, надо ли что-то менять в своём отношении к ребёнку или всё в полном порядке.

1. Отделываешься ли ты от ответа на вопрос ребёнка словами вроде: «Я тебе это объясню, когда подрастёшь».

Да иногда нет

2 5

2. Считаешь ли ты, что ребёнку на «карманные расходы» следует давать не определённую разумную сумму, а в зависимости от его потребностей?

Да иногда нет

2 5


3. Стараешься ли ты объяснить ребёнку, почему ты ему запрещаешь что-либо?


Да иногда нет

2 0


4. Позволяешь ли ты маленькому ребёнку помогать по дому, даже если эта помощь даёт немного или ничего не даёт?

Да иногда нет

3 0


5. Считаешь ли ты, что невинная ложь ребёнка допустима?

Да иногда нет

2 4


6. Используешь ли ты каждую возможность, чтобы развить в ребёнке наблюдательность?

Да иногда нет

1 0


7. Разрешаешь ли ты себе саркастические замечания в отношении собственного ребёнка?

Да иногда нет

0 5


8. Придерживаешься ли ты взглядов, что хорошая трёпка никогда ещё не вредила ребёнку?

Да иногда нет

2 5


9. Считаешь ли ты, что раннее посвящение ребёнка во «взрослую жизнь» вредно?

Да иногда нет

3 4


10. Читаешь ли ты книги о воспитании?

Да иногда нет

2 0


11. Считаешь ли ты, что у детей могут быть собственные секреты?

Да иногда нет

2 0


12. Бранишь ли ты ребёнка, если он оставляет еду в тарелке?

Да иногда нет

1 4


13. Даёшь ли ты ребёнку возможность развивать веру в собственные силы и самостоятельность?

Да иногда нет

1 0


14. Радуешься ли ты успехам своего ребёнка, даже если хорошо видишь его недостатки?

Да иногда нет

2 0

15. Охотно ли ты проводишь время со своим ребёнком, доставляет ли тебе удовольствие его общество, или ты только испытываешь удовлетворение от чувства исполненного долга?

Да иногда нет

1 0


16. Осуждаешь ли ты суровость и строгость в воспитании детей, приводящие к скованности и неестественному поведению ребёнка?

Да иногда нет

0 0



17. В состоянии ли ты сохранить абсолютное спокойствие, когда твой ребёнок злится?

Да иногда нет

1 0


18. Можешь ли ты приказать так решительно, чтобы приказ был выполнен почти немедленно?

Да иногда нет

0 0


19. Легко ли ты устанавливаешь дружеские отношения с друзьями (подругами) твоего ребёнка?

Да иногда нет

2 0

20. Считаешь ли ты достаточной причиной для осуждения чего-либо у твоего ребёнка то обстоятельство, что, когда ты был в его возрасте, ты этого не делал или этим не интересовался?

Да иногда нет

2 5

21. Решаешь ли ты за своего уже повзрослевшего ребёнка жизненно важные вопросы (выбор работы, профессии), обрывая спор словами: «Я знаю лучше, что ему в жизни нужно»?

Да иногда нет

2 5

22. Считаешь ли ты, что твой ребёнок не может иметь тайн от тебя и не вправе чувствовать себя обиженным, если ты, например, вскроешь письмо, которое он получил?

Да иногда нет

2 5

23. Может ли ребёнок в споре переубедить тебя? Случается ли, что ты смягчаешь своё первоначальное решение, поняв, что оно слишком сурово или неправильно?

Да иногда нет

3 0


24. Извиняешься ли ты перед ребёнком, если ты его несправедливо наказал, подозревал или лишил удовольствия?

Да иногда нет

3 0


25. Забываешь ли ты о своих обещаниях ребёнку, особенно таких, которые для него награда за что-нибудь трудное или очень трудное?

Да иногда нет

2 5

26. Можешь ли оторваться от срочной работы или интересной передачи, если твой ребёнок просит совета или помощи в чём-то для него действительно важном?

Да иногда нет

2 0

Результаты теста

Если, сложив все цифры за полученные ответы на вопросы, сумма будет:

- ты идеальный отец;

-129 - ты очень хороший отец, сознающий важность своих обязанностей;

-99 - в общем, ты хороший отец, хотя часто допускаешь ошибки, ослабляя собственное влияние на процесс воспитания детей;

-79 - к сожалению, во многих вопросах ты оказываешься неважным отцом; по-видимому, твои дети не чувствуют себя с тобой достаточно хорошо;

Менее 59 - увы… Ты непоследователен в своих делах и поступках, слишком часто делаешь «иногда» то, что должен делать постоянно. Или делаешь постоянно то, чего не должен делать вообще. Дети не знают, когда и в чём они могут на тебя рассчитывать.


На основе данного теста можно провести с родителями вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение теста, его «за» и «против». Он заставит многих родителей по-иному посмотреть на результаты своего воспитания.

В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся можно использовать и проективные методики. Эффективность их использования состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Суть их заключается в следующем:

Учащиеся и их родители дают ответ на одни и те же вопросы, что позволяет определить причины конфликтов в их взаимоотношениях. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребёнка.

Например, для изучения традиций и обычаев, нравственных ценностей семей учащихся, можно использовать следующие вопросы проективной методики, на основании результатов которой можно проводить индивидуальные и тематические консультации:

Вопросы для учащихся:

Я радуюсь, когда…

Я огорчаюсь, когда…

Я плачу, когда…

Я злюсь, когда…

Мне нравится, когда…

Мне не нравится, когда…

Я верю, когда…

Если у меня хорошие новости, то я…

Если у меня плохие новости, то я…

Если у меня что-то не получается, то я…

И соответствующие вопросы для родителей:

Я радуюсь, когда мой ребёнок...

Я огорчаюсь, когда мой ребёнок…

Я плачу, когда мой ребёнок…

Я злюсь, когда ребёнок…

Мне нравится, когда мой ребёнок…

Мне не нравится, когда мой ребёнок…

Я не верю, когда мой ребёнок…

Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…

Если у моего ребёнка хорошие новости, то…

Если у моего ребёнка плохие новости, то…

Если у моего ребёнка что-то не получается, то…

Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить как детям, так и родителям на одну и ту же тему. Например, выбираются следующие темы: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье». Детям и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, куда нужно поместить предметы или занятия всех членов семьи, в соответствии с темой. После выполнения задания классный руководитель проводит сравнительный анализ рисунков. Это позволяет ему обратить внимание родителей на те моменты в воспитании их ребёнка, которым они в повседневной жизни не всегда придавали должного значения.