Файл: Работа классного руководителя с родителями учащихся содержание и формы.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Хороший результат в работе с семьёй даёт такая форма изучения как сочинение-размышление. Такая диагностика возможна там, где классный руководитель и родители - единомышленники, объединённые единой целью - сделать жизнь учащихся и в школе, и в семье теплее, радостнее, добрее. Темы размышления могут быть самыми разнообразными: «Быть отцом взрослой дочери это…», «Моя будущая семья… Какой ей быть?», «За что я люблю своих родителей», «Радости моего дома», «Самый печальный день в жизни моей семьи», «Праздники и будни моей семьи» и т д. Главное - родители и дети должны быть искренними в своих размышлениях.

Подобные сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.

Конечно же, классный руководитель сам должен решить, какую методику он будет использовать для выявления и развития воспитательного потенциала конкретной семьи, единственное, что он не должен забывать при этом, так это соблюдения правил общения с родителями.

Классный руководитель в общении с каждой семьёй должен быть искренен, уважителен и дружелюбен. Это поможет в установлении доверительных отношений с родителями;

Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребёнку;

Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу. При этом:

. Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения;

. Работа с родителями должна быть целенаправленной, планомерной и систематической;

. Методы этой работы должны быть взаимосвязаны с методами воспитания детей;

. Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

3. Содержание и формы работы классного руководителя с родителями учащихся
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе.

Формы же работы классного руководителя с родителями делятся на две большие группы: традиционные, к числу которых относятся родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации классного руководителя, посещения на дому; и нетрадиционные - родительские тренинги, ринги, дискуссии, вечера, чтения, круглые столы и др.



Какие же формы работы с родителями может использовать классный руководитель для реализации трёх основных задач?

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьёй:

родительские собрания;

родительские университеты;

конференции;

индивидуальные и тематические консультации;

тренинги;

диспуты;

практикумы;

родительские чтения;

родительские вечера;

родительские ринги.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью форм:

совместной познавательной деятельности (дни творчества детей и их родителей; открытые уроки, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет и т.д.);

совместной трудовой деятельности (укрепление материально-технической базы школы и класса, благоустройство школьного двора, ярмарки-распродажи семейных поделок);

досуга (совместные праздники, концерты, конкурсы, соревнования, турпоходы, экскурсии и др. внеклассные мероприятия).

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом включает в себя:

участие родителей класса в работе совета школы;

участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля;

участие в работе общественного совета содействия семье и школе.
.1 Формы повышения психолого-педагогических знаний родителей
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся занимает психолого-педагогическое просвещение. Умело организованное, оно способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах.

Одной из главных и наиболее распространённых форм психолого-педагогического просвещения родителей является родительское собрание, тематика которого определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса:

Синдром «понедельника» у пятиклассников и как его избежать.

Компьютер в жизни школьника. «За» и «против».

Плохие отметки и их причины.

Ваш ребёнок влюбился…

Дороги, которые мы выбираем и т д.

Родительские собрания могут быть:


организационными;

текущими или тематическими;

итоговыми;

общешкольными (проводятся 2 раза в год; основная цель - знакомство родителей с целями и задачами работы школы, планированием воспитательного процесса, итогами работы за определённый промежуток времени, проблемами и перспективами развития школьного обучения в условиях реформирования школы);

классными (проводятся 4-5 раз в учебном году).

Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным жанром, чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - классные руководители и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей классных руководителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

Этапы родительского собрания

. Организация родительского собрания.

Этот этап начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи - персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребёнка, именно поэтому разумна подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребёнку отдельно. При всей трудоёмкости этой процедуры она себя оправдывает, так как широко известно, что дневник не даёт целостной картины развития ученика в учебном процессе.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Конечно же, нужно разослать приглашения. Форма написания приглашения на родительское собрание может быть такова:

1. Родительское собрание: «Мудрые заповеди народной педагогики»

Состоится……

Уважаемые родители!

Приглашаю Вас к доверительному разговору о том, как быть ближе к своим детям.

Классный руководитель_______


2. Приглашение

Уважаемые родители!

Приглашаю Вас к диалогу………………числа.

У семьи и школы одни беды и проблемы. Давайте искать совместные пути их решения на родительском собрании.

С уважением классный руководитель _______________.

Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нём родительского собрания.

. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества классного руководителя, тем не менее, любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:

Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала следует предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид. Очевидно, что родители должны понимать миссию школы как института социализации, где ребёнок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.

Психолого-педагогическое просвещение - одна из важнейших задач классного руководителя. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах.

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д.) состоит из 2 составляющих: отчёта о проведённой работе и информации о предстоящих делах.

Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен
стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна!».

. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания проводится на самом собрании: делаются выводы, формулируются необходимые решения, даётся информация о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведённому собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы.

Интересной и продуктивной формой работы с родителями являются родительские университеты. Такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей. Наиболее эффективными являются родительские университеты, проводящиеся в параллели классов. Это даёт возможность пригласить наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.

Конференция - очередная форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции проводятся не более 1 раза в год, так как требует серьёзной и тщательной подготовки. К конференциям готовится вся школа и все классы. Специально готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, экскурсии по школе. Темы конференций должны носить конкретный и практический характер:

Игра в жизни ребёнка;

Права и обязанности ребёнка в семье, школе, социуме;

Книга и её роль в жизни семьи