ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Информация о дисциплине
Наименование дисциплины Психотехнологии делового общения | Код дисциплины | Количество кредитов 0,33 | Курс /семестр 3/2 | |
Название ОП | Код ОП | Кафедра | Факультет | |
Психолого-педагогическая поддержка детей с особыми образовательными в общеобразовательной школе,Дефектология,2020г. о/о рус | 6B01901 | Психологии и коррекционной педагогики | Высшая школа педагогики | |
Время и место проведения дисциплины По расписанию | ||||
Время консультации - По расписанию | ||||
График рейтинга: 7, 15 неделя 6 семестра | ||||
ФИО преподавателя, ученая степень, ученое звание, должность | Контактные данные (телефон, e-mail) |
2. Краткое описание дисциплины:
Цель преподавания дисциплины ознакомить студентов с организационными и методическими основами психолого-педагогического сопровождения школьников с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах РК
Задачи дисциплины:
- ознакомить студентов с отечественными нормативно-правовыми актами, законодательно обеспечивающими создание условий для получения качественного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями в общем образовании РК;
- описать студентам алгоритм выявления и оценки особых образовательных потребностей, определения содержания и способов психолого-педагогической поддержки обучающихся в учебном процессе;
3. Пререквизиты дисциплины
№ | Название дисциплины, разделы (темы) |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
4. Постреквизиты
№ | Название дисциплины, разделы (темы) |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5. Календарно-тематический план
№ | Наименование тем дисциплины | Неделя | Аудиторные часы | Вид занятий | Всего (ч.) | |||||
Лекции (_ч.) | Пр/сем./лаб./ (30 ч.) | СРСП | Форма контроля | СРС | Форма контроля | |||||
1 | Основные понятия и принципы инклюзивного образования | 1 | | 2 | | | | | | |
2 | Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в республике казахстан | 2 | | 2 | | | | | | |
3 | Определение особых образовательных потребностей. | 3 | | 2 | | | | | | |
4 | Группы детей с особыми образовательными потребностями | 4 | | 2 | | | | | | |
5 | Оценка особых образовательных потребностей | 5-7 | | 2 | | | | | | |
6 | Организация сопровождения (поддержки) учащихся с особыми образовательными потребностями в школе | 8-10 | | 2 | | | | | | |
7 | Определение содержания психолого-педагогического сопровождения обучающегося с особыми образовательными потребностями (командный подход) | 11 | | 2 | | | | | | |
8 | Этапы работы по оценке особых образовательных потребностей в школе и определению направлений психолого- педагогического сопровождения | 12-13 | | 2 | | | | | | |
9 | Поддержка ученика специалистами службы психолого- педагогического сопровождения | 14 | | 2 | | | | | | |
10 | Рекомендации к выполнению сокращения учебных программ, составлению индивидуальных учебных программ | 15 | | | | | | | | |
| Всего | | | 30 | | | | | | |
Текущий контроль | |
6. ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
-
Основные понятия и принципы инклюзивного образования
Понятие “инклюзивное образование”. Место инклюзивного образования в современном международном сообществе. Социально-педагогическая модель оценки потребностей и организации помощи в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями. Конвенция оон «о правах инвалидов» (в 2016 году) и «о борьбе с дискриминацией в области образования» (в 2017 году).
-
Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в
Принципы государственной политики Республики Казахстан в области образования. Оценивание результатов обучения в рамках обновленного содержания. Варианты включения детей с особыми образовательными. Единицы специалистов психолого- педагогического сопровождения (специальные педагоги, логопеды, психологи, воспитатели)
потребностями в учебный процесс школы
-
Определение особых образовательных потребностей.
Особые образовательные потребности (ООП). Дети с ООП в Казахстане. Термин «особые образовательные потребности» в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития)
-
Группы детей с особыми образовательными потребностями.
Дети с нарушениями психофизического развития. Дети со специфическими трудностями в обучении, поведенческими и эмоциональными проблемами. Обучающиеся, у которых в силу социально- психологических, экономических, языковых, культурных причин возникают особые образовательные потребности.
-
Характеристика особых образовательных потребностей
Перечень особых образовательных потребностей в Казахстане. Изменения учебного плана и учебных программ. Изменение способов оценивания результатов обучения (достижений ученика). Изменение способов (процедуры) оценивания учебных достижений и контрольных материлов. Использование специальных или альтернативных методов обучения. Подбор учебников, учебных пособий, подготовка индивидуальных
учебных материалов и т.д.
-
Оценка особых образовательных потребностей
Первый уровень оценки потребностей и поддержки ученика. Способы поддержки ученика со стороны учителя. Второй уровень оценки потребностей и поддержки ученика. Третий уровень оценки потребностей и поддержки ученика.
-
Организация сопровождения (поддержки) учащихся с особыми
образовательными потребностями в школе.
Психолого-педагогическое сопровождение (поддержка). Подготовка инклюзивной школьной среды. Создание локальной нормативной основы психолого-педагогического сопровождения. Определение функций участников образовательного процесса. Анализ и оценка текущей ситуации в школе. Профессиональная подготовка педагогического коллектива школы. Подготовка школьного сообщества. Поиск союзников и социальных партнеров.
-
Этапы работы по оценке особых образовательных потребностей и
определению направлений психолого-педагогического сопровождения в школе
ученика с заключением ПМПК.
Сбор информации о характере трудностей в учении и обучении
ученика. Углубленное и направленное изучение (обследование) обучающегося. Совместное (специалисты, учитель и родители) обсуждение трудностей обучения, определение особых образовательных потребностей ученика и содержания психолого-педагогической
поддержки ученика. Составление индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ученика, включающей удовлетворение выявленных образовательных потребностей. Реализация поддержки с мониторингом.
-
Поддержка ученика специалистами службы психолого-педагогического
сопровождения.
Направленность индивидуально-развивающей работы на преодоление трудностей обучения в классе. Личностная ориентированность и индивидуальный подход. Социальная, коммуникативная направленность как основной подход в работе с учеником.
-
Рекомендации к выполнению сокращения учебных программ, составлению индивидуальных учебных программ.
Сокращенная/индивидуальная программа по учебному предмету. Сокращение (адаптация) учебных программ. Индивидуализация учебного плана. Критерии определения зоны ближайшего развития.
7. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ
Методические рекомендации:
1. Используя рекомендуемую литературу, рассмотрите предлагаемые на изучение вопросы
семинарского занятия.
2. По каждому вопросу сделайте опорный конспект, в котором отразите специфичность
рассматриваемого этапа развития науки психологии.
3. Перед подготовкой к семинарскому занятию можете обратиться к Интернет- источникам
и провести самостоятельный поиск новых дополнительных литературных источников.
Тема 1. Основные понятия и принципы инклюзивного образования
Основные вопросы к теме:
-
включение детей со специальными нуждами в образование -
Понятие особые образовательные потребности -
Принцип инклюзивности -
Ценности инклюзивного образования
Тема 2. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в
Республике Казахстан.
Основные вопросы к теме:
-
Равенство прав всех на получение качественного образования -
Доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица -
Формативное (текущее) оценивание -
Необходимость проведения итоговой аттестации обучающихся с особыми образовательными потребностями и обучающихся по индивидуальным учебным программам
Тема 3. Определение особых образовательных потребностей.
Основные вопросы к теме:
-
Особые образовательные потребности (ООП) в разных науках. -
Современные определения особых образовательных потребностей -
Группы детей к которым применяется термин «особые образовательные потребности»
Тема 4. Группы детей с особыми образовательными потребностями
Основные вопросы к теме:
-
Дети с нарушениями слуха, зрения -
Дети с нарушениями интеллекта, речи. -
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. -
Дети с нарушениями психического задержкой развития и эмоционально-волевыми расстройствами.
Тема 5. Характеристика особых образовательных потребностей.
Основные вопросы к теме:
1. Создание безбарьерной среды и адаптация места обучения.
2. Потребность в компенсаторных и технических средствах.
3. Специальная психолого-педагогическая помощь (психолога, логопеда,
специального педагога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога).
4. Помощь педагога-ассистента.
5. Социально-педагогическая помощь.
Тема 6. Оценка особых образовательных потребностей
Основные вопросы к теме:
1) Использование вариативных, специальных методов обучения;
2) Ипользование на уроке индивидуализированных учебных материалов;
3) Изменение способов (процедуры) оценивания результатов обучения;
4) Изменение контрольных материалов;
5) Определение и адаптация учебного места в классе.