Файл: 1. Основные направления государственной культурной политики современной России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Основные направления государственной культурной политики современной России.

  1. Сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, системы творческого и художественного образования, обеспечение преемственности развития российской культуры, наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций, содействие развитию отечественной кинематографии;

  2. обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;

  3. формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества;

  4. формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства;

  5. создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества.

Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на "свободную профессию"; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны.

Управленческая деятельность в области культуры осуществляется Правительством Российской Федерации, системой федеральных и иных органов исполнительной власти. Правительство обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

Текущее государственное управление отраслью культуры осуществляет Министерство культуры и массовых коммуникаций. Основными задачами Министерства являются: осуществление в сфере культуры государственной политики, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия; определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры. Ввиду многонациональной территорий РФ не менее важной задачей является содействие развитию национальных культур народов России.


2. Культурное наследие народов Российской Федерации

Культурное наследие народов РФ — это ценные с исторической и культурной точки зрения материальные и духовные объекты, являющиеся национальным достоянием.

Историко-культурные объекты делятся по уровню значимости на 3 категории:

  • Федеральные (имеют общероссийское значение). Например, Казанский собор в Санкт-Петербурге — памятник федерального значения. Это грандиозное сооружение, символизирующее воинскую славу России.

  • Региональные (выделяются на уровни области, края). Пример: дача Юхневича на Карельском перешейке — объект наследия регионального значения. Это прекрасный образец деревянной архитектуры в стиле модерн.

  • Местные (муниципальные). Пример: в 2020 г. богадельня, училище и управа в старинной части Ярославля были признаны памятниками местного значения.

  • По количеству включенных объектов классифицируются на 3 группы:

Наряду с видами и категориями объектов культурного наследия в российском законодательстве выделяются особо ценные объекты культурного наследия. К ним относятся расположенные на территории Российской Федерации историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.

3. Региональная культурная политика

Региональная культурная политика представляет собой, с одной стороны, определенный уровень реализации государственной культурной политики. С другой – выступает как самостоятельная область деятельности по изучению и развитию историко-культурной самобытности территории, определению и эффективному использованию имеющихся в регионе ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.), разработке и реализации региональных программ поддержки и развития сферы культуры. Поскольку для России характерно чрезвычайно высокое разнообразие территорий, отличающихся по этническому составу населения, природно-ландшафтным, климатическим характеристикам, традициям, ремеслам, промыслам и другим составляющим культурную уникальность и самобытность конкретной области, края, района, то разработка региональной культурной политики становится по актуальности в один ряд с политикой федеральной


Категория “региональная культурная политика” вбирает в себя ряд понятий, раскрывающих особенности данного феномена и одновременно позволяющих обрести целостное представление о его сущности, специфике, механизмах. К таким понятиям относятся: цели региональной культурной политики, субъект политики, ее средства, механизмы выработки и реализации, критерии эффективности и др.

Основная цель региональной культурной политики – стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для оптимального соотношения традиционных и инновационных элементов культуры путем использования экономических механизмов, культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов территории. Эта цель может модифицироваться и уточняться на каждом из уровней выработки и реализации культурной политики, применительно к ее различным объектам, однако ее генеральная направленность остается единой для всех регионов: поддержка системы институциональных и неинституциональных условий, обеспечивающих оптимальность процессов создания, сохранения, распространения и потребления культурных ценностей и эффективное функционирование соответствующих социально-культурных институтов.

4. Памятники первобытной культуры.

Первые шаги в области изобразительного искусства связаны с появлением насечки на кости и камне и первых украшений, круглой скульптуры, изображений, выгравированных и написанных красками на каменных плитах, графических и живописных изображений на стенах пещер, петроглифов в пещерах, декоративных предметов и орнаментов на предметах. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура, наскальная графика и живопись, декоративно-прикладное искусство (глиняная посуда и украшения).

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре, названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «палеолетические венеры» – фигурки женщин высотой 10–15 см, обычно подчеркнуто массивных форм, найденные во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и других районах мира. В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных.

Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянках. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же
технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.

Первобытный художник пользовался минеральными красками: желтой, красной и желто-коричневой охрой (окисью марганца), сажей, мергелем (осадочной горной породой) и примитивными кистями (клок шерсти, пучок травы) или непосредственно рукой. Краска растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений. Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины и, по всей вероятности, дерева. Почти все сюжеты посвящены животным, на которых человек охотился (олень, мамонт, бык, бизон, лошадь, медведь, лев). Встречается изображение человека, преимущественно женщины. Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно.

5. Особенности культуры Древнего Египта.

Основной доминантой культуры Древнего Египта была ориентация на вечность. Этой идеей была проникнута египетская религия, ей были подчинены обряды, в том числе обряды мумификации, помогающие умершему вступить в вечность, а также архитектура, изобразительное искусство и литература. Своеобразие древнеегипетской культуры определили:

· раннее зарождение классовых отношений и государственности;

· изолированное географическое положение страны;

· тесная связь искусства и религиозного культа, особенно заупокойного ритуала.

Древнеегипетская цивилизация возникла в результате объединения правителем первой династии Миной в единое государство отдельных соседских общин — номов.

Религия. Религия Древнего Египта была политеистической. В Египте существовал культ животных, священным животным поклонялись, после смерти их тела бальзамировали и погребали в саркофагах при храмах. Звероподобными были и многие боги египтян: бог Солнца Ра мог предстать бараноголовым, владыка царства мертвых Анубис имел облик шакала, покровитель власти фараонов бог Гор выступал как антропоморфное существо с головой сокола, богиня войны Сохмет была львиноголовой, бог мудрости Тот имел голову ибиса, бог водной пучины Себек — крокодила. Богиня Небет представала в облике стервятника, превратник царства Осириса Хенти реку — в облике женщины с головой гиппопотама, богиня Серкет — со стилизованным скорпионом на голове.
 Фараонов, которые причислялись к богам еще при жизни, часто изображали в виде сфинкса — льва с головой человека.

Могущество фараона было так велико, что и после смерти он продолжал поражать воображение размерами своей усыпальницы — пирамиды, ставшей символом Египта и средоточием его достижений.

6. Культура и искусство древних цивилизаций Месопотамии.

Культура Двуречья (Месопотамии)возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н. э. до середины VI века до н. э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократ­ных взаимопроникновений нескольких этносов и народов, и потому была многослойной. Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге; ассирий­цы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и зна­чения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии. Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загад­кой. Известно только, что в IV тыс. до н. э. южную часть Дву­речья заселяют шумеры и закладывают основы для всей после­дующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной.

Именно шумеры, по мнению большинства современных востоковедов, являются родоначальниками всей вавилонской культуры.

Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первые в мире поэмы, составили первый в мире библиотечный каталог, авторы первых медицинских книг.

7. Художественная культура Древней Греции.

Культура Древней Греции — это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка. Вершина её классического наследия относится ко времени Афинской демократии. В числе её главных особенностей отмечают её глубоко общественный характер.
Культура Древней Греции стала прародителем не только литературы и философии, но также и религии, искусств: архитектуры, скульптуры и т.д. Именно по этим причинам она заслуживает более глубоко и подробного рассмотрения .Искусство Древней Греции знаменует один из высочайших взлетов в культурном развитии человечества. В своем творчестве греки использовали опыт более древних художественных культур, и в первую оче­редь эгейского искусства. История соб­ственно древнегреческого искусства начи­нается после падения Микен и дорийского переселения и охватывает XI-1 вв. до н. э.