Файл: 1. Основные направления государственной культурной политики современной России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В историко-художественном процессе древнегреческого искусства обычно выделяют четыре этапа, которые соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции. Первый период — гомеровский (XI-VIII вв. до н. э.) — в развитии собственно греческого искусства совпадает с последней стадией первобытнообщинного строя. Наиболее ярко эта эпоха отражена в поэмах Гомера, именем которого ее и принято называть.
Период VIII-VI вв. до н. э. — время формирования греческого рабовладельческого общества и государства. Развитие производительных сил привело к значительным успехам в сельском хозяйстве, ремесле, горнорудном деле, кораблестроении и мореходстве, расширению торговли и появлению денег.
В этот же период происходят большие сдвиги в культурной жизни древних греков. В конце VII — начале VI в. до н. э. в греческой науке зарождаются «наука всех наук» — философия, греческая поэзия, театр и литература для театра. Греки плодотворно используют более высокую в те времена культуру стран Древнего Востока (Египта, Передней Азии). В ионийских городах в VIII в. до н. э. сложился алфавит, заимствованный из финикийского. С Востока же был перенесен способ отливки статуй из металла. Влияние искусства Египта, Ассирии, Финикии проявляется в пластике, живописи, особенно в вазовой росписи, декоративный стиль которой получил название «ориентализирующий». Фантастические звери, восточные декоративные мотивы (плетенка, пальметта, лотос), некоторые композиционные приемы, прически, даже тип лица воспринимаются и перерабатываются греческими мастерами.
Второй период — архаика (VII-VI вв. до н. э.) — время постепенного формирования классового рабовладельческого общества, колонизации греками побережья Средиземного и Черного морей. Архаическая эпоха была временем зарождения античного реализма. Искусству архаики свойственны цельность, в какой-то мере утраченная классикой, и человечность, неведомая древнейшим культурам.
Классика (V — первые три четверти IV в. до н. э.) — третий период, художественные устремления которого воплотились наиболее ярко и последовательно в творчестве аттических мастеров. Их деятельность имела огромное значение для всей Греции, ибо роль Афин в жизни Эллады в эпоху классики неизмеримо возросла. Афины, став во главе борьбы греков за независимость во время греко-персидских войн (500-440 гг. до н. э.) и объединив под своей эгидой ряд полисов, превращаются в политический и культурный центр Эллады. Социальной почвой искусства классики была рабовладельческая демократия, утвердившаяся в Афинах к концу VI в. до н. э. Ее победа в значительной мере способствовала развитию прогрессивных тенденций в идеологии, торжеству реалистических принципов в искусстве, художественных демократических вкусов. Начавший складываться еще в эпоху архаики гражданский эстетический идеал был ясно сформулирован искусством классики и стал основным его содержанием. Главной темой классического искусства становится человек, наделенный совершенными физическими и моральными качествами.
Величайший расцвет классики V-IV вв. до н. э. не был бы возможен без тех больших достижений на пути реалистического искусства, которых достигли греческие художники VI в. до н. э.
В период эллинизма (четвертая четверть IV — I в. до н. э.) область распространения древнегреческого искусства выходит далеко за пределы современной Греции, охватывая Фракию на Балканах, западную часть Малой Азии, многие острова и прибрежные пункты на Средиземном и Черном морях, где находились греческие колонии. После походов Александра Македонского художественная греческая культура распространилась по всему Ближнему Востоку. Влияние греческого искусства распространилось далеко за пределы Греции, оно ощущалось в течение долгих веков и сохранилось до наших дней.
Греки сменили народы, ранее населяющие материковую Грецию и острова; они сформировались как нация примерно к VIII в. до н. э.
Отличительной чертой греков было стремление к независимости. Несмотря на то, что они говорили на одном языке и имели общую религию, их города постоянно соперничали и воевали друг с другом. Древнегреческая демократия была в сущности олигархией, свободные граждане составляли незначительное меньшинство по сравнению с массой рабов и метеков.
Греки начали основывать колонии на востоке и западе в VII в. до н. э. Их поселения служили источником распространения эллинской культуры. Богатые греческие купцы из далеких колоний, не довольствуясь товарами из метрополии, заказывали различные изделия местным ремесленникам, что приводило к созданию самобытных школ, в частности, в керамике.
8. Художественная культура Древнего Рима.
Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, которые познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский орден, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера. Но основным было все-таки влияние греческого искусства. Говоря словами Горация, «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила».
Основные принципы художественной культуры двух народов были в своих истоках различны. Прекрасное, «надлежащая мера во всем», было для грека и идеалом и принципом культуры. Греки как уже отмечалось, признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство, и весь строй римской жизни определялся этой великой мощью. Личные таланты не выдвигались и не культивировались — социальная установка была совсем другая. Отсюда и формула исследователей римской культуры: «великие деяния были совершены римлянами, но среди них не было великих людей» — великих художников, архитекторов, скульпторов. Уточним — не было равных по значимости гениям античной Греции. Сила государства выразилась прежде всего в строительстве.
В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохи мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Они переработали принципы греческой архитектуры и прежде всего ордерной системы.
Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основы греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений, и рядом — нищие лачуги бедняков, тесные кривые улочки и городские трущобы.
В области монументальной скульптуры римляне остались далеко позади греков и не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторические рельеф, который составил важнейшую часть архитектурного декора.
Лучшим в наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельный вид творчества он прослеживался с начала 1 века до н. э. Римляне явились авторами нового понимания этого жанра. Они, в отличие от греческих скульпторов, пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваятелей, наблюдательность и умение обобщить наблюдения в определенной художественной форме. Римские портреты исторически зафиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.
Идеалом эпохи был мудрый и волевой римлянин Катон — человек практического склада ума, хранитель строгих нравов. Примером подобного образа служит остро индивидуальный портрет римлянина с худым асимметричным лицом, с напряженным взором и скептической улыбкой. Гражданские идеалы республиканской поры воплощены в монументальных портретах в рост — статуях Тогатуса («Облаченный в тогу»), обычно изображенного стоящим прямо, в позе оратора. Известная статуя «Оратор» (начало 1 века до н. э.), изображает римского или этрусского магистра в момент обращения с речью к согражданам.
9. Художественная культура эпохи Средневековья.
Художественная культура Средневековья хронологически следует непосредственно за античной и занимает исключительное место в общемировом развитии культуры.
Когда возникает мысль о средних веках, мы представляем себе рыцарские замки и готические соборы, крестовые походы и феодальные усобицы, костры инквизиции и рыцарские турниры... "Средневековье" нередко становится синонимом всего мрачного и реакционного, оно как бы поглощено густой тенью, отбрасываемой, с одной стороны, античностью, с другой, – Возрождением. Но именно в средние века зародились европейские нации и сформировались современные государства, сложились основы современных языков. И именно к эпохе Средневековья восходят многие из культурных ценностей, которые легли в основу мировой цивилизации.
Начало развития средневекового этапа художественной культуры относится к концу V века н.э., ознаменованного падением последнего в Европе античного рабовладельческого государства Западной Римской империи (476 г.). Завершение эпохи средних веков связано с падением Константинополя, центра Восточной Римской империи, Византии (1453 г.), что означало наступление эпохи Возрождения.
Художественная культура Средневековья в своем развитии прошла два периода:
1 – культура XI – XII вв., характеризующаяся влиянием религиозного мировоззрения, отсюда - существование клерикальной литературы и других видов искусства;
2 – культура XII – XV вв., связанная с расцветом средневековых городов и формированием городского искусства.
Прежде всего следует охарактеризовать те ценностные ориентации и критерии, этические и эстетические принципы, которые легли в основу жизни и мироощущения человека средних веков, определили направленность развития искусства этого времени, отразились в содержании и форме произведений художественного творчества.
В отличие от античности с ее культом языческих богов, когда боги очеловечивались, а люди считали себя настолько сильными и мудрыми, что могли спорить с обитателями Олимпа, мыслители Средневековья были ориентированы на постижение Бога-творца видимого мира, который существует не сам по себе, а лишь как средство постижения божественного разума. И ход истории постигался только как осуществление Божьего замысла. В связи с этим средневековые мастера, художники и писатели, обращали свои взоры не столько к окружающему их зримому миру, сколько к миру потустороннему, а содержание таких этических категорий, как справедливость, добро и т.д., рассматривалось в плане их соответствия конечной цели – спасению души.
Наиболее распространенный жанр литературных произведений этого периода – жития святых, типичный образец архитектуры – собор, в живописи – икона, в скульптуре – персонажи Священного писания. В этих произведениях средневекового искусства человек существовал как венец творения, созданный по образу и подобию Божьему, все прочие творения были ради него. Но в теории средневекового христианства человек не приобретал самостоятельного значения: своим существованием он прославлял Бога. Так складывалось понятие личности, находившейся в противоречивой ситуации. С одной стороны, человек провозглашался подобным Богу, своему творцу. С другой стороны, человек – раб Божий; служение Богу, возвышающее человека, в то же время требует смирения, подавления личных склонностей, противоречащих идеалам христианства. Поскольку искупление возможно лишь в ином мире, то свободное развитие личности исключено. И хотя теологи подчеркивали, что личность человека представляет собой единство души и тела, основное внимание должно было уделяться душе, ибо душа принадлежит вечности.
Эстетический мир Средневековья был организован вокруг фигуры Христа. Использование христианской мифологии было регламентировано авторитетом Священного писания. Библии.
Библия (греч. biblia, букв. – книги) – собрание древних текстов, утвержденное религиозной традицией в качестве Священного писания ("боговдохновенной" книги) иудаистов и христиан. В Библии – две части: более древняя по времени создания и большая по объему, признаваемая и теми и другими, получила название Ветхий Завет. Другая часть, созданная уже во времена христианства и признаваемая только христианами, называется Новым Заветом. "Завет" в христианской терминологии – мистический договор или союз, заключенный Богом в древние времена с одним народом (евреями) на основе исполнения закона, – это Ветхий Завет. Благодаря явлению Христа он был сменен Новым Заветом, заключенным уже со всеми народами на условиях служения "в духе и истине".