Файл: Томский государственный педагогический университет (тгпу) Технологоэкономический факультет Отчет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Изучение организации управления социальной сферой, а также результатов деятельности органов местного самоуправления в социальной сфере [1], позволили осуществить SWOT-анализ для формирования стратегий по совершенствованию управления социальной сферой города Томска.

SWOT-анализ предполагает изучение влияния внутренних и внешних факторов. Внутренними факторами являются сильные (S) и слабые (W) стороны. Внешними факторами являются возможности (O) и угрозы (T).

Анализируя структуру управления социальной сферой г. Томска можно отметить следующее: сложившаяся линейно-функциональная структура управления, распространенная и в других муниципальных образованиях, при имеющихся достоинствах, обладает и весьма серьезными недостатками [3]:

- структура эффективна в условиях стабильной внешней среды, однако в быстро меняющихся условиях её масштабность, а, следовательно, замедление прохождения информации от одного уровня к другому, тормозит принятие и реализацию эффективных управленческих решений;

- для структурных подразделений социальной сферы, таких как управление образования и управление социальной защиты населения, характерно наличие в своем составе отделов, выполняющих непрофильные функции, что требует дополнительных затрат на оплату труда, расходные материалы, инструменты, инвентарь и т. д.;

- в структуре управления социальной сферой нет подразделения по организации и развитию здравоохранения, эти вопросы курирует заместитель главы города по социальным вопросам и непосредственные руководители муниципальных учреждений здравоохранения;

- в администрации г. Томска нет структурного подразделения, осуществляющего функции стратегического прогнозирования и планирования. Для этой цели создаются временные рабочие группы. Однако деятельность по стратегическому прогнозированию и планированию должна осуществляться постоянно, а не периодически, стратегические концепции, планы и программы нуждаются в постоянной корректировки с учетом меняющихся внешних и внутренних факторов. Кроме этого, для эффективного стратегического прогнозирования и планирования нужны квалифицированные кадры, обученные и имеющие опыт работы в данном направлении.

Следующая актуальная проблема — низкие показатели внедрения электронных муниципальных услуг. В сфере социальной защиты населения, здравоохранения, физической культуры и спорта все муниципальные услуги можно получить только при личном обращении в соответствующие учреждения г. Томска.


Матрица SWOT-анализа управления социальной сферой г. Томска представлена в таблице 1. На основе созданной SWOT-матрицы спроектированы стратегии развития социальной сферы г. Томска а четырех типов:

SO-стратегии — стратегии, которые используют силы муниципалитета, чтобы реализовать возможности внешней среды;

ST-стратегии — стратегии, которые используют силы муниципалитета, чтобы избежать угроз среды;

WO-стратегии — стратегии, которые используют возможности среды, преодолевая внутренние слабости;

WT-стратегии — стратегии, которые минимизируют слабости и помогают избежать угроз (стратегия оборонительного типа).

Стратегии развития социальной сферы г. Томска, разработанные на основе данных SWOT-анализа, представлены в Приложении 2.
Таблица 1. Матрица SWOT- анализа управления социальной сферой г. Томска

Сильные стороны — S

Слабые стороны — W

1. Статус центра г. Томска, позволяющий реализовывать социальные проекты и привлекать средства регионального и федерального бюджета с учетом выполнения функций межрайонного центра.

2. Укомплектованность управленческими кадрами и достаточно высокий уровень их квалификации.

3. Наличие развитой инфраструктурной системы социальной сферы (наличие разветвленной сети учреждений здравоохранения, образования, культурно-досуговых, физкультуры и спорта). Широкий спектр предоставляемых социальных услуг.

4. Отлаженная система осуществления выплат, пособий и других форм социальной поддержки населения.

5. Опыт успешной реализации целевых программ и проектов социальной направленности

1. Необходимость совершенствования сложившейся линейно-функциональной структуры управления социальной сферой.

2. Недостаточное использование современных технологий социального обслуживания, а также информационных технологий, в т. ч. электронных услуг, современных программных продуктов.

3. Несоответствие ресурсного обеспечения социальной сферы целям и задачам государственной социальной политики.

4. Низкий уровень доходов населения, значительная доля лиц, нуждающихся в социальной защите.

5. Дефицит квалифицированных кадров в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта.

Возможности — O

Угрозы — Т

1. Политика Президента и Правительства РФ, направленная модернизацию, инновации в социальной сфере, в том числе в рамках проекта «Электронная Россия».

2. Поддержка социальных инициатив со стороны Губернатора, Правительства и Законодательного Собрания г. Томска.

3. Возможность вхождения в федеральные и региональные целевые программы, в том числе в рамках реализации Национальных проектов.

4. Инвестиционная активность на северо-востоке г. Томска, перспектива формирования социальной инфраструктуры для реализации краевых инвестиционных проектов.

5. Маятниковая миграция с близлежащих территорий, позволяющая частично закрывать вакансии рабочих мест.

1. Сокращение кадрового потенциала, в т. ч. из-за оттока квалифицированных трудовых ресурсов в Красноярск и вахтовых методов трудоустройства.

2. Увеличение нагрузки на социальную сферу за счет роста числа нетрудоспособного населения (пенсионеров, инвалидов), повышения уровня социального сиротства.

3. Социально-экологические катаклизмы, обусловленные выходом из строя объектов инженерной инфраструктуры жизнеобеспечения и жилого фонда в силу их высокой изношенности.

4. Снижение дотаций, субсидий, субвенций из регионального и федерального бюджетов.

5. Высокая затратность содержания муниципальной собственности.




2. Индивидуальное задание

2.1. Анализ конфликтной ситуации в связях с деловыми партнёрами
Вариантов конфликтных ситуаций в администрации Кировского района города Томска очень много. Рассмотрим пример и попытаемся определить пути его решения:

Руководитель просит нескольких сотрудников выйти в выходной день. Утвержденный на предприятии график не предусматривает сверхурочную занятость, поэтому работники имеют полное право отказаться. С другой стороны, это может повлечь за собой несоблюдение сроков, из-за чего клиент не получит заказ своевременно. Руководитель настаивает на сверхурочной работе, из-за чего его просьбы больше похожи на принуждение.

Договориться с сотрудниками, которые не хотят выходить в положенный выходной можно, предложив денежную компенсацию. Альтернативный вариант – оплачиваемый отгул в любой день по запросу. Подобное решение с большой вероятностью удовлетворит сотрудников и позволит сохранить уважительные взаимоотношения с руководством.

Рассмотрев конфликт, стоит уделить внимание его причинам. Существует несколько типичных факторов, провоцирующих разногласия между участниками трудового процесса.

Среди них:

неравномерное распределение ресурсов организации;

взаимозависимость обязанностей у сотрудников;

расхождения в ценностях, целях, жизненном опыте;

острая реакция на нестандартные манеры поведения;

низкий уровень развития коммуникативных навыков;

нарушение норм и порядков, принятых в конкретной группе либо во всем коллективе;

плохая организация трудового процесса;

недостаток информации;

давление со стороны руководителя.

Конфликты в коллективе могут возникать по другим причинам. Некоторые факторы влияют не только на сферу трудовых взаимоотношений. Определенные обстоятельства могут провоцировать конфликты как в коллективе, так и за его пределами.


К таким факторам можно отнести:

низкий уровень заработной платы;

физическое и/или психоэмоциональное переутомление;

профессиональное выгорание;

трудовая деятельность с ненормированным графикам;

выраженный перфекционизм;

частая смена руководящего звена.

Конфликты на работе учащаются, если сотрудники не чувствуют, что их труд приносит пользу. Также вероятность разногласий увеличивается в таких направлениях, при которых работнику нужно постоянно общаться с незнакомыми людьми, либо напротив, он лишается коммуникаций.

Решением разногласий может заниматься управляющий или непосредственный руководитель предприятия. При этом он обязан оперировать действующими нормами трудового законодательства.

Решение конфликтной ситуации в администрации Кировского района города Томска является многоступенчатым процессом. В значительной мере способ разрешения зависит от того, какие позиции занимают стороны. Основная задача при разрешении конфликта – снизить уровень деструктивных последствий.

Выделим следующие стратегии разрешения конфликтов в администрации Кировского района города Томска:

Дистанцирование. Предусматривает минимизацию взаимодействий с личностью или группой, с которой может возникнуть конфликт. К сожалению, этот подход плохо действует в организациях, где потенциальные стороны рано или поздно все рано столкнуться между собой.

Сглаживание. При возникновении конфликта одна из сторон стремится сгладить разногласия, принимая навязываемые условия. Подход неэффективный, так как причина появления спорных моментов никуда не девается.

Навязывание. Ситуация, при которой завершение конфликта инициируется третьей стороной. В условиях организации эту роль обычно выполняет руководитель. Метод может быть эффективен, если при разрешении сложившейся ситуации учитывается мнение каждой стороны.

Поиск компромисса. Предусматривает взаимовыгодное разрешение конфликта, при котором каждая сторона остается довольной. Наиболее сложная, но при этом самая эффективная стратегия.

Стоит отметить, что большинство конфликтных ситуаций можно предотвратить. Для этого в организации должна действовать грамотная система отбора персонала и выверенная кадровая политика. Руководитель не должен подрывать собственный авторитет. Снизить частоту возникновения размолвок поможет грамотная мотивация персонала и создание благоприятного психологического климата.


Конфликты в организации могут возникать между отдельными сотрудниками либо целыми группами. Чтобы успешно разрешить ситуацию, необходимо четко определить причину разногласий. Это позволит применять одну из эффективных техник, направленных на разрешение конфликта и минимизировать негативные последствия.
2.2. Анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений
Выявим риски, характерные для администрации Кировского района города Томска. Все риски, присущие администрации Кировского района города Томска разделим на 4 категории: стратегические, финансовые, операционные и опасности.

Составим карту рисков (таблица 2).
Таблица 2. Карта рисков администрации Кировского района города Томска

I. Внешние риски




Перечень основных рисков

Описание риска

1.

Стратегические риски




1.1

Появление конкурентов

Отмечается рост конкуренции

1.2

Отсутствие роста спроса

Увеличение средств на мониторинг спроса

1.3

Возникновение политических и политэкономических факторов

Изменения в законодательстве

1.4

Невыполнение обязательств контрагентами

-

3.

Финансовые риски




3.1

Изменение курса доллара CША по отношению к рублю

Рост курса бивалютной корзины

3.2

Инфляция

Необходимо проводить индексацию заработной платы сотрудников

3.3

Неуплата арендной платы арендаторами

Заключение долгосрочных контрактов

3.4

Изменение процентных ставок




3.

Операционные риски




3.1

Возникновение проблем с человеческими ресурсами на этапе подбора персонала

Снижение числа квалифицированных кадров

3.2

Проблемы внешней инфраструктуры

-

4.

Опасности

-

4.1

Потеря имущества

Страхование несчастных случаев в страховых компаниях

4.2

Стихийные бедствия

-




Проблемы с ключевыми поставщиками

-

II Внутренние риски

5

Стратегические риски




5.1

Ошибки в маркетинговых планах предприятия

Ошибки, возникающие на этапе мониторинга рынка

6

Финансовые риски




6.1

Неквалифицированный финансовый менеджмент на предприятии

-

7

Операционные риски




7.1

Риск утечки информации

-

7.2

Изменения структуры управления

-

7.3

Высокий процент брака на предприятии

-

8

Опасности




8.1

Имущественные риски

Кража, порча имущества