Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы инклюзивного взаимодействия на тему.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт заочно-вечернего обучения

Кафедра теплоэнергетики

Контрольная работа по дисциплине
Основы инклюзивного взаимодействия
на тему:
«Особенности психического развития людей с нарушениями мотивационно-личностной сферы: развитие психические процессов и состояний, особенности формирования и проявления в разных видах деятельности, особенности взаимодействия в профессиональной сфере»

Выполнил: студент гр. СТЭбз-22-1 ________________Танкаева Н.Ф

Принял: ________________Пуляевская О.В.

Иркутск, 2023 г.

В отечественной психологии мышление рассматривается как особая форма человеческой деятельности, формирующаяся в практике, когда у человека возникает необходимость решить какую-нибудь задачу.

В мыслительной деятельности помимо операционального и процессуального компонентов выделяют еще и личностный аспект. Личностный аспект мышления в первую очередь составляет его мотивация. Причем мотивация мышления (т. е. отношение субъекта мышления к решаемой задаче, его побуждения к мыслительной деятельности), как и интеллектуальные операции, формируется в этом процессе, а не привносятся в него извне уже в готовом виде С. Л. Рубинштейн, определяя мышление как деятельность, отмечала, что эта деятельность опирается на систему понятий, направлена на решение задач, подчинена цели и должна учитывать условия, в которых задача осуществляется. Существенным этапом мыслительной деятельности является сличение получаемых результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Для этого человеческая мысль должна быть активной, направленной на объективную реальность. Утеря целенаправленности мышления приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и к тому, что мышление перестает быть регулятором действий человека.


Однако, несмотря на то, что мышление является мощным регулятором поведения человека, оно не является источником, движущей силой этого поведения. Как известно, источником человеческого действия являются осознанные потребности. Потребность, осознанная человеком, выступает для него в виде конкретных жизненных целей и задач. Реальная деятельность человека, направленная на достижение этих целей и задач, регулируется и корригируется мышлением. Мысль, пробужденная потребностью, становится регулятором действия. Для того чтобы мышление могло регулировать поведение, оно должно быть целенаправленным, критичным, личностно-мотивированным. Не существует мышления, оторванного от потребностей, мотивов, стремлений, установок, чувств человека, т. е. от личности человека в целом. Естественно, что измененный личностный смысл мыслительной деятельности должен сыграть существенную роль в ее строении и протекании. В клинике психических заболеваний нередко наблюдаются нарушения мышления, обусловленные нарушениями личности.

Связь нарушений мышления с изменениями личности, ее мотивационной сферы, наблюдается при разных формах душевных болезней. Уже при анализе искажения уровня обобщения можно говорить о нарушении мотивационного компонента мышления. Как отмечалось ранее, больные, у которых отмечалось искажение процесса обобщения, опирались в своих суждениях на признаки и свойства предметов, не отражавшие реальные отношения между объектами. Такие больные могли объединить ложку с автомобилем «по принципу движения», шкаф — с кастрюлей, потому что «у обоих есть отверстия», а ботинок — с карандашом, так как «оба оставляют след». Таким образом, у больных слишком легко актуализировались случайные, маловероятные связи, которые сосуществовали в их мышлении с существенными признаками предметов.

Как известно, значимым, существенным для человека является то, что приобрело смысл в его жизнедеятельности. Существенность признака и свойства, значимость самого предмета или явления зависят от того, какой смысл они приобрели для него. Причем, как указывал А. Н. Леонтьев, в разных жизненных условиях одни и те же явления, события, предметы могут приобретать разный личностный смысл для человека. Но кроме личностного смысла любой предмет или явление имеет еще и свое значение
, т. е. устойчивую общественно выработанную совокупность знаний о нем.

У таких людей наблюдаются: чрезмерные зависимость и требовательность по отношению к окружающим, убежденность в собственной измененности, ведущая к социальной изоляции, пассивность, снижение интересов, постоянные жалобы на болезнь, ипохондричность, значительное нарушение в социальном функционировании по сравнению с преморбидным уровнем. Иногда такого рода изменения встречаются уже на ранних стадиях развития заболевания (Еще одна причина – изначально искаженное развитие личности, которое способствует возникновению психической патологии. Единой патопсихологической классификации нарушений личности на данный момент не существует. К. Ясперс предлагает различать две разновидности патологических личностных типов:• аномальные личности, чьи поведение, состояние или характер отклонились от средних величин, т.е. так называемые «крайности». Эти случаи Ясперс не относит к патологии; личности, больные в собственном смысле слова, у которых изменения произошли в результате болезненного процесса. Другую классификацию предлагает Б.В. Зейгарник, которая выделяет нарушения: опосредованности и иерархии мотивов, смыслообразования; подконтрольности поведения. Исходя из основных целей патопсихологической диагностики, мы можем предложить следующую обобщенную классификацию нарушений личности: • нарушения критичности, регуляции и контроля деятельности; Ясперс, К. Общая психопатология • нарушения мотивационно-потребностной сферы; • особые иррациональные убеждения относительно себя и окружающего мира (патологическая базовая схема в терминологии когнитивного подхода); нарушения общения и социальной адаптации; общая устойчивая патологическая трансформация поведения и взаимоотношений личности с окружающим миром (собственно расстройства личности либо же приобретенный личностный дефект, к которому, согласно МКБ-10, относятся: расстройство личности по органическому типу, шизофренический дефект). Нарушения критичности, регуляции и контроля деятельности наблюдаются при различных психических заболеваниях. Больной с подобными нарушениями отличается неадекватной самооценкой, невозможностью контролировать свои сиюминутные побуждения,
осмысливать ситуацию и перестраивать поведение, у него снижена критика как своего состояния, так и ошибок в ходе патопсихологического исследования. В отдаленных последствиях черепно-мозговой травмы, нейроинфекций, при алкоголизме, при некоторых формах психопатий отмечаются неустойчивость самооценки, отсутствие контроля над импульсами. Для лобного синдрома характерны эйфория либо апатия (в зависимости от локализации поражения), снижение целенаправленности поведения, утрата побуждений, нарушение произвольного контроля над всеми психическими процессами, патологическая откликаемость внимания, отсутствие критичности и осознания болезни. При деменциях различной этиологии нарушения в определенной степени сходны с теми, что наблюдаются при лобном синдроме, однако отмечается и своеобразие, связанное с типом деменции и с выраженностью слабоумия. При олигофрениях отмечается недостаточная способность к волевой регуляции поведения, не вполне адекватная самооценка, недоразвитие целенаправленных форм поведения. Картина осложняется недостаточным усвоением социальных норм. При шизофрении могут наблюдаться абулия (волевая слабость), апатия, недостаточный учет в деятельности социальных мотивов, отсутствие критики к своему состоянию или же формальная критика. При психопатиях собственные патологические особенности личности и поведения воспринимаются как эго-синтонные. Нарушения мотивационно-потребностной сферы характерны для эпилепсии, шизофрении, зависимости от психоактивных веществ, нервной анорексии. Так, при шизофрении отмечается утрата мотивами побудительной силы, формирование особых, связанных с содержанием бреда и сверхценных идей устремлений.

Список использованных источников

1.Наталья Васильевна Репина, Дмитрий Владимирович Воронцов, Ирина Ивановна Юматова Основы клинической психологии https://studfile.net/preview/5150854/

2.Обухова Л.Ф. Основы общей (генетической) психологии. Теория П.Я. Гальперина и формирующий эксперимент

3.Нарушения личностно-мотивационной сферы https://studopedia.ru/28_14609_narusheniya-lichnostno-motivatsionnoy-sferi.html