Файл: Курсовая работа по дисциплине Общая экономическая теория.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На основе вышеуказанных в первой главе проанализированных теоретических аспектов инфляции можно перейти к исследованию современного состояния в инфляции.



    1. Комплекс антиинфляционных мер правительства РФ и их результаты

Инфляция – это одна из самых важных макроэкономических проблем, поэтому бороться с ней можно только с поддержкой государства. Совокупность инструментов антиинфляционного регулирования экономики государства является антиинфляционной политикой государства. Антиинфляционные меры могут применяться только к открытой инфляции. Скрытая инфляция должна сначала превратиться в открытую инфляцию, и только тогда могут быть приняты меры для борьбы с ней.

Инфляция является постоянным спутником рыночной экономики и не может быть устранена раз и навсегда. Несмотря на это, с помощью антиинфляционных мер многие социально-экономические последствия инфляции можно предотвратить или уменьшить.

Даже для Центрального Банка РФ и Правительства РФ текущая экономическая ситуация и финансовые рынки являются сложными. Сейчас главная угроза экономической политике нашей страны – геополитические проблемы и ослабление внешнеэкономических условий. Основной целью денежно-кредитной политики государства является обеспечение стабильности цен, что означает поддержание низкой инфляции. Стабильность цен необходима для повышения и поддержания благосостояния населения России, что в принципе является конечной целью государственной политики. Низкая инфляция – довольно благоприятная среда для долгосрочного планирования и будущих экономических решений. Когда цена стабильна, люди не боятся копить и экономить и больше экономить национальную валюту.

В марте 2019 года годовая инфляция достигла своего пика. Годовой темп роста потребительских цен вырос с 5,2% в феврале до 5,3% в марте, а годовая инфляция начала замедляться в апреле и упала до 5,1%, согласно оценкам на 22 апреля. Следует отметить, что нынешние темпы роста потребительских цен несколько ниже прогноза Центрального Банка РФ. Перенос повышения НДС в цены, как правило, запрещен [8].

П
римечание: затемненные области на прогнозном горизонте отражают вероятности реализации различных значений инфляции. Градация цвета отражает интервалы вероятности. Доверительные области симметричны и построены на основе исторической оценки неопределенности инфляции.


Рисунок 2 – Динамика инфляции, % к соответствующему периоду

предыдущего года [8]

Решения Центрального Банка России о повышении ключевой ставки в сентябре и декабре 2018 года помогли восстановить ежемесячный уровень инфляции потребительских цен примерно до 4% в год. Инфляция сдерживается динамикой потребительского спроса, а также следует отметить, что временные дезинфляционные факторы, такие как укрепление рубля с начала 2019 года, падение цен на основные виды моторного топлива и некоторые продукты питания в марте-апреле по сравнению с февралем, также способствовали замедлению инфляции потребительских цен [9].

Инфляционные ожидания населения немного увеличились в апреле после резкого снижения в марте. Деловые ценовые ожидания продолжали снижаться, но все еще остаются повышенными.

Согласно прогнозу Центрального Банка РФ, годовая инфляция вернется к 6% в первой половине 2020 года.

Антиинфляционная политика Российской Федерации носит преимущественно денежно-кредитный характер, который включает в себя регулирование денежной массы в обороте и изменение базовых ставок Центрального Банка РФ. 26 апреля 2019 года Совет директоров Банка России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,75% годовых.

Российский банк будет принимать решения в ключевом темпе, учитывая динамику инфляции и экономики по сравнению с прогнозом, при этом оценивая риски, возникающие из внешних условий и реакцию финансовых рынков на эти внешние условия. По мере развития ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк РФ допускает возможность снижения ключевой ставки во II - III кварталах 2019 года [8].

Довольно жесткая и строгая денежно-кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации, которая направлена на снижение общего уровня инфляции в стране, сопровождается снижением общего уровня денежной массы, ослаблением потребительского спроса и значительным сокращением реальных доходов населения. Только в первой половине 2015 года снижение розничных продаж достигло 8%, а реальная заработная плата упала на 8,5%. В то же время уровень инфляции в стране за этот период вырос до 11,5% [10].

Результаты борьбы российского банка с инфляцией отражаются в сокращении денежной массы, сокращении кредитования в реальном секторе экономики. Более того, они влекут за собой значительно снижение доходов коммерческих банков. Например, прибыль кредитных организаций Северо-Запада достигла 11004,5 млн руб. по состоянию на 1 июля 2014 года, при этом с 1 июля 2015 года – 6025,9 млн руб. Таким образом, прибыль снизалась на 45,24% [13].


Фискальное и административное воздействие на инфляцию развивается, главным образом, в результате переноса налогового бремени с производства на потребление и ограничения роста тарифов и розничных цен.

Другим важным условием стабильного снижения инфляции потребительских цен является сдерживание инфляционных ожиданий на неизменно низком уровне. Для этого требуется высокий уровень доверия к политике Правительства РФ и Центрального Банка России. Необходимый уровень доверия достигается не только путем достижения поставленных целей, но и путем понимания текущей денежно-кредитной политики. Для этого необходимо объяснить людям концепцию текущей экономической ситуации и прогноз ее развития, решения и последствия, ожидаемые от денежно-кредитной политики.

Российский центральный банк пересмотрел свой макроэкономический прогноз в связи со значительным изменением внешних условий. В ближайшие три года экономический рост будет ниже, чем первоначально ожидалось из-за поддержания низких цен на нефть.

Можно сделать вывод, что антиинфляционная политика в Российской Федерации по-прежнему имеет много недостатков и нуждается в дополнении. Однако это не умаляет её значение и роль для обеспечения нормального функционирования всей экономической системы в целом.


Заключение



Итак, на основании изученных материалов можно сделать следующие выводы.

Разрушительные экономические и социальные последствия инфляции диктуют необходимость проведения государственной антиинфляционной политики. Выбор конкретных инструментов зависит от причин инфляции, ее масштабов и требуют учитывать взаимосвязи, существующие между инфляцией, безработицей и экономической динамикой, а, значит, и неизбежные «побочные эффекты» при поведении антиинфляционной политики.

Негативные процессы в экономике России появились еще в 2012 г., свидетельством чему явилось замедление темпов прирост ВВП С 4,3% в 2011г. до 3,4% в 2012 г.; в 2013 г. прирост ВВП сократился уже до 1,3%, а в 2014 г. до 0,6% [10].

Значительное влияние оказали экономические санкции, введенные в отношении России, резкое падение цен на энергоносители, девальвация рубля на валютном рынке, высокие процентные ставки коммерческих банков повышают уровень неопределенности в национальной экономике, снижают инвестиционную активность в стране.


Кроме вышеуказанных причин на ухудшение состояния экономики в стране влияют внешние факторы, связанные с падение мировых цен на энергоресурсы, с антироссийскими санкциями. Однако главные причины связаны с медлительностью структурных реформ в экономике, с отсутствием единства стратегических целей развития реального и финансового секторов, с отсутствием комплексного подхода к вопросам монетаризации экономики, зависящие от совместных действий Правительства РФ и Банка России.

Рестрикционная монетарная политика Банка России по контролю за инфляцией и валютным курсом посредством сжатия денежного предложения препятствует экономическому росту в стране. Борьба с инфляцией исключительно методами денежно-кредитной политики делает финансовую систему страны уязвимой от воздействия внешних факторов [6].

Исследование теоретических аспектов инфляции, практических работ отечественных и зарубежных ведущих экономистов позволило автору определить направления, которые следует применить при пересмотре приоритетов монетарной политики.

1 Монетарное стимулирование экономического роста вместо денежного бюджетного ограничения.

2 Переориентация монетарной политики на расширение внутренних источников предложения денег.

3 Развитие механизмов денежно-промышленной политики с целью решения задач социально-экономического развития страны.

Список использованных источников



1 Журавлева Г. П. Экономическая теория: макроэкономика –1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций / Г. П. Журавлева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. – 920 с.

2 Кутепова Н. Вузовский преподаватель в средней школе: как донести до учащихся темы безработицы и инфляции / Н. Кутепова // РЭЖ. – 2015. – №3.

  1. Перевышина Е. А. Причины инфляции в России / Е. А. Перевышина, Д. А. Егоров // Российское предпринимательство. – 2015. – № 23. – С. 4261 –4270.

  2. Андрюшин С. А. Альтернативные оценки темпов инфляции в Российской Федерации: региональный аспект / С. А. Андрюшин, В. В. Кузнецова // Вопросы статистики. – 2017. – № 4. – С. 64 –73.

  3. Глазова Е. С. Политика таргетирования инфляции: современная переоценка / Е. С. Глазова, М. П. Степанова // Инвестиции и предпринимательство. – 2016. – № 4. – С. 55 –74.

  4. Иванов В. Влияние монетарной политики на развитие национальной экономики / В. Иванов // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 3. – С. 17 –24.

  5. Индекс цен Пааше и Ласпейреса [Электронный ресурс]: Энциклопедия экономиста. – Режим доступа: http://www.grandars.ru (дата обращения: 29.03.2020).

  6. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) Пресс –служба от 26.04.2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbr.ru (дата обращения: 27.03.2020).

  7. Основные направления единой государственной денежно –кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов от 26.10.2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbr.ru (дата обращения: 26.03.2020).


  1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 29.03.2020).

  2. Маркс К. Собрание сочинения: В 50 т. Т. 12. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. – Государственной издательство политической литературы, 1958. – 879 с. (Торговые кризисы и денежное обращение в Англии с. 559 –563)

  3. Долгов Д. И. Экономика и управление: мир необъятного [Электронный ресурс]. / Д. И. Долгов // Мордовский государственный педагогический институт Саранск, Россия. – Режим доступа: http://www.aup.ru. (дата обращения: 29.03.2020).

13 Вестник Северо-Запада / Северо-Западное главное управление ЦБ РФ // Информационно-аналитическая бюллетень. 2015. – №3 (70)

14 Постановление Правительства РФ от 18 января 1993 года N 33 "О дальнейших мерах по государственному регулированию инфляционных процессов и частичном изменении постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1992 г. N 1041 "О государственном регулировании цен на отдельные виды продукции и товаров" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru. – 25.04.2019.

15 Красавина Л. Н. Антиинфляционная политика и стратегия экономического роста в России (по материалам «круглого стола») [Электронный ресурс]. / Л. Н. Красавина // Научная электронная библиотека «Киберлиника». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru. (дата обращения: 29.03.2020).

16 Синяков А. Обзор конференции Банка России «Инфляция: новые выводы для центральных банков» [Электронный ресурс]. / А. Синяков, И. Хотулев. – Режим доступа: http://www.cbr.ru (дата обращения: 29.03.2020).

  1. Инфляция на потребительском рынке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 27.03.2020).

  2. Соловьева С. В. Антиинфляционная политика центрального банка РФ и проблемы экономического роста [Электронный ресурс]. / С. В. Соловьева // Научная электронная библиотека «Киберлиника». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 29.03.2020).

  3. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. – М.: КНОРУС, 2012. – 528 с.

  4. Баранова Е. П. Инфляция и антиинфляционная политика в России [Электронный ресурс]. / Е. П. Баранова // Научная электронная библиотека «Киберлиника». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru. – 28.04.2019.

  5. Литвиненко А. В. Взаимосвязь государственной антиинфляционной, денежно-кредитной и бюджетной политики [Электронный ресурс]. / А. В. Литвиненко

  6. Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru (дата обращения: 29.03.2020).

  7. Улюкаев А. В. Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты / А. В. Улюкаев // Деньги и кредит. – 2006. – №5.

  8. Коцофана Т. В. Сущность инфляции и ее содержание в современной российской экономике / Т. В. Коцофана // Экономика и экологический менеджмент. – 2014. – №1.

  9. Красавина Л. Н Регулирование инфляции: мировой опыт и российская практика / Л. Н. Красавина, В. Я. Пищик. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 280 с.

  10. Шахнович Р.М. Инфляция и антиинфляционная политика в переходной экономике / Р. М. Шахнович. – М.: Либроком, 2012. – 392 c.