Файл: Задание 1 Максимальное количество баллов 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цель занятия: Обеспечение формирования у обучающихся умения ориентироваться в наиболее общих проблемах экологии и природопользования; приобретение обучающимися знаний об особенностях взаимодействия общества и природы, а также о принципах и методах рационального природопользования.

Задание 1

Максимальное количество баллов — 8.

Цель образовательной и воспитательной деятельности в сфере экологии — это становление начал экологической культуры у детей; развитие экологического сознания, мышления и экологической культуры у взрослых, их воспитывающих; формирование у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде, которое должно выстраиваться на базе экологического сознания.

Разумеется, достижение столь значимых и содержательных целевых ориентиров невозможно без оформления персональной нравственной позиции педагога по данному вопросу. В качестве варианта по оформлению собственной педагогической позиции вам рекомендуется   подготовьте эссе на одну из предложенных тем:

    •  Особенности изучения Федерального закона «Об охране окружающей среды» в школе.

    •  Цели экологического образования в интересах устойчивого развития Российской Федерации.

    •  Роль изучения особо охраняемых природных территорий на занятиях с учащимися различных образовательных организаций.

    •  Влияние педагога на снижение уровня негативного воздействия промышленности на окружающую среду: борьба с ветреными мельницами или всё в наших руках?

Эссе необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

Особенности изучения Федерального закона «Об охране окружающей среды» в школе.

На современном этапе подготовка школьников по экологической безопасности рассматривается как социальный заказ системе общего образования. Почему? Современное состояние окружающей среды, особенно в крупных городах, оставляет желать лучшего, в связи с этим для каждого из нас являются актуальными вопросы экологической безопасности.


Все усилия в дальнейшем могут оказаться напрасными, если мы не обеспечим необходимый уровень экологической безопасности уже сегодня. Реалии таковы, что всё большее количество людей ощущает на себе отрицательное влияние промышленности и достижений научно-технического прогресса на окружающую среду, при этом соблюдение норм и правил экологической безопасности нередко игнорируются руководителями различного рода предприятий.

Существующий сегодня экологический кризис представляется философско-мировоззренческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в сознании личности и общества в целом. Отношение человека к природной среде, социальному окружению, к себе как части природы во многом определяется его экологической культурой, экологическим сознанием, от уровня развития которых зависит понимание личностью ценности самой природы, принципиально новой мировоззренческой установки, связанной с осознанием единства природы и общества, их целостности.1

Необходимо отметить, что подготовка в области экологической безопасности является важной составляющей профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров педагогического образования, обучающихся по программе «Безопасность жизнедеятельности».

Экологическое законодательство РФ составляют:

Конституция РФ от 12 декабря 1993 года;

  • Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95. № 52-ФЗ;

  • Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 (в редакции от 15.04.98.) № 174-ФЗ;

  • Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;

  • Водный Кодекс РФ от 16.11.95;

  • Лесной кодекс РФ от 29.01.97.;

  • Закон РФ «О недрах» от 21.02.92 (в ред. от 8.08.2001) № 27-ФЗ;

  • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и другие нормативно-правовые акты.

Основным законом, обеспечивающим права граждан России на здоровую и экологически благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность в нашей стране, является Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. Ранее действовал закон РСФСР от 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, являющуюся основой жизни на Земле.

Особенностью правового регулирования экологических отношений является преобладание административно-правового метода воздействия. Характерным моментом его является не юридическое равенство сторон (присущее гражданско-правовому методу), а отношение власти и подчинения. Властными полномочиями при этом обладают природоохранные органы, осуществляющие эту деятельность в соответствии с законодательством и стоящие на страже интересов общества и граждан.


В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный, общественный надзор и контроль в области охраны окружающей среды. Государственный надзор осуществляют специальные государственные органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации контролирующих предприятий. Это Прокуратура РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ, Госкомитет РФ по земельной политике, Министерство природных ресурсов России, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Росгидромет, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), Министерство РФ по атомной энергии и др.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в лице государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

За неисполнение экологического (природоохранного) законодательства виновные несут ответственность, которая зависит от вида экологических правонарушений.

Экологическое правонарушение — это противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Признаками экологического правонарушения являются действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству, противоправное действие.

Виновные в экологических правонарушениях граждане несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Различные виды ответственности за экологические правонарушения приведены в таблице. Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Знания в области экологии и экологической безопасности способствуют формированию у школьников культуры безопасности жизнедеятельности, развитию у них личностных качеств, которые обеспечивают защищенность жизненно важных интересов человека от воздействия внешних и внутренних угроз. Такое комплексное позитивное влияние эколого-педагогической образовательной среды на развитие личностно-мотивационной сферы школьников подтверждено современными научными исследованиями.


Однако наиболее полно основы экологического законодательства целесообразно рассматривать в старшей школе, на завершающем этапе общего образования, с учетом возраста и уровня подготовки школьников.2

В 10–11 классах материал по экологической безопасности содержит, в первую очередь, раздел программы «Основы здорового образа жизни», а также раздел «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях».

Это информация о безопасном поведении в природных условиях, в т. ч. в условиях вынужденной автономии, о способах экологически безопасного поведения во время поездок в экзотические страны, о предупреждении пищевых отравлений, о пищевых добавках, о влиянии на здоровье тех или иных примесей в воде и воздухе и т. д.

Предусматривается проведение практических занятий с использованием экспресс-лабораторий (например, обнаружение вредных примесей в воде, воздухе, в продуктах питания).

Учебные программы, разработанные другими авторами, материал по экологической безопасности включают в аналогичном объеме и в сходной последовательности, несмотря на то, что отдельные темы, посвященные экологической безопасности, имеют разницу в названиях и, соответственно, в содержательном наполнении: например, «Человек, среда его обитания, безопасность человека» и «Экология и безопасность».
Задание 2

Максимальное количество баллов — 8.

Национальные проекты Российской Федерации 2019 – 2024 гг. — это новые комплексные разработки федерального масштаба, принятые в России в 2018 году, и реализуемые по трём направлениям:

  1.      Человеческий капитал.

  2.      Комфортная среда для жизни.

  3.      Экономический рост.

Цель национального проекта «Экология» — это кардинальное улучшение экологической обстановки на территории Российской Федерации и обеспечение её положительного влияния на оздоровление россиян. В данной многосторонней работе принимают участие органы государственной власти и органы местного управления, кураторы федеральных проектов, общественные организации и активные граждане.

Современный педагог, работая над формированием экологической культуры обучающихся, обязан ознакомиться с содержанием данного проекта.

Пройдите по представленной ссылке на официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/


Внимательно изучите содержание паспорта Национального проекта «Экология». Особое внимание обратите на его структуру, представляемую систему планирования и перечень значимых показателей.

Итак, в рамках данной практической работы вам необходимо:

  • изучить представленный далее перечень наименований федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Экология»;

  • включить в данный перечень недостающее наименование федерального проекта № 10, входящего в состав национального проекта «Экология»;

  • перечислить показатели, представляемые в рамках данного национального  проекта, на достижение которых он направлен;

  • предоставить краткую характеристику глобальной экологической проблемы, на решение которой направлен данный федеральный проект.

Перечень наименований федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Экология»:

  1.  Федеральный проект «Чистая страна».

  2.  Федеральный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами».

  3.  Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности».

  4.  Федеральный проект «Чистый воздух».

  5.  Федеральный проект «Чистая вода».

  6.  Федеральный проект «Оздоровление Волги».

  7.  Федеральный проект «Сохранение озера Байкал».

  8.  Федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов».

  9.  Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».

  10.  Федеральный проект «Сохранение лесов».

  11.  Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий» 

Письменную работу необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

Источник финансирования: Смешанный

Бюджет: 4 041 000 000 000 руб.

Год начала: 2018

Год окончания: 2024

Паспорт НП 2021

Паспорт нацпроекта "Экология" утверждён 24.12.2018

 Цели проекта

  1. Эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов;

  2. Кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20% совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах;

  3. Повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения;

  4. Сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий;

  5. Обеспечения баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 году.