ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель занятия: Обеспечение формирования у обучающихся умения ориентироваться в наиболее общих проблемах экологии и природопользования; приобретение обучающимися знаний об особенностях взаимодействия общества и природы, а также о принципах и методах рационального природопользования.
Задание 1
Максимальное количество баллов — 8.
Цель образовательной и воспитательной деятельности в сфере экологии — это становление начал экологической культуры у детей; развитие экологического сознания, мышления и экологической культуры у взрослых, их воспитывающих; формирование у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде, которое должно выстраиваться на базе экологического сознания.
Разумеется, достижение столь значимых и содержательных целевых ориентиров невозможно без оформления персональной нравственной позиции педагога по данному вопросу. В качестве варианта по оформлению собственной педагогической позиции вам рекомендуется подготовьте эссе на одну из предложенных тем:
-
Особенности изучения Федерального закона «Об охране окружающей среды» в школе. -
Цели экологического образования в интересах устойчивого развития Российской Федерации. -
Роль изучения особо охраняемых природных территорий на занятиях с учащимися различных образовательных организаций. -
Влияние педагога на снижение уровня негативного воздействия промышленности на окружающую среду: борьба с ветреными мельницами или всё в наших руках?
Эссе необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Особенности изучения Федерального закона «Об охране окружающей среды» в школе.
На современном этапе подготовка школьников по экологической безопасности рассматривается как социальный заказ системе общего образования. Почему? Современное состояние окружающей среды, особенно в крупных городах, оставляет желать лучшего, в связи с этим для каждого из нас являются актуальными вопросы экологической безопасности.
Все усилия в дальнейшем могут оказаться напрасными, если мы не обеспечим необходимый уровень экологической безопасности уже сегодня. Реалии таковы, что всё большее количество людей ощущает на себе отрицательное влияние промышленности и достижений научно-технического прогресса на окружающую среду, при этом соблюдение норм и правил экологической безопасности нередко игнорируются руководителями различного рода предприятий.
Существующий сегодня экологический кризис представляется философско-мировоззренческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в сознании личности и общества в целом. Отношение человека к природной среде, социальному окружению, к себе как части природы во многом определяется его экологической культурой, экологическим сознанием, от уровня развития которых зависит понимание личностью ценности самой природы, принципиально новой мировоззренческой установки, связанной с осознанием единства природы и общества, их целостности.1
Необходимо отметить, что подготовка в области экологической безопасности является важной составляющей профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров педагогического образования, обучающихся по программе «Безопасность жизнедеятельности».
Экологическое законодательство РФ составляют:
Конституция РФ от 12 декабря 1993 года;
-
Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95. № 52-ФЗ; -
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 (в редакции от 15.04.98.) № 174-ФЗ; -
Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ; -
Водный Кодекс РФ от 16.11.95; -
Лесной кодекс РФ от 29.01.97.; -
Закон РФ «О недрах» от 21.02.92 (в ред. от 8.08.2001) № 27-ФЗ; -
Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и другие нормативно-правовые акты.
Основным законом, обеспечивающим права граждан России на здоровую и экологически благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность в нашей стране, является Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. Ранее действовал закон РСФСР от 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, являющуюся основой жизни на Земле.
Особенностью правового регулирования экологических отношений является преобладание административно-правового метода воздействия. Характерным моментом его является не юридическое равенство сторон (присущее гражданско-правовому методу), а отношение власти и подчинения. Властными полномочиями при этом обладают природоохранные органы, осуществляющие эту деятельность в соответствии с законодательством и стоящие на страже интересов общества и граждан.
В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный, общественный надзор и контроль в области охраны окружающей среды. Государственный надзор осуществляют специальные государственные органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации контролирующих предприятий. Это Прокуратура РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ, Госкомитет РФ по земельной политике, Министерство природных ресурсов России, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Росгидромет, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), Министерство РФ по атомной энергии и др.
Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в лице государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.
За неисполнение экологического (природоохранного) законодательства виновные несут ответственность, которая зависит от вида экологических правонарушений.
Экологическое правонарушение — это противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Признаками экологического правонарушения являются действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству, противоправное действие.
Виновные в экологических правонарушениях граждане несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Различные виды ответственности за экологические правонарушения приведены в таблице. Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.
Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Знания в области экологии и экологической безопасности способствуют формированию у школьников культуры безопасности жизнедеятельности, развитию у них личностных качеств, которые обеспечивают защищенность жизненно важных интересов человека от воздействия внешних и внутренних угроз. Такое комплексное позитивное влияние эколого-педагогической образовательной среды на развитие личностно-мотивационной сферы школьников подтверждено современными научными исследованиями.
Однако наиболее полно основы экологического законодательства целесообразно рассматривать в старшей школе, на завершающем этапе общего образования, с учетом возраста и уровня подготовки школьников.2
В 10–11 классах материал по экологической безопасности содержит, в первую очередь, раздел программы «Основы здорового образа жизни», а также раздел «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях».
Это информация о безопасном поведении в природных условиях, в т. ч. в условиях вынужденной автономии, о способах экологически безопасного поведения во время поездок в экзотические страны, о предупреждении пищевых отравлений, о пищевых добавках, о влиянии на здоровье тех или иных примесей в воде и воздухе и т. д.
Предусматривается проведение практических занятий с использованием экспресс-лабораторий (например, обнаружение вредных примесей в воде, воздухе, в продуктах питания).
Учебные программы, разработанные другими авторами, материал по экологической безопасности включают в аналогичном объеме и в сходной последовательности, несмотря на то, что отдельные темы, посвященные экологической безопасности, имеют разницу в названиях и, соответственно, в содержательном наполнении: например, «Человек, среда его обитания, безопасность человека» и «Экология и безопасность».
Задание 2
Максимальное количество баллов — 8.
Национальные проекты Российской Федерации 2019 – 2024 гг. — это новые комплексные разработки федерального масштаба, принятые в России в 2018 году, и реализуемые по трём направлениям:
-
Человеческий капитал. -
Комфортная среда для жизни. -
Экономический рост.
Цель национального проекта «Экология» — это кардинальное улучшение экологической обстановки на территории Российской Федерации и обеспечение её положительного влияния на оздоровление россиян. В данной многосторонней работе принимают участие органы государственной власти и органы местного управления, кураторы федеральных проектов, общественные организации и активные граждане.
Современный педагог, работая над формированием экологической культуры обучающихся, обязан ознакомиться с содержанием данного проекта.
Пройдите по представленной ссылке на официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/
Внимательно изучите содержание паспорта Национального проекта «Экология». Особое внимание обратите на его структуру, представляемую систему планирования и перечень значимых показателей.
Итак, в рамках данной практической работы вам необходимо:
-
изучить представленный далее перечень наименований федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Экология»; -
включить в данный перечень недостающее наименование федерального проекта № 10, входящего в состав национального проекта «Экология»; -
перечислить показатели, представляемые в рамках данного национального проекта, на достижение которых он направлен; -
предоставить краткую характеристику глобальной экологической проблемы, на решение которой направлен данный федеральный проект.
Перечень наименований федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Экология»:
-
Федеральный проект «Чистая страна». -
Федеральный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами». -
Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности». -
Федеральный проект «Чистый воздух». -
Федеральный проект «Чистая вода». -
Федеральный проект «Оздоровление Волги». -
Федеральный проект «Сохранение озера Байкал». -
Федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов». -
Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма». -
Федеральный проект «Сохранение лесов». -
Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий»
Письменную работу необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Источник финансирования: Смешанный
Бюджет: 4 041 000 000 000 руб.
Год начала: 2018
Год окончания: 2024
Паспорт НП 2021
Паспорт нацпроекта "Экология" утверждён 24.12.2018
Цели проекта
-
Эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов; -
Кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20% совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах; -
Повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения; -
Сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий; -
Обеспечения баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 году.