Файл: Приемы технологии развития критического мышления на уроках географии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

10) Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал») Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

11) Взаимоопрос Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

12) Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы вопросы:

13) Синквейн. «Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний».

Это стихотворение, состоящее из пяти строк:
в первой строкезаявляется тема или предмет (одно существительное);

Во второйдается описание предмета (два прилагательных или причастия);

в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета;

в четвертойстроке приводится фраза, обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету,

в пятойстроке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (предмета) (одно слово).
Если следовать этим правилам, то могут получиться, например, такие
синквейны (география, 5 класс):

Назовите тему урока
одним словом

Глобус

Географическая
карта

Масштаб




Назовите два

Круглый,

Плоская,

Линейный,




прилагательных,
которые ее
характеризуют

уменьшенный

уменьшенная

численный




Назовите три
действия, которые
можно при этом
выполнять

Вращать, измерять,
рассматривать

Изучать, измерять,
находить

Измерять,
уменьшать,
изображать

Выразите в одном
предложении свое
впечатление о теме
урока

Глобус похож на
Землю.

Уметь пользоваться
географической
картой.

Масштаб нужен
всем картам.

Как одним словом
можно обобщить
тему урока

Модель

Изображение

Дробь



Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и

представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. На первых порах можно предложить учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, а с другой – поможет выбрать наиболее точные, образные.
Использовать синквейн можно при изучении любого предмета.

Методика применения синквейна:
1. Объяснить правила написания синквейна.
2. Привести несколько примеров синквейна (готовых и предложить составить
один совместно).
3. Сформулировать тему.
4. Зафиксировать время на написание синквейнов;
5. Заслушать варианты ответов.
Методика отрабатывается на нескольких уроках, а когда она будет
отработана, работу начинать с пункта 3.
На уроках географии он не только помогает организовать диалог, но и позволяет

отрабатывать навыки анализа текста, способствует индивидуализации обучения, обеспечивает речевое развитие учащихся. Этот вид работы нравится ученикам.

Приведу примеры синквейна, составленного на уроках.

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Река

Япония

Население

Урал

Равнинная, горная

Маленькая,
островная

Многонациональное,
религиозное

Славный, опорный

Углубляет,
расширяет, течет

Производит,
любуется, трясет

Переезжает,
уменьшается,
увеличивается

Добывает,
перерабатывает,
производит

Зависят от климата,
рельефа.

Япония – страна
восходящего солнца

Различается по
языкам, культурой.

Крупная
металлургическая
база страны

Поток

Архипелаг

Народ

Защитник

Как видно из примеров, с помощью синквейна учащиеся учатся быстро и эффективно анализировать, синтезировать и обобщать понятия и информацию. Можно использовать разные способы работы с синквейном: самостоятельно, в парах, в группе. А также данный приём можно использовать для анализа узкого понятия (география, 5-6 класс)


:

Горы

Почва

Вулкан

Низкие, высокие

Плодородная, структурная

Действующие, потухшие

Растут, разрушаются,
возвышаются.

Накапливается, удобряется,
разрушается.

Растет, извергается,
взрывается.

Образуются на стыке плит.

Почва – особое природное
образование.

Выбрасывают лаву, газы,
пепел.

Рельеф

Кормилица

Гора

Если использовать приготовленный дома синквейн, то можно при ответе
составить по нему краткий рассказ.


Также синквейн – это метод самоконтроля. Прочитав материал, можно мысленно придумать стихотворение. Если получается – материал усвоен хорошо.

Ветер

Азимут

Ураганный, переменчивый

Точный, градусный

Дует, меняется, поднимается.

Указывает, направляет, определяет.

Разность в атмосферном давлении.

Направление на север и предмет.

Движение

Угол


Можно расширить синквейн, добавив свои знания.

Машиностроение

Рельеф

Металлоемкое, наукоемкое, трудоемкое.

Разнообразный, расчлененный, горный,
равнинный.

Механизирует, автоматизирует.

Изменяется, разрушается, поднимается.

Может размещаться повсеместно,
учитываются факторы.

Зависит от строения земной коры.

Техника

Неровности земной поверхности


Можно внести коррекцию или совершенствовать текст, составленный товарищем, или найти в тексте сознательно запланированные ошибки.

Гидросфера

Литосфера

Водная, огромная, необходимая

Твердая, каменная, мощная (тонкая).

Испаряется, замерзает, движется.

Движется, поднимается, опускается.

Образует Мировой океан.

Земная кора и верхняя мантия.

Слой (Оболочка)

Оболочка



Можно использовать как игровой момент: учимся определять тему синквейна при отсутствующей первой части.



2. Раскаленная, пластичная.

2. Южная, суровая

3. Движется, изливается, нагревает.

3. Охлаждает, отличается, покрывает.

4. Располагается под земной корой.

4. Имеет покровный ледник.

5. Слой.

5. Материк.

1. Мантия

1. Антарктида


С точки зрения педагогики процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных подходов: информационного, деятельного и личностно ориентированного. Чем разнообразнее формы и методы работы, тем больше шансов, что мы вместе с учениками будем получать большее удовлетворение от процесса обучения и от его результатов. Применение приёмов технологии критического мышления, в данном случае – синквейнов, позволяет увидеть, как меняются мотивация и образовательный настрой учащихся, уровень их развития. На таких уроках каждый ребёнок будет иметь реальную возможность стать успешным, почувствовать радость процесса познания.
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Заключение

Важность технологии развития критического мышления

  • для учащихся:

  • во-первых, повышается ответственность за качество собственного образования;

  • во-вторых, развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большими объемами информации;

  • в-третьих, развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими людьми;

    • для учителей:

в качестве важных особенностей технологии развития критического мышления следует отметить ее универсальный характер, что позволяет эффективно работать в данном проекте любому учителю-предметнику с учащимися различных возрастов: от младших школьников до студентов ВУЗов. Эта педагогическая технология ориентированна на реальную учительскую практику, так как задействует чтение и письмо – базовые процессы любой образовательной деятельности. Она дает возможность одновременного эффективного решения задач обучения и развития, гармоничного сочетания работы с текстом и общение (групповой работы). Открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя, и ориентация на сотрудничество ученика и педагога в образовательном процессе ставят технологию развития критического мышления в ряд актуальных педагогических инноваций


Я данную технологию изучаю с 2016 года.

В моём арсенале много приёмов технологии. Но, в силу обстоятельств, использовать и применять удаётся не все. Некоторые дети не приемлют отдельные приёмы. Не всегда нравятся приёмы, есть отрицательный опыт применения. В своей работе, на уроках географии я преимущественно, применяю технологию на уроках изучения новой темы. Большое разнообразие приёмов и стратегий даёт большое поле для деятельности и размышлений.

Приёмы, наиболее часто, используемые мной на уроках: различные виды таблиц (Т-таблица, концептуальная и др.), инсерт, ключевые слова, кластер, дерево предсказаний, лекция-визуализация, различные приёмы для прогнозирования материала, перепутанные логические цепочки, ассоциации. Некоторым детям нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому приходится осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию. На уроках приходится дозировать «порции материала», так как не все дети могут работать в одном и том же темпе, не у всех одинаковая техника чтения. Некоторые приёмы технологии приходится адаптировать под свой контингент учащихся.

Проанализировав свой опыт работы по технологии, я пришла к выводу, что есть плюсы (их больше) и затруднения в использовании технологии КМ:

1. Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.

2. Делать выводы.

3. Принимать продуманные решения.

4. Технология даёт учащимся возможность размышлять.

5. Способствует активности учащихся в учебном процессе.

6. Активизирует мышление.

7. Учатся работать в группах и парах.

8. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.

9. Повышается интерес к процессу обучения, к урокам, в целом к предмету.

10. Формируются навыки написания и составления текстов различных жанров.

11. Формируются коммуникативные навыки.

12. Развивается способность к информационной грамотности и самостоятельной аналитической деятельности.

13. Учатся работать с большим объёмом информации.

14. Выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости.

15. Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным.

16. Сами могут себя оценить и проверить.

17. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей.

18. Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь.

19. Учатся здоровой дискуссии.

20. Творчески интерпретируют имеющуюся информацию.