Файл: 2008 4 (65) 115Цивилизованный лоббизм средство или следствие борьбы с коррупцией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

120

С
равнительное
К
онСтитуционное
о
бозрение
помимо парламентской работы занимаются недопустимыми видами деятельности. Кстати, партийная дисциплина, которая заставляет депутатов одной фракции солидаризировать- ся при голосовании по конкретным вопро- сам, почему-то бездействует, когда необхо- димо прекратить осуществление депутатом деятельности, несовместимой с его статусом.
В связи с этим меры ответственности к таким депутатам логичнее было бы применять все той же комиссии по вопросам депутатской этики, состоящей из представителей всех фракций в парламенте.
Принцип работы такой комиссии: один представитель – один голос. Политическая конкуренция фракций будет способствовать сбору членами указанной комиссии компро- метирующего материала на своих коллег – депутатов из других фракций. Можно было бы установить, что для решения вопроса об ответственности депутата-нарушителя необ- ходима совокупность фактов: пропуск пле- нарных заседаний более четырех раз в год; письменные доказательства занятия парла- ментарием несовместимыми с его статусом видами деятельности (документы о доходах из иных источников, участие в проектах, пред- полагающих поступление дополнительных к депутатской заработной плате денежных средств, штатное расписание иных организа- ций и т. д.), а также возможны свидетельские показания. На основании этих доказательств комиссия признает депутата нарушившим конституционные нормы о недопустимости совмещения парламентской и ряда иных ви- дов деятельности. К полномочиям комиссии можно было бы отнести и рассмотрение слу- чаев корыстного лоббирования депутатами частных интересов.
Основной целью предлагаемых нововве- дений является не столько реализация мер ответственности, сколько придание гласности поведения конкретного депутата, погрязшего в «партийной коррупции». Публичные про- цессы, проводимые комиссией по вопросам депутатской этики, позволят прекратить дея- тельность депутатов-нарушителей, предосте- речь впредь от соблазнов недопустимого со- вмещения должностей. В борьбе за избира- теля фракции, которые не захотят прирастать членами, замешанными в кадровых думских скандалах и не желающими активно работать во благо поддержания престижа партии, вне- сут коррективы в партийные списки на оче- редных выборах.
Третье. Необходимо также пресечь кор- рупцию и на уровне министров, их заместите- лей, руководителей исполнительных органов власти. Из зарубежного опыта можно было бы перенять лимитирование сумм, которые допускается тратить на чиновничьи подарки и обеды, запреты на любые поездки за чужой счет. Иначе широкомасштабное одаривание должностных лиц по праздникам и в дни рож- дения превращается в неотъемлемый атрибут
«рабочих» взаимоотношений. То же можно сказать и об организации «кулуарных» встреч представителей власти и бизнеса в нефор- мальной обстановке.
Необходимо создать правовую и органи- зационную инфраструктуру передачи на вре- мя осуществления полномочий в доверитель- ное управление корпоративной собственно- сти и отслеживания финансового благососто- яния чиновника и членов его семьи. В этих случаях актуальна реальная институционали- зация комиссий по регулированию конфлик- тов интересов. Переход политиков и служа- щих на работу в курируемые ранее или нахо- дящиеся в орбите данного сегмента экономи- ки коммерческие организации, их союзы и ассоциации должен отслеживаться и наказы- ваться.
Прямое лоббирование интересов коммер- ческих организаций, в уставном капитале ко- торых государство имеет определенный про- цент, возможно через направляемых в их ор- ганы управления членов Правительства РФ и иных высокопоставленных должностных лиц.
Упорядоченной системы в части представи- тельства интересов государства не установ- лено. В ходе внутриправительственной борь- бы происходит дележка мест в наиболее при- влекательных советах директоров различных коммерческих организаций.
Этот канал нецивилизованного лоббиро- вания мог бы быть перекрыт на основе опыта
Германии. Позиции представителя государ- ства в органах управления компании должны замещаться по конкурсу. Правомочие на уча- стие в управлении конкретной коммерческой организацией с определенной долей государ- ственной собственности необходимо доверять не специалистам широкого профиля, у кото- рых, кстати, и так имеется немалый фронт работ, а профессионалам в соответствующем


2008

№ 4 (65)

121
секторе экономики
12
. Условия работы в сове- тах директоров коммерческих организаций представителей государства не должны соз- давать у кандидатов иллюзий личной наживы.
В частности, нужен запрет на работу в сове- тах директоров более чем двух компаний
13
Лозунг о борьбе с коррупцией на всех уровнях власти не приведет к положитель- ным результатам без благотворного влияния на этот процесс политической воли. Где она?
Она проистекает из высших эшелонов власти и исходит из реализации статусов депутатов, министров и т. д. Чиновникам самого высоко- го ранга нужно начать с себя. Если админи- стративная реформа и специальные антикор- рупционные меры будут воплощены хотя бы на половину от задуманного, то в регулирова- нии лоббизма отпадет необходимость. Он бу- дет осуществляться цивилизованным путем в откорректированных формах взаимодействия институтов гражданского общества и органов публичной власти.
Светлана Васильева – доцент кафед-
ры конституционного и муниципального
права Государственного университета –
Высшей школы экономики, кандидат юри-
дических наук.
5
См.: Губейдуллина Г., Рожков А., Кудинов В.
Сколько платят финансисты // Ведомости. 2008.
9 июня.
6
См.: Селиванова О. Указ. соч.
7
См.: Власть, закон, бизнес. М.: Московский об- щественный научный фонд; АНО «Проекты для будущего: научные и образовательные техноло- гии»; Факультет права ГУ-ВШЭ, 2005. (Серия
«Научные доклады: независимый экономиче- ский анализ». № 168). С. 143, 268, 275.
8
См.: Жуган И. Б. Лоббизм в США. Правовые основы и анализ современного законодательст- ва // Представительная власть – XXI век: за- конодательство, комментарии, проблемы. 2005.
№ 3 (63). С. 37–38.
9
См.: Оболонский А. В. Мораль и право в поли- тике и управлении / А. В. Оболонский; Государ- ственный университет – Высшая школа эконо- мики. М.: Изд. дом ГУ–ВШЭ, 2006. С. 64.
10
См.: Стенограмма семинара в Центре стратеги- ческих разработок на тему: «Участие организа- ций бизнеса и гражданского общества в реали- зации административной реформы: опыт, про- блемы, перспективы» от 26 декабря 2007 года
(http://www.csr.ru/event/original_1320.stm).
11
См.: Проскурина О., Резник И. Подписали со- глашение и убрали в сейф // Ведомости. 2008.
21 июля; Одноколенко О. Доходная личность
// Итоги. 2008. 21 июля; Кребс Ю. Стирка //
Forbes. Июль 2008. С. 55.
12
См.: Зэккер Ф. Ю. Частно-государственное партнерство на стыке публичного и частного права – опыт Германии: Тезисы доклада на
Международной научно-практической конфе- ренции в Санкт-Петербургском университете,
28–29 июня 2008 года.
13
См.: Директоров на всех не хватит. 10 вопросов председателю совета директоров «Тройки Диа- лог» Андрею Шаронову // Forbes. Июль 2008.
С. 40.
1
См.: Кашин В., Цуканов И., Рожкова М.
300000$ за визу: как американские лоббисты зарабатывают деньги на россиянах? // Ведомо- сти. 2007. 18 апреля.
2
См.: Власова И. Лоббистские инвестиции ра- стут // Газета. 2008. 10 июня.
3
См.: Сулькин О. Дань азарту // Итоги. 2008.
19 мая. С. 66.
4
См.: Селиванова О. «Толкачи» и «тормозилы»
// Московская правда. 2008. 28 мая.