Файл: Программа наименование дисциплины теория организации и организационное поведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УМК-9
ПРОГРАММА

Наименование дисциплины:

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))

080100 Экономика


Квалификации (степени) выпускника: магистр

Москва 2014
Цель учебного курса:
Сформировать профессиональную компетенцию в области управления организацией и организационным поведением - на основе понимания человеческой природы, потребностей социума и стратегических задач организаций. Способствовать, в рамках возможностей курса, развитию общекультурных и общепрофессиональных компетенций слушателей.
Задачи и требования к результатам освоения программы:

Обеспечивать на материале курса:
* Знание всех сторон и факторов организации, которые влияют на результативность ее деятельности и обеспечивают достижение поставленных целей;

* знание места и веса организационного поведения в общей системе экономических и неэкономических факторов;

* знание законов влияния личностей, групп и структуры на организационное поведение с целью применения полученных знаний для управления организацией и повышения ее конкурентоспособности;
* понимание того, что «Организационное поведение» – это научная и в то же время прикладная наука, которая позволяет управленцам анализировать поведение индивидов в организации, способствует пониманию проблем межличностных и межгрупповых отношений ;

*формирование представлений об организации как целостной системы, основу которой образуют внутриорганизационные отношения;
*формирование способностей к абстрактному мышлению, анализу и синтезу (ОК-1);

* формирование готовности слушателей к постоянному саморазвитию, самореализации и наращиванию творческого потенциала и интеллектуальных ресурсов (ОК-3);

* формирование лидерских способностей и умений принимать

организационно-управленческие решения в реальных и кризисных условиях, опираясь на социальную ответственность и принципы корпоративной культуры организации (ОК-2, ОПК-3);


* развитие коммуникативных качеств, умений работать в команде и совместно принимать наилучший для организации вариант решений в процессе коллегиальных обсуждений; развитие способностей воспринимать и объективно оценивать стратегически важные идеи развития организации и своевременно корректировать планы и принимать антикризисные меры (ОПК-1, ОПК-2).

2.2. Формировать и развивать:
*знание факторов и переменных внешней и внутренней среды организации; знание экономической структуры организации в границах индивидуального воспроизводства;

*понимание места и роли организационного поведения «как комплекса поступков и действий человека, отражающих реакцию на все обстоятельства его существования в группе людей, в организации, в социально экономической системе» (Э.М. Коротков);

*системные знания о поведении людей в социальных организациях, на различных уровнях управления и в различных сферах человеческой деятельности;

*способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями в области организационного поведения ; составлять программу исследований с учетом новых информационных и технологических возможностей как в области оценки человеческого фактора и его сознательного использования для эффективного управления предприятиями, особенно - наукоемкими (ПК-1);

*способность проводить самостоятельные исследования в рамках программы курса (ПК-3) и представлять результаты научному сообществу (ПК-4);

*способность разрабатывать методические и нормативные документы, предложения по реализации проектов и программ в области организационного поведения с использованием стандартных методик и технологий управления проектами и программами (ПК-5);

*способность проводить всестороннюю оценку деятельности предприятий и намечать стратегию ее совершенствования с учетом возможностей человеческого фактора, скрытых резервов человеческого и группового потенциала в условиях неопределенности и конкурентной деятельности экономических агентов на рынках ((ПК-6, ПК-7);


*способность составлять прогноз основных показателей, касающихся организации в целом и интеллектуального потенциала отдельных сотрудников и организованных групп , чтобы иметь базу для сравнения с текущими показателями и выработки новых планов(ПК-10);

*способность разрабатывать варианты управленческих решений по организационному поведению и обосновывать выбор наилучшего варианта на основе методов оптимизации с использованием стандартных вычислительных процедур (ПК-12);

*способность применять современные методы обучения и повышения квалификации для развития творческих способностей специалистов, от которых зависит успех в выполнении назначенных планов и задач (ПК-13);

* навыки исследования и эффективного использования методов и подходов управления поведением людей в организациях с учетом мотивационных и коммуникативных факторов;

*умения воздействовать на объект ОП, которым являются работники организации, представленные руководителями, специалистами, работниками вспомогательных служб

*способность формировать корпоративную культуру организации соответствующую целям и задачам компании, на основе изучения мирового прогрессивного опыта;

*способность вырабатывать и отстаивать квалифицированную собственную позицию по проблемам развития интеллектуального капитала и совершенствования организационного поведения в организациях – с учетом повышения роли личности и коллективов (групп) в решении актуальных задач инновационной модернизации России с учетом региональных и глобальных процессов в мире.

Место дисциплины в структуре подготовки:
Дисциплина «Теория организации и организационное поведение» читается в первом семестре первого курса магистратуры и опирается на знание дисциплин социально-психологического и управленческого циклов (в объеме бакалавриата):

теории организации, основ менеджмента, теории управления человеческими ресурсами, организационной психологии корпоративной культуры.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕ, 108 академических часа.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)

54

54










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции (Л)

18

18










Семинары (С)

22

22










Практические занятия (ПЗ)

8

8










Интерактивные занятия (ИЗ)

6

6










Самостоятельная работа (всего)

90

90




























Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет













Общая трудоемкость 144 часа, 4 зач. ед.

144

144













5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Основы теории организационного поведения

Теории организации и организационное поведение людей. Предмет теории организационного поведения как части теории организации. Понятие, генезис и цели организационного поведения. Междисциплинарный характер теории организационного поведения. Основополагающие концепции организационного поведения. Элементы системы организационного поведения. Модели организационного поведения. Современные проблемы ОП. Особенности организационного поведения в России.



2

Личность в организации, мотивация персонала.

Понятие личности и ее структура. Развитие личности и социализация. Современные теории личности. Типологии личностей. Взаимодействие человека и организации. Критериальная основа поведения. Характеристика индивидуальности человека. Вхождение человека в организацию. Адаптация человека к организационному окружению. Установки работников организации. Удовлетворенность трудом.
Значение систематической мотивации работников, мотивационный менеджмент.

Разнообразие и развитие идей мотивационного менеджмента. Национальные особенности мотивационного менеджмента. Индивидуальный подход мотивации персонала.

3

Управление

конфликтами в

организации




10


Природа конфликта. Конфликтная ситуация. Инцидент. Фрустрация. Причины конфликтов. Модель конфликта. Классификация конфликтов. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Методы разрешения конфликтов. Управление конфликтами. Роль конфликта в современных организациях.


4.

Корпоративная культура, формирование корпоративного поведения

Понятие «организационная и корпоративная культур». Типы организационных культур. Составляющие организационной культуры. Организационный климат. Ценностные ориентиры и принципы трудового поведения. Целенаправленное формирование корпоративной культуры и корпоративного поведения персонала. Характеристика «здоровой корпоративной культуры». Система обучения и формирования управленческой культуры, культуры труда, общения, разрешения конфликтных ситуаций и т.д. Принципы изменения культуры. Оценка степени соответствия системы управления декларируемым стратегическим ценностям

5

Эффективное лидерство и управление командой

Руководитель как лидер. Составляющие лидерского потенциала. Умения и навыки необходимые руководителю. Теории Х и У Д. Макгрегора. Стили руководства. Координатная сетка управления Блейка – Моутона. Эмоциональная компетентность. Способность руководителя к развитию подчиненных. Способы влияния на поведение подчиненных. Работа в команде. Управление рабочей группой. Формирование проектных команд. Групповые нормы. Характеристика ролей в команде.


6

Управление организацион­ными изменениями и стрессами.


Природа организационных изменений. Сопротивление переменам: причины, виды, последствия. Три стадии изменений. Управление организационными изменениями. Подходы и методы организационного развития. Казуальные переменные. Современные направления организационных изменений. Будущее организационного поведения.
Причины и симптомы стресса. Влияние стресса на здоровье работников. Психологические проблемы, вызываемые стрессом. Поведенческие проблемы, обусловленные стрессом. Влияние стрессов на деятельность организации. Индивидуальные методы борьбы со стрессом. Способы борьбы со стрессом в организации.



7.

Управление поведением работников.

Профессиональный имидж



Теоретические процессы обучения. Бихевиористские теории. Когнитивные теории. Теория социального научения. Принципы научения: подкрепление и наказание. Типы, формы и частота компенсации. Модификация организационного поведения (МОП). Управление поведением.
Понятие имиджа. Формирование позитивного профессионального имиджа предприятия Психологические особенности формирования имиджа. Создание корпоративного имиджа. Значение ценностей и корпоративной культуры в формировании имиджа организации.


8.


Деловые переговоры



Переговоры как образ мышления и жизни. Предмет переговоров. Диагностика переговоров. Этапы переговорного процесса. Типичные модели поведения на переговорах. Техника взаимодействия. Аргументация. Наиболее распространенные виды переговоров. Ведение переговоров в условиях критической ситуации. Влияние национальных различий на процесс деловых переговоров.



5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5 6 7

1

Организация и управление наукоемкими производствами

+

+

+

+

+ + +

2

Антикризисное управление

+

+

+

+

+ + +

3

Управление человеческими ресурсами

+

+

+

+

+ + +


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

ИЗ

С

СРС

Всего

час.




  Основы теории организационного поведения

2

-

-

4

10

16




Личность в организации, мотивация персонала

2

-

2

-

10

14




Управление конфликтами в организации







2

-

-

4

12

18




 Корпоративная культура, формирование корпоративного поведения


4

2

-

4

12

22




Эффективное лидерство и управление командой

2

-

-

4

12

18

6.

Управление организацион­ными изменениями и стрессами.



2

2

-

4

12

20

7.

Управление поведением работников.

Профессиональный имидж


2

2

2

2

12

20

8.


Деловые переговоры



2

2

2

-

10

16







-

-

-

-

-

-




Итого

18

8

6

22

90

144




Итоговый контроль (зачет)

Экзамен