Файл: Программа наименование дисциплины теория организации и организационное поведение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УМК-9
ПРОГРАММА
Наименование дисциплины:
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))
080100 Экономика
Квалификации (степени) выпускника: магистр
Москва 2014
Цель учебного курса:
Сформировать профессиональную компетенцию в области управления организацией и организационным поведением - на основе понимания человеческой природы, потребностей социума и стратегических задач организаций. Способствовать, в рамках возможностей курса, развитию общекультурных и общепрофессиональных компетенций слушателей.
Задачи и требования к результатам освоения программы:
Обеспечивать на материале курса:
* Знание всех сторон и факторов организации, которые влияют на результативность ее деятельности и обеспечивают достижение поставленных целей;
* знание места и веса организационного поведения в общей системе экономических и неэкономических факторов;
* знание законов влияния личностей, групп и структуры на организационное поведение с целью применения полученных знаний для управления организацией и повышения ее конкурентоспособности;
* понимание того, что «Организационное поведение» – это научная и в то же время прикладная наука, которая позволяет управленцам анализировать поведение индивидов в организации, способствует пониманию проблем межличностных и межгрупповых отношений ;
*формирование представлений об организации как целостной системы, основу которой образуют внутриорганизационные отношения;
*формирование способностей к абстрактному мышлению, анализу и синтезу (ОК-1);
* формирование готовности слушателей к постоянному саморазвитию, самореализации и наращиванию творческого потенциала и интеллектуальных ресурсов (ОК-3);
* формирование лидерских способностей и умений принимать
организационно-управленческие решения в реальных и кризисных условиях, опираясь на социальную ответственность и принципы корпоративной культуры организации (ОК-2, ОПК-3);
* развитие коммуникативных качеств, умений работать в команде и совместно принимать наилучший для организации вариант решений в процессе коллегиальных обсуждений; развитие способностей воспринимать и объективно оценивать стратегически важные идеи развития организации и своевременно корректировать планы и принимать антикризисные меры (ОПК-1, ОПК-2).
2.2. Формировать и развивать:
*знание факторов и переменных внешней и внутренней среды организации; знание экономической структуры организации в границах индивидуального воспроизводства;
*понимание места и роли организационного поведения «как комплекса поступков и действий человека, отражающих реакцию на все обстоятельства его существования в группе людей, в организации, в социально экономической системе» (Э.М. Коротков);
*системные знания о поведении людей в социальных организациях, на различных уровнях управления и в различных сферах человеческой деятельности;
*способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями в области организационного поведения ; составлять программу исследований с учетом новых информационных и технологических возможностей как в области оценки человеческого фактора и его сознательного использования для эффективного управления предприятиями, особенно - наукоемкими (ПК-1);
*способность проводить самостоятельные исследования в рамках программы курса (ПК-3) и представлять результаты научному сообществу (ПК-4);
*способность разрабатывать методические и нормативные документы, предложения по реализации проектов и программ в области организационного поведения с использованием стандартных методик и технологий управления проектами и программами (ПК-5);
*способность проводить всестороннюю оценку деятельности предприятий и намечать стратегию ее совершенствования с учетом возможностей человеческого фактора, скрытых резервов человеческого и группового потенциала в условиях неопределенности и конкурентной деятельности экономических агентов на рынках ((ПК-6, ПК-7);
*способность составлять прогноз основных показателей, касающихся организации в целом и интеллектуального потенциала отдельных сотрудников и организованных групп , чтобы иметь базу для сравнения с текущими показателями и выработки новых планов(ПК-10);
*способность разрабатывать варианты управленческих решений по организационному поведению и обосновывать выбор наилучшего варианта на основе методов оптимизации с использованием стандартных вычислительных процедур (ПК-12);
*способность применять современные методы обучения и повышения квалификации для развития творческих способностей специалистов, от которых зависит успех в выполнении назначенных планов и задач (ПК-13);
* навыки исследования и эффективного использования методов и подходов управления поведением людей в организациях с учетом мотивационных и коммуникативных факторов;
*умения воздействовать на объект ОП, которым являются работники организации, представленные руководителями, специалистами, работниками вспомогательных служб
*способность формировать корпоративную культуру организации соответствующую целям и задачам компании, на основе изучения мирового прогрессивного опыта;
*способность вырабатывать и отстаивать квалифицированную собственную позицию по проблемам развития интеллектуального капитала и совершенствования организационного поведения в организациях – с учетом повышения роли личности и коллективов (групп) в решении актуальных задач инновационной модернизации России с учетом региональных и глобальных процессов в мире.
Место дисциплины в структуре подготовки:
Дисциплина «Теория организации и организационное поведение» читается в первом семестре первого курса магистратуры и опирается на знание дисциплин социально-психологического и управленческого циклов (в объеме бакалавриата):
теории организации, основ менеджмента, теории управления человеческими ресурсами, организационной психологии корпоративной культуры.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕ, 108 академических часа.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Аудиторные занятия (всего) | 54 | 54 | | | |
В том числе: | - | - | - | - | - |
Лекции (Л) | 18 | 18 | | | |
Семинары (С) | 22 | 22 | | | |
Практические занятия (ПЗ) | 8 | 8 | | | |
Интерактивные занятия (ИЗ) | 6 | 6 | | | |
Самостоятельная работа (всего) | 90 | 90 | | | |
| | | | | |
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зачет | | | | |
Общая трудоемкость 144 часа, 4 зач. ед. | 144 | 144 | | | |
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела | ||
1 | Основы теории организационного поведения | Теории организации и организационное поведение людей. Предмет теории организационного поведения как части теории организации. Понятие, генезис и цели организационного поведения. Междисциплинарный характер теории организационного поведения. Основополагающие концепции организационного поведения. Элементы системы организационного поведения. Модели организационного поведения. Современные проблемы ОП. Особенности организационного поведения в России. | ||
2 | Личность в организации, мотивация персонала. | Понятие личности и ее структура. Развитие личности и социализация. Современные теории личности. Типологии личностей. Взаимодействие человека и организации. Критериальная основа поведения. Характеристика индивидуальности человека. Вхождение человека в организацию. Адаптация человека к организационному окружению. Установки работников организации. Удовлетворенность трудом. Значение систематической мотивации работников, мотивационный менеджмент. Разнообразие и развитие идей мотивационного менеджмента. Национальные особенности мотивационного менеджмента. Индивидуальный подход мотивации персонала. | ||
3 |
| Природа конфликта. Конфликтная ситуация. Инцидент. Фрустрация. Причины конфликтов. Модель конфликта. Классификация конфликтов. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Методы разрешения конфликтов. Управление конфликтами. Роль конфликта в современных организациях. | ||
4. | Корпоративная культура, формирование корпоративного поведения | Понятие «организационная и корпоративная культур». Типы организационных культур. Составляющие организационной культуры. Организационный климат. Ценностные ориентиры и принципы трудового поведения. Целенаправленное формирование корпоративной культуры и корпоративного поведения персонала. Характеристика «здоровой корпоративной культуры». Система обучения и формирования управленческой культуры, культуры труда, общения, разрешения конфликтных ситуаций и т.д. Принципы изменения культуры. Оценка степени соответствия системы управления декларируемым стратегическим ценностям | ||
5 | Эффективное лидерство и управление командой | Руководитель как лидер. Составляющие лидерского потенциала. Умения и навыки необходимые руководителю. Теории Х и У Д. Макгрегора. Стили руководства. Координатная сетка управления Блейка – Моутона. Эмоциональная компетентность. Способность руководителя к развитию подчиненных. Способы влияния на поведение подчиненных. Работа в команде. Управление рабочей группой. Формирование проектных команд. Групповые нормы. Характеристика ролей в команде. | ||
6 | Управление организационными изменениями и стрессами. | Природа организационных изменений. Сопротивление переменам: причины, виды, последствия. Три стадии изменений. Управление организационными изменениями. Подходы и методы организационного развития. Казуальные переменные. Современные направления организационных изменений. Будущее организационного поведения. Причины и симптомы стресса. Влияние стресса на здоровье работников. Психологические проблемы, вызываемые стрессом. Поведенческие проблемы, обусловленные стрессом. Влияние стрессов на деятельность организации. Индивидуальные методы борьбы со стрессом. Способы борьбы со стрессом в организации. | ||
7. | Управление поведением работников. Профессиональный имидж | Теоретические процессы обучения. Бихевиористские теории. Когнитивные теории. Теория социального научения. Принципы научения: подкрепление и наказание. Типы, формы и частота компенсации. Модификация организационного поведения (МОП). Управление поведением. Понятие имиджа. Формирование позитивного профессионального имиджа предприятия Психологические особенности формирования имиджа. Создание корпоративного имиджа. Значение ценностей и корпоративной культуры в формировании имиджа организации. | ||
8. | Деловые переговоры | Переговоры как образ мышления и жизни. Предмет переговоров. Диагностика переговоров. Этапы переговорного процесса. Типичные модели поведения на переговорах. Техника взаимодействия. Аргументация. Наиболее распространенные виды переговоров. Ведение переговоров в условиях критической ситуации. Влияние национальных различий на процесс деловых переговоров. |
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 6 7 | ||
1 | Организация и управление наукоемкими производствами | + | + | + | + | + + + |
2 | Антикризисное управление | + | + | + | + | + + + |
3 | Управление человеческими ресурсами | + | + | + | + | + + + |
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Л | ПЗ | ИЗ | С | СРС | Всего час. | ||
| Основы теории организационного поведения | 2 | - | - | 4 | 10 | 16 | ||
| Личность в организации, мотивация персонала | 2 | - | 2 | - | 10 | 14 | ||
|
| 2 | - | - | 4 | 12 | 18 | ||
| Корпоративная культура, формирование корпоративного поведения | 4 | 2 | - | 4 | 12 | 22 | ||
| Эффективное лидерство и управление командой | 2 | - | - | 4 | 12 | 18 | ||
6. | Управление организационными изменениями и стрессами. | 2 | 2 | - | 4 | 12 | 20 | ||
7. | Управление поведением работников. Профессиональный имидж | 2 | 2 | 2 | 2 | 12 | 20 | ||
8. | Деловые переговоры | 2 | 2 | 2 | - | 10 | 16 | ||
| | - | - | - | - | - | - | ||
| Итого | 18 | 8 | 6 | 22 | 90 | 144 | ||
| Итоговый контроль (зачет) | Экзамен | | | | | | ||
| | | | | | | |