Файл: Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по педагогике и методике начального образования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Белгородский государственный национальный
исследовательский университет»
(НИУ «БелГУ»)
-
УТВЕРЖДАЮ
И.О.Заведующего кафедрой теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства
__________________
Черкасов В.А.
08.09.2021
Методические рекомендации | ||
по выполнению курсовых работ | ||
по педагогике и методике начального образования | ||
| ||
Направление подготовки | 44.03.01, 44.03.05. Педагогическое образование | |
Профиль подготовки | Начальное образование Дошкольное и начальное образование Начальное образование и информатика | |
Автор(ы): | доцент кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства, канд. пед. наук, Ильинская И.П.; .доцент кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства, канд. пед. наук, Рождественская Р.Л. | |
| должность, ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия | |
| |
Одобрено и рекомендовано к утверждению на заседании кафедры |
теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства |
|
Протокол № _1_от 08.09.2021 |
Белгород 2021
1.Общие положения
-
В соответствии с учебным планом студенты направления подготовки 44.03.01– Педагогическое образование (профиль Начальное образование) выполняют 2 курсовые работы по кафедре теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства – по теории обучения и воспитания (3 семестр) и по методикам преподавания (7 семестр) , 44.03.05 (профиль Дошкольное и начальное образование) – по теории обучения и воспитания (3 семестр) и по методикам преподавания (8 семестр). -
Написание курсовой работы преследует следующие цели:
-
учебную, которая заключается в том, что автор работы должен показать широкое и полное усвоение текущего учебного материала, глубокое знание библиографии по избранной теме; -
исследовательскую, которая состоит в выявлении умения анализировать конкретные факты, обобщать их и делать обоснованные и правильные выводы.
-
Тематика курсовых работ должна отвечать учебным задачам данного предмета, соответствовать современному состоянию науки. -
Темы курсовых работ предлагаются преподавателями и утверждаются на заседании кафедры. -
Выбор темы курсовой работы студенты осуществляют добровольно на основе предлагаемого им списка тем курсовых работ. -
Студенту предоставляется право уточнения темы курсовой работы вплоть до предложения своей темы. -
Задания на курсовую работу должны быть индивидуализированы и согласованы с интересами и способностями студента без снижения общих требований. -
Кафедра предлагает методические указания, в которых определяется объем требований к курсовой работе применительно к специальности, направлению подготовки. -
Руководство курсовыми работами должно поручаться наиболее квалифицированным преподавателям соответствующей кафедры, обладающим методическим опытом и научной квалификацией. Научный руководитель разъясняет студенту цель и задачи работы над избранной темой, утверждает ее план, намеченный студентом самостоятельно, консультирует студента по вопросам подбора литературы, изучения и систематизации материалов к теме. -
При подготовке курсовых работ преподаватели кафедры могут давать как индивидуальные, так и групповые консультации. Индивидуальные консультации должны проводиться 1-2 раза в неделю для всех студентов. На групповых консультациях анализируются типовые ошибки, даются рекомендации по использованию справочной литературы.
2. Определение цели и задач работы
Цель написания курсовой работы - развитие профессиональных компетенций.
Основныезадачивыполнения работы:
-
углубить теоретические знания, полученные в процессе изучения данной дисциплины; -
выработать практические навыки в проведении этапов научного исследования: сборе, обработке и анализе информации; -
выработать умение логически грамотно проиллюстрировать собранную и обобщенную информацию; -
научить оценивать, анализировать полученную информацию, делать выводы, а также научиться обнаруживать закономерности и тенденции развития явлений и процессов; -
применять на практике полученные данные.
-
Подготовка и защита курсовой работы
Курсовая работа должна представлять собой завершенное исследование, в котором анализируются проблемы в исследуемой области и раскрывается содержание и технологии разрешения этих проблем не только в теоретическом, но и в практическом плане на местном, региональном или федеральном уровнях. Работа должна носить творческий характер, отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов, отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации и содержать теоретические выводы и практические рекомендации. Курсовая работа должна содержать следующие структурные элементы:
- титульный лист (см. Приложение 1);
- оглавление (если текст работы делится на главы) или содержание (в том случае, если текст работы делится на разделы);
- введение;
- текст глав или разделов (основная часть курсовой работы);
- заключение;
- список литературных источников (библиографический список);
- приложение (при необходимости).
Выполнение курсовой работы складывается из нескольких этапов: библиографирование и изучение литературы по избранной теме, составление плана работы, накопление и обработка фактического материала, написание и оформление работы, защита курсовой работы. Лимит времени по руководству, консультациям, рецензированию, приему защиты курсовых работ (проектов) распределяется следующим образом: 3 часа на работу, в т.ч. 20 минут на прием работы.
Завершенная курсовая работа помещается в портфолио и представляется обучающимся не позднее трех рабочих дней до предполагаемой защиты научному руководителю, который решает вопрос о допуске обучающегося к защите курсовой работы (на титульном листе курсовой работы научным руководителем указывается «Допущена к защите» – для курсовых работ, указывается дата и подпись научного руководителя).
Защита курсовых работ может проходить публично перед научным руководителем и в присутствии других обучающихся. Защита состоит из короткого доклада (7-10 минут) обучающегося по выполненной работе и в ответах на вопросы руководителя и других обучающихся.
В результате защиты курсовая работа оценивается дифференцированной отметкой, которая заносится в ведомость и зачетную книжку студента. Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» проставляются в зачетную ведомость и в соответствующий раздел зачетной книжки обучающегося. Оценка «неудовлетворительно» проставляется только в
зачетную ведомость.
Результаты защиты курсовых работ отражаются также на титульном листе в строке «Оценка», указывается дата и подпись научного руководителя курсовой работы.
Студент, не предоставивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший ее по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.
После защиты курсовых работ рекомендуется проводить заключительную беседу руководителя с анализом лучших и худших исследований, с указанием на типичные ошибки и недостатки, обнаруженные в работах.
Защищенные курсовые работы сдаются на кафедру с соответствующими подписями и подлежат обязательной регистрации в журнале регистрации курсовых работ. Ответственность за предоставление защищенных курсовых работ на регистрацию возлагается на научного руководителя курсовой работы. Работником, ответственным за ведение делопроизводства на кафедре в правом верхнем углу титульного листа каждой работы проставляются регистрационный номер и дата регистрации, регистрационные данные заверяются личной подписью и расшифровкой подписи работника, осуществляющего регистрацию.
На кафедре курсовые работы хранятся в соответствии со сроком, установленным номенклатурой дел. По истечении срока хранения курсовые работы списываются по акту и уничтожаются.
Итоги выполнения плана курсовых работ обсуждаются на соответствующих кафедрах.
4. Выбор темы и составление плана работы
Темы курсовых работ утверждаются кафедрой. Студент должен выбрать тему в начале семестра, защита работы проводится, во время зачетной недели (для студентов очной формы обучения) и во время сессии, по расписанию (для студентов заочной формы обучения). При выборе темы каждый студент исходит из своих учебных, научно-исследовательских интересов и наклонностей. Студент может предложить свою тему, аргументировав свой выбор, и после утверждения кафедрой она закрепляется за ним. При выборе темы нужно также исходить из возможности использования материалов курсовой работы для дальнейшего развития, расширения и углубления данной темы в последующих научно-исследовательских работах. Тема должна быть актуальной, иметь теоретическое и практическое значение для сегодняшнего дня. Разработка избранной темы должна носить исследовательский характер и предусматривать всестороннюю характеристику объекта исследования, оценку существующего положения, раскрытие взаимосвязи между социальными, культурными и другими явлениями. Одновременно с выбором темы целесообразно сразу же определить основные направления и идеи, которые получат развитие в работе, и приступить к составлению предварительного плана. Первоначально он представляет собой набросок исследования,
который в дальнейшем может меняться, приобретая более конкретные очертания.
Окончательный вариант плана должен быть согласован с научным руководителем. Все вопросы плана должны быть логически связаны, каждый предыдущий этап (пункт) должен обуславливать последующим и в совокупности давать ответ на поставленный вопрос, т.е. раскрывать суть темы. Если обобщить требования, предъявляемые к плану курсовой работы, они будут выглядеть так: план должен содержать вопросы, необходимые для полного и глубокого раскрытия темы, и концентрированно отражать содержание работы; план должен предусматривать последовательное, логическое, взаимосвязанное раскрытие результатов исследования; не должно быть вопросов, ответы на которые частично или полностью содержатся в предыдущих или последующих разделах работы; нельзя вводить вопросы, детализирующие более общий вопрос без предварительного внесения в план данного общего вопроса; план должен быть написан в форме неразрывных предложений, а не в форме вопросительных. Слово «план» используется и на предварительном (подготовительном) этапе в процессе написания работы.
5. Работа с литературными источниками
Следующий этап подготовки работы – обзор научной и практической литературы. Без глубокого изучения освещенных в печати аспектов исследуемой проблемы написать качественную работу невозможно. Наряду с базовыми знаниями в определенной области необходимо владеть информацией о современных течениях и тенденциях развития данного направления, о позициях ведущих ученых, о проблемах, обсуждаемых на страницах периодической литературы и т.д.
Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:
-
общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению; -
беглый просмотр всего содержания; -
чтение в порядке последовательности расположения материала; -
выборочное чтение какой-либо части произведения; -
выписка представляющих интерес материалов.
Можно рекомендовать еще и такой способ изучения. Страницу тетради поделить пополам. С левой стороны сделать выписки из прочитанного, а с правой – свои замечания. Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. При изучении литературы желательно соблюдать следующие рекомендации: