Файл: Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по педагогике и методике начального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Белгородский государственный национальный

исследовательский университет»

(НИУ «БелГУ»)


УТВЕРЖДАЮ

И.О.Заведующего кафедрой теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства


__________________

Черкасов В.А.

08.09.2021



Методические рекомендации

по выполнению курсовых работ

по педагогике и методике начального образования




Направление подготовки

44.03.01, 44.03.05. Педагогическое образование

Профиль подготовки


Начальное образование

Дошкольное и начальное образование

Начальное образование и информатика


Автор(ы):

доцент кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства, канд. пед. наук, Ильинская И.П.; .доцент кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства, канд. пед. наук, Рождественская Р.Л.




должность, ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия









Одобрено и рекомендовано к утверждению на заседании кафедры

теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства




Протокол № _1_от 08.09.2021


Белгород 2021

1.Общие положения


    1. В соответствии с учебным планом студенты направления подготовки 44.03.01– Педагогическое образование (профиль Начальное образование) выполняют 2 курсовые работы по кафедре теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства – по теории обучения и воспитания (3 семестр) и по методикам преподавания (7 семестр) , 44.03.05 (профиль Дошкольное и начальное образование) – по теории обучения и воспитания (3 семестр) и по методикам преподавания (8 семестр).

    2. Написание курсовой работы преследует следующие цели:


  • учебную, которая заключается в том, что автор работы должен показать широкое и полное усвоение текущего учебного материала, глубокое знание библиографии по избранной теме;

  • исследовательскую, которая состоит в выявлении умения анализировать конкретные факты, обобщать их и делать обоснованные и правильные выводы.

    1. Тематика курсовых работ должна отвечать учебным задачам данного предмета, соответствовать современному состоянию науки.

    2. Темы курсовых работ предлагаются преподавателями и утверждаются на заседании кафедры.

    3. Выбор темы курсовой работы студенты осуществляют добровольно на основе предлагаемого им списка тем курсовых работ.

    4. Студенту предоставляется право уточнения темы курсовой работы вплоть до предложения своей темы.

    5. Задания на курсовую работу должны быть индивидуализированы и согласованы с интересами и способностями студента без снижения общих требований.

    6. Кафедра предлагает методические указания, в которых определяется объем требований к курсовой работе применительно к специальности, направлению подготовки.

    7. Руководство курсовыми работами должно поручаться наиболее квалифицированным преподавателям соответствующей кафедры, обладающим методическим опытом и научной квалификацией. Научный руководитель разъясняет студенту цель и задачи работы над избранной темой, утверждает ее план, намеченный студентом самостоятельно, консультирует студента по вопросам подбора литературы, изучения и систематизации материалов к теме.

    8. При подготовке курсовых работ преподаватели кафедры могут давать как индивидуальные, так и групповые консультации. Индивидуальные консультации должны проводиться 1-2 раза в неделю для всех студентов. На групповых консультациях анализируются типовые ошибки, даются рекомендации по использованию справочной литературы.


2. Определение цели и задач работы

Цель написания курсовой работы - развитие профессиональных компетенций.

Основныезадачивыполнения работы:

  • углубить теоретические знания, полученные в процессе изучения данной дисциплины;

  • выработать практические навыки в проведении этапов научного исследования: сборе, обработке и анализе информации;

  • выработать умение логически грамотно проиллюстрировать собранную и обобщенную информацию;

  • научить оценивать, анализировать полученную информацию, делать выводы, а также научиться обнаруживать закономерности и тенденции развития явлений и процессов;

  • применять на практике полученные данные.




  1. Подготовка и защита курсовой работы


Курсовая работа должна представлять собой завершенное исследование, в котором анализируются проблемы в исследуемой области и раскрывается содержание и технологии разрешения этих проблем не только в теоретическом, но и в практическом плане на местном, региональном или федеральном уровнях. Работа должна носить творческий характер, отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов, отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации и содержать теоретические выводы и практические рекомендации. Курсовая работа должна содержать следующие структурные элементы:

- титульный лист (см. Приложение 1);

- оглавление (если текст работы делится на главы) или содержание (в том случае, если текст работы делится на разделы);

- введение;

- текст глав или разделов (основная часть курсовой работы);

- заключение;

- список литературных источников (библиографический список);

- приложение (при необходимости).

Выполнение курсовой работы складывается из нескольких этапов: библиографирование и изучение литературы по избранной теме, составление плана работы, накопление и обработка фактического материала, написание и оформление работы, защита курсовой работы. Лимит времени по руководству, консультациям, рецензированию, приему защиты курсовых работ (проектов) распределяется следующим образом: 3 часа на работу, в т.ч. 20 минут на прием работы.

Завершенная курсовая работа помещается в портфолио и представляется обучающимся не позднее трех рабочих дней до предполагаемой защиты научному руководителю, который решает вопрос о допуске обучающегося к защите курсовой работы (на титульном листе курсовой работы научным руководителем указывается «Допущена к защите» – для курсовых работ, указывается дата и подпись научного руководителя).

Защита курсовых работ может проходить публично перед научным руководителем и в присутствии других обучающихся. Защита состоит из короткого доклада (7-10 минут) обучающегося по выполненной работе и в ответах на вопросы руководителя и других обучающихся.

В результате защиты курсовая работа оценивается дифференцированной отметкой, которая заносится в ведомость и зачетную книжку студента. Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» проставляются в зачетную ведомость и в соответствующий раздел зачетной книжки обучающегося. Оценка «неудовлетворительно» проставляется только в
зачетную ведомость.

Результаты защиты курсовых работ отражаются также на титульном листе в строке «Оценка», указывается дата и подпись научного руководителя курсовой работы.

Студент, не предоставивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший ее по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

После защиты курсовых работ рекомендуется проводить заключительную беседу руководителя с анализом лучших и худших исследований, с указанием на типичные ошибки и недостатки, обнаруженные в работах.

Защищенные курсовые работы сдаются на кафедру с соответствующими подписями и подлежат обязательной регистрации в журнале регистрации курсовых работ. Ответственность за предоставление защищенных курсовых работ на регистрацию возлагается на научного руководителя курсовой работы. Работником, ответственным за ведение делопроизводства на кафедре в правом верхнем углу титульного листа каждой работы проставляются регистрационный номер и дата регистрации, регистрационные данные заверяются личной подписью и расшифровкой подписи работника, осуществляющего регистрацию.

На кафедре курсовые работы хранятся в соответствии со сроком, установленным номенклатурой дел. По истечении срока хранения курсовые работы списываются по акту и уничтожаются.

Итоги выполнения плана курсовых работ обсуждаются на соответствующих кафедрах.
4. Выбор темы и составление плана работы

Темы курсовых работ утверждаются кафедрой. Студент должен выбрать тему в начале семестра, защита работы проводится, во время зачетной недели (для студентов очной формы обучения) и во время сессии, по расписанию (для студентов заочной формы обучения). При выборе темы каждый студент исходит из своих учебных, научно-исследовательских интересов и наклонностей. Студент может предложить свою тему, аргументировав свой выбор, и после утверждения кафедрой она закрепляется за ним. При выборе темы нужно также исходить из возможности использования материалов курсовой работы для дальнейшего развития, расширения и углубления данной темы в последующих научно-исследовательских работах. Тема должна быть актуальной, иметь теоретическое и практическое значение для сегодняшнего дня. Разработка избранной темы должна носить исследовательский характер и предусматривать всестороннюю характеристику объекта исследования, оценку существующего положения, раскрытие взаимосвязи между социальными, культурными и другими явлениями. Одновременно с выбором темы целесообразно сразу же определить основные направления и идеи, которые получат развитие в работе, и приступить к составлению предварительного плана. Первоначально он представляет собой набросок исследования,
который в дальнейшем может меняться, приобретая более конкретные очертания.

Окончательный вариант плана должен быть согласован с научным руководителем. Все вопросы плана должны быть логически связаны, каждый предыдущий этап (пункт) должен обуславливать последующим и в совокупности давать ответ на поставленный вопрос, т.е. раскрывать суть темы. Если обобщить требования, предъявляемые к плану курсовой работы, они будут выглядеть так: план должен содержать вопросы, необходимые для полного и глубокого раскрытия темы, и концентрированно отражать содержание работы; план должен предусматривать последовательное, логическое, взаимосвязанное раскрытие результатов исследования; не должно быть вопросов, ответы на которые частично или полностью содержатся в предыдущих или последующих разделах работы; нельзя вводить вопросы, детализирующие более общий вопрос без предварительного внесения в план данного общего вопроса; план должен быть написан в форме неразрывных предложений, а не в форме вопросительных. Слово «план» используется и на предварительном (подготовительном) этапе в процессе написания работы.
5. Работа с литературными источниками

Следующий этап подготовки работы – обзор научной и практической литературы. Без глубокого изучения освещенных в печати аспектов исследуемой проблемы написать качественную работу невозможно. Наряду с базовыми знаниями в определенной области необходимо владеть информацией о современных течениях и тенденциях развития данного направления, о позициях ведущих ученых, о проблемах, обсуждаемых на страницах периодической литературы и т.д.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

  • общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

  • беглый просмотр всего содержания;

  • чтение в порядке последовательности расположения материала;

  • выборочное чтение какой-либо части произведения;

  • выписка представляющих интерес материалов.

Можно рекомендовать еще и такой способ изучения. Страницу тетради поделить пополам. С левой стороны сделать выписки из прочитанного, а с правой – свои замечания. Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. При изучении литературы желательно соблюдать следующие рекомендации: