Файл: Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по педагогике и методике начального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • начинать следует с литературы, раскрывающей теоретические аспекты изучаемого вопроса - монографий и журнальных статей, после этого использовать инструктивные материалы (инструктивные материалы используются только последних лет изданий);

  • детальное изучение студентом литературных источников заключается в их конспектировании и систематизации, характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в работе – выписки, цитаты, краткое изложение содержания литературного источника или характеристика фактического материала; систематизацию получаемой информации следует проводить по основным разделам курсовой работы, предусмотренным планом;

  • при изучении литературы не стремиться освоить всю информацию, в ней заключённую, а отбирать только ту, которая имеет непосредственное отношение к теме работы; критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в курсовой работе;

  • изучая литературные источники, тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться.


6. Работа над содержанием

Когда план в основном готов, начинается работа над содержанием. Материал, составляющий содержание курсовой, должен быть не только тщательно собран, но и правильно организован. Такая организация достигается четкой структуризацией работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.

Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Далее конкретизируется объект и предмет исследования, определяются цель и содержание поставленных задач, указывается методы исследования. Введение – ответственная часть курсовой работы, поскольку оно содержит все необходимые её квалификационные характеристики. Освещение актуальности должно быть немногословным, конкретным, соответствующим теме. Достаточно в пределах одной страницы текста показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Необходимо представить перечень фамилий известных учёных, исследования которых связаны с темой курсовой работы.

Обязательным элементом введения является формулировка проблемы, цели, объекта и предмета исследования.

Проблема исследования формулируется в соответствии с его темой: «каковы возможности …» или «каковы педагогические условия …». Обычно
решение данной проблемы составляет цель курсового исследования.

Объект исследования – это процесс или явление, избранные для изучения и порождающие проблемную ситуацию.

Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Именно предмет исследования определяет тему, которая обозначается на титульном листе как её заглавие.

Затем следует указать гипотезу исследования и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с гипотезой. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, выявить… и т.п.). К формулировке задач необходимо отнестись внимательно, поскольку описание их решения должно соотноситься с содержанием глав курсовой работы.

Во введении следует указать методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели. Завершает введение краткое описание структуры работы (количество глав с указанием их параграфов, страниц, рисунков, таблиц, приложений).

Основная часть состоит, как правило, из двух глав, содержание которых зависит и от учебной дисциплины, и от темы. Здесь подробно рассматриваются методика и технология исследования, обобщаются результаты изученных теоретических источников. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложение.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью её раскрывать. Здесь студент показывает своё умение сжато, логично и аргументированно излагать материал, оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать основная часть должна включать как анализ научной литературы, так и практические наработки: изучение опыта работы учителей, анализ программ и учебников, разработки фрагментов уроков и внеурочных мероприятий. В конце каждого параграфа и каждой главы должны быть сделаны выводы, обобщающие изложенный материал.

В курсовой работе может быть описана диагностика сформированности исследуемых умений младших школьников, а также работа по развитию компетенций учащихся, предложены методические рекомендации.

Заключение, так же, как и введение, можно начать с краткого упоминания значимости выбранного направления исследования, переходящего в анализ полученных результатов. Следует по пунктам систематизировать основные выводы и предложения, сделанные в работе, указать, на что они направлены. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследованной темы, формы и методы её дальнейшего изучения.


Библиографический список составляет одну из существенных частей курсовой работы и отражает самостоятельную творческую работу студента.

Список литературных источников формируется параллельно ходу выполнения работы. В конце необходимо произвести лишь его систематизацию – фамилии авторов и заглавий (если автор не указан), которые размещаются по алфавиту. Источники на иностранном языке обычно помещаются по алфавиту после основного перечня. Каждый литературный источник, включенный в список, должен иметь отражение в работе. Если студент делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать, откуда взяты приведенные материалы.

Библиографическое описание включает следующие элементы: фамилия и инициалы автора или авторов; название, область выходных данных – место издания, издательство, дата издания, сведения об объеме издания.

Приложение (рисунки, планы-конспекты уроков, технологические карты уроков, разработки мероприятий, схемы, таблицы и т.д.) усиливают наглядность работы, глубже раскрывают суть процессов и явлений, глубже раскрывают суть процессов и явлений, делают высказанные положения более аргументированными и убедительными. Приложения располагают в конце работы после библиографического списка. За данным листом следуют сами приложения. Слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» указывается в правом верхнем углу. Каждое приложение может состоять из одного или нескольких листов. Каждое приложение должно быть пронумеровано и иметь заголовок.

  1. Требования к оформлению курсовой работы



Техническое оформление курсовой работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к печатным работам: работа должна быть написана грамотно в научном, орфографическом и стилистическом отношениях. Рекомендуемый объем курсовой работы составляет, как правило, 30 - 40 страниц стандартного текста.

Текст курсовой работы набирается на компьютере черным шрифтом через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210х297). Шрифт текста должен быть четким. Размер шрифта – 14 пунктов. Страницы должны иметь поля: левое – 25-30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым и равным 1,25-1,27 см (одно нажатие клавиши Tab). Название главы печатается прописными (заглавными) буквами,
выделяется жирным шрифтом и располагается по центру страницы. Все заголовки традиционно печатаются через 1,5 интервала, без переносов, все предлоги ставятся на той строке, где печатается слово, к которому они относятся. В конце названия главы или параграфа точка не ставится! В главах параграфы продолжают друг друга, между текстом предыдущего параграфа и заголовком следующего делается отступ в две строки, между заголовками параграфов и текстом делается отступ в одну строку. Каждый параграф имеет свое заключение, подведение итогов.

В конце каждой главы делаются: Выводы по первой главе и Выводы по второй главе.

Все страницы курсовой работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений. Первой страницей является титульный лист, оформленный в соответствии с образцом (приложение 1), номер страницы на нем не ставится. На последующих страницах порядковый номер печатается в середине верхнего края страницы или в правом верхнем углу.

За титульным листом следует страница с указанием содержания работы в соответствии с ее планом и рубрикацией в тексте.

Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела.

Номер схем, графиков должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенного точкой, например: Рис. 2.1. (первый рисунок второй главы).

Номер рисунка с поясняющей подписью помещают ниже самого рисунка.

Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис» не пишут.

Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. В правом верхнем углу таблицы под соответствующим заголовком помещают надпись Таблица с указанием номера этой таблицы, состоящего из номера раздела и порядкового номера таблицы, например: Таблица 2.1. и т.д.

Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы читать ее можно было без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Ссылка на таблицу по ходу текста выполняется так: в табл. 2.1. приводятся данные о ....., при повторной ссылке – см. табл. 2.3.

Примечание к таблице размещается непосредственно под ней.

Формулы должны быть вписаны в текст от руки тщательно и разборчиво или напечатаны на компьютере.

Не разрешается одну часть формулы вписывать от руки, другую впечатывать.

Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Размеры знаков для формулы рекомендуются следующие: прописные буквы и цифры – 7-8 мм, строчные – 4 мм, показатели степени и индексы – не менее 2 мм.


При написании курсовой работы ее автор обязан давать ссылки на автора и источник, откуда он заимствовал материалы или отдельные результаты. Фрагмент содержания источника или научного исследования, используемого при выполнении работы, может быть дан в виде цитаты, которая должна полностью соответствовать подлиннику. Цитата обязательно заключается в кавычки. Данные источники могут быть изложены своими словами, однако при этом также необходимо делать ссылку.

В зависимости от назначения ссылки на источники и на литературу могут быть трех видов: ссылки на цитируемые источники и литературу; ссылки на упоминаемые источники и литературу без их цитирования; рекомендуемые, когда автор отсылает читателя к тем источникам, в которых с большей полнотой раскрываются определенные положения или факты.

Библиографический список приводится в конце работы. Список содержит перечень источников, используемых при ее выполнении.

Материал в библиографическом списке рекомендуется располагать в алфавитном порядке, раздельно в русском и латинском алфавите. Библиографическое описание включает следующие элементы: заголовок описания – фамилия и инициалы автора; название, область выходных данных – место издания, издательство, дата издания, сведения об объёме издания (количество страниц).

Образец оформления титульного листа курсовой работы представлен в Приложении 1, оформления оглавления или содержания (в зависимости от структуры работы) – в Приложениях 2,3, фрагмент оформления библиографического списка – в Приложении 4.
6. Показатели и критерии оценивания курсовой работы

Критериями оценки курсовой бакалавра являются:

  • актуальность темы и соответствие ее современным требованиям системы образования,

  • полнота, логичность, структурированность изложения теоретической и практической частей работы;

  • эффективность использования избранных методов исследования для решения поставленных задач;

  • обоснованность и достоверность полученных результатов исследования и выводов, возможность их применения в педагогической практике;

  • правильность и полнота использования литературы, особенно современных исследований в области разрабатываемой проблемы;

  • правильность оформления работы;

  • качество доклада (сообщения) и ответов на вопросы при защите работы;

  • степень самостоятельности автора при выполнении курсовой работы.