Файл: 1. Массовая культура роль и место в жизни детей и взрослых Цель занятия.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Содержание и методика проведения культурно-досуговых массовых мероприятий

Практическое занятие 1


Выполнил:

Обучающийся Юдина Марина Николаевна

Преподаватель:

Мазаева Анастасия Андреевна


Задания по теме 1. 1. Массовая культура: роль и место в жизни детей и взрослых

Цель занятия: закрепление знаний о сущности и особенностях массовой культуры в современном обществе; формирование умений определять роль и место массовой культуры в жизни детей и взрослых.

Задание 1. Проанализируйте, какова роль массовой культуры в социализации взрослых и детей. Какие цели достигаются и с помощью чего?

В настоящее время одна из наиболее актуальных проблем - технология вхождения людей в социальное пространство. Большое влияние на формирование гражданских позиций молодежи оказывает массовая культура. Исследование социализирующей функции массовой культуры позволяет:

- во-первых, определить тенденции развития трансформационных социокультурных процессов современного общества в начале XXI в.,

- во-вторых, выявить особенности ее воздействия на различные социальные группы в условиях радикальных изменений в обществе;

- в-третьих, оценить социальные последствия ее влияния на общество,

- в-четвертых, блокировать наиболее вредные и опасные воздействия на массовое сознание молодежи, а значит, выявить возможности их регулирования.

Массовая культура выполняет и моделирующую, и регулирующую, и информационную и другие функции, однако можно сказать, что определяющей по-прежнему остается ее социализирующая роль. Сегодня через средства массовой информации, кино, клипы она влияет на души и умы молодых людей, заменяя собой авторитет учителей, родителей, церкви.

Конечно, массовая культура служит потребителям, и главный ее герой - «человек пробующий», «человек шанса», человек потребляющий, для которого важны только частные личные интересы и нет никакого дела до общих забот.


Оценку же массовой культуре и ее продукции следует давать с точки зрения присутствия в ней элементов человечности. Выяснение различного уровня массовой культуры, выделение в ней ядра и быстро меняющегося, постоянного и преходящего состава позволит найти новую методику измерения массовой культуры в прикладном социологическом исследовании.

Основным механизмом формирования социально зрелой личности является социализация. Понятием «социализация» обозначается процесс включения индивида в социальные отношения путем их усвоения, присвоения и последующего воспроизведения, обусловленный самим образом жизни, институциональными и некоторыми спонтанными воздействиями. В нем можно выделить вертикальную (межпоколенную) и горизонтальную ее составляющие. Основным путем первой является традиция - передача знаний, норм и навыков от отца к сыну, второй - образование. В последние десятилетия эти основные пути передачи социального опыта функционируют в условиях нарушенного баланса между ними в связи с недоверием молодых людей к ценностям старших и подчас их отторжением. Ослабление социализирующих вертикалей приводит к усилению горизонталей: молодые люди в границах одного поколения успешно социализируют друг друга, широко распространяя ценности сомнительного характера.

Задание 2. Найдите и проанализируйте несколько статей (не менее 3) по тематике «Современная массовая культура», определите содержание и особенности подходов к анализу данного феномена в выбранных Вами статьях.

Статья №1:  Туркина В.Г., Антонова Е.Л. Массовая культура в ее современных феноменах URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovaya-kultura-v-ee-sovremennyh-fenomenah?ysclid=l9mehi4tio322525375 (дата обращения: 24.10.2022).

В статье рассматривается понятие массовой культуры в ее современных проявлениях и феноменах. Сложность и противоречивость данного феномена, размытые определения понятия, механизмы корреляции ее с иными формами культуры побуждают исследователей искать новые подходы и уточнять старые, в стремлении выработать общую дефиницию.

Современную культуру принято называть массовой культурой. Однако сложность и противоречивость данного феномена, размытые определения понятия, механизмы корреляции ее с иными формами культуры побуждают исследователей искать новые подходы и уточнять старые, в стремлении выработать общую дефиницию.


Необходимость дальнейшего углубления этого вопроса диктуется также и возрастающими коммуникативными потоками, растущей силой воздействия средств массовой информации, как образцов массовой культуры, которые способны сегодня формировать стереотипы восприятия и мировоззренческие стандарты, что может стать группой риска в информационном массовом обществе.

Статья №2: Приходько, Е.А. Массовая культура как «дух» современности / Е.А. Приходько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 2. — С. 199-201. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3340/ (дата обращения: 24.10.2022).

По мнению автора, глобализация и возникновения мирового информационного порядка – международной системы производства, распространения и использования информации актуализирует проблему изменения статуса и содержания культуры в трансформирующемся обществе. Сегодня мы скорее наблюдаем процесс необходимой адаптации всей системы культуры к становящемуся глобальному информационному пространству. Активность информационных процессов столь высока, что заставляет подчинять себе традиционные элементы культуры и, прежде всего, изменяет традиционную систему культурной коммуникации.

Резкое изменение коммуникационного пространства все более разрывает границы между культурами и создаёт предпосылки (новые кулътурообразующие компоненты) иного типа культурного единства. Это проявляется в следующем:

во-первых, расширяется «псевдокультурное» поле общения, диалог в котором осуществляет­ся по принципу узнавания наиболее доступных, совпадающих или почти совпадающих смысловых структур. А это является наименее содержательной, если можно так сказать, наименее культурной частью культуры. В этом коммуникационном поле господствуют общие стереотипы, общие оценки, общие параметры требуемого поведения, ее общедоступные, т.е. наиболее простые компоненты. Безусловно, это предоставляет массу удобств, но одновременно лишает диалог между культурами всякого смысла;

во-вторых, культура теряет свою главную особенность, характерную для эпохи локальных культур, - стационарность, связанную с признаками такой культуры (завершенностью, наличием соответствующих культурных оппозиций и пр.);

в-третьих, резко увеличивается скорость разрушения старых ценностей, сжимаются временные рамки этого процесса, что не позволяет новым символам и знакам адаптироваться к традиционной знаковой системе ценностей. Символы и образы старой культуры исчезают или меняют свой смысл и значение. Новые ценности настолько расходятся с традиционными, что их культурообразующий смысл остается не всегда ясным и открытым. Нарушается синхронизация культуры, когда новообразования в ней формируются столь стремительно, что не успевают адаптироваться к традиции, через которую передается опыт, но сами становятся опытом.


Ядром такой новой формы коммуникационной организации общества становится не просто информация, а "сетевая логика его базисной структуры", придающая распространяемой информа­ции особые качества и функции, системно преобразующие все основные сферы жиз­недеятельности людей - от экономики и политики до образования и культуры

Статья №3: Сошников А.Е. Массовая культура и ее характеристики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2. - URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/64421 (дата обращения: 24.10.2022).

В статье автор говорит, что массовая культура – явление, характерное, в большей степени, для XX-XXI века. Однако часть исследователей считает, что она зародилась еще в эпоху Античности и, как пример приводят Олимпийские игры, гладиаторские бои, древнегреческий театр. Другие же считают, что данное явление возникает лишь в XIX веке, а своего подлинного развития достигает уже в середине XX века, с развитием средств массовой коммуникации и возрастающей ролью информации. До сих пор, в среде исследователей на этот вопрос не существует единого мнения.

Еще одним спорным вопросом в данной теме, является вопрос о соотношении массовой и народной культуры. Сторонники первой позиции говорят о том, что эти две культуры являются одинаковыми, вместе с тем, добавляя, что народная культура – это некий низ массовой культуры. Имеется в виду, что массовая культура создается профессионалами, людьми, которые имеют образование в данной сфере, а народная культура создается самоучками, выходцами из народа. В данном случае, такая позиция может быть оправдана.

Более приемлемой является позиция, которая отмечает, что массовая и народная культура – это два, абсолютно разных явления. В подтверждение данного факта необходимо сравнить параметры данных культур: кто является творцом, на что ориентированы, что лежит в основе их. Рассмотрим вначале народную культуру. Ее создателем является сам народ, данная культура более реалистична, имеет глубокие исторические корни и имеет своей целью передачу традиций, ценностей народа. В противовес ей, массовая культура создается определенной группой профессионалов, она ориентирована на моду, как следствие, является сиюминутной и быстро меняется, главная цель массовой культуры – это получение финансовой выгоды.

Задание 3. Составьте требования к педагогу дополнительного образования, отражающие аспекты его деятельности в области реализации задач массовой культурно-досуговой работы.

Смоделируйте не менее 4 педагогических ситуаций, иллюстрирующих деятельность педагога дополнительного образования по реализации задач массовой культурно-досуговой деятельности. Представьте контекст ситуаций.

Педагог дополнительного образования:

1. Осуществляет дополнительное образование обучающихся (воспитанников), развивает их разнообразную творческую деятельность.

2. Комплектует состав обучающихся (воспитанников) кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.

3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической целесообразности.

4. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников).

5. Участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников).

6. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.

7. Выявляет творческие способности обучающихся (воспитанников), способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

8. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся (воспитанников), в т. ч. детей, имеющих отклонения в развитии.

9. Организует участие обучающихся (воспитанников) в массовых мероприятиях.

10. Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.

11. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Смоделируйте не менее 4 педагогических ситуаций, иллюстрирующих деятельность педагога дополнительного образования по реализации задач массовой культурно-досуговой деятельности. Представьте контекст ситуаций.

Ситуация №1
Педагог обеспечивает доступности культурных ценностей путём создания фольклорного коллектива с народными песнями, костюмами, инструментами.
Ситуация №2
Педагог обеспечивает полноценного индивидуальный и коллективный досуг путём организации спортивного или развлекательного мероприятия.