Файл: 1. Массовая культура роль и место в жизни детей и взрослых Цель занятия.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ситуация №3
Педагог развивает общую культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я»-концепции путём организации конкурса красоты и талантов.
Ситуация №4
Педагог организует театрализованное представление в целях развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей – приобщение их к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры.

Задание 4. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов по теме «Особенности подготовки массовых культурно – досуговых мероприятий».

1. Многофункциональный, комплексный характер технологического процесса подготовки массовых форм культурно-досуговой деятельности.

2. Сложность и многоплановость массовых форм культурно-досуговой деятельности

3. Методика подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности

4. Основные формы детских культурно-досуговых мероприятий

5. Тема на выбор обучающегося.

1. Многофункциональный, комплексный характер технологического процесса подготовки массовых форм культурно-досуговой деятельности.

Многофункциональный, комплексный характер техно­логического процесса подготовки массовых форм культур­но-досуговой деятельности характеризуется сложностью, многослойностью, зависимостью от множества объектив­ных и субъективных факторов. Это объясняется тем, что они видоизменяются от происходящих перемен в общест­венной жизни и психологии, что оказывает непосредствен­ное влияние на их подготовку и проведение. Массовые формы культурно-досуговой деятельности носят активный преобразовательный характер, выступают как необходимая предпосылка общественного творчества масс.

2. Сложность и многоплановость массовых форм культурно-досуговой деятельности

Сложность и многоплановость массовых форм культурно-досуговой деятельности требуют от специалистов глубо­кого понимания механизма их действия. Исходной точкой технологического процесса является определение цели, ра­ди чего создается та или иная форма культурно-досуговой деятельности. Цель, поставленная перед организаторами массовой формы культурно-досуговой деятельности, включает в себя изучение состояния социальной среды, которая образует совокупность конкретно-исторических общественных отно­шений, объективных и субъективных условий и факторов.


3. Методика подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности

Методика подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности предполагает систему знаний как об отборе содержания, так и о характере, специфике, приемах эмоционального воздействия и способах их применения в соответствии с задачей единства содержания и формы. И здесь существуют два критерия: правда и выразительность. Если в массовых формах культурно-досуговой деятельности нет жизненной и художественной правды, то она попросту бесцельна. Но она бесполезна и в том случае, если нет выразительности в передаче содержания.

В каждой массовой форме культурно-досуговой деятельности имеются четыре основных компонента:

а) содержание;

б) композиция;

в) набор средств художественного воздействия;

г) аудитория и ее расположение в пространстве

4. Основные формы детских культурно-досуговых мероприятий:

- массовые мероприятия (выставки, концерты, клубные дни, состязательные мероприятия - соревнования, конкурсы, фестивали, тематические вечера);

- досуговые программы для детей разных возрастов

- театрализованные представления, игровые программы, конкурсные программы, шоу, дискуссии, беседы.

Задание 5. Разработайте педагогические ситуации, иллюстрирующие подготовку различных видов массовых досуговых мероприятий (не менее 3).

 

Задание по теме 1.4. Оценка успешности подготовки и проведения массовых досуговых мероприятий

Цель: закрепление знаний о сущности оценки успешности подготовки и проведения массовых досуговых мероприятий; формирование умений осуществлять поиск, анализ и оценку успешности подготовки и проведения массовых досуговых мероприятий.

 Ситуация №1

Праздник — особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип досуговой программы. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием детей. Здесь может быть использован принцип свободного выбора досуговой деятельности (гулянье) или смена жанров для всех одновременно: например, затейничество, концерт-загадка, представление героев каких-либо событий и интер­вью с ними и др. В зависимости от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально значимым событием или значительным событием в жизни коллектива,
например день рождения клуба, объединения, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на актив­ную подготовку к нему всех участников; это одно из главных ус­ловий в создании атмосферы ожидания праздника.

Ситуация №2

Игра-спектакль для приглашенной (неподготовленной) аудитории. Возможен в учреждении, где есть хотя бы небольшой коллектив организаторов, владеющих сценарным и актер­ским мастерством. Сюжет спектакля строится таким образом, что в него включаются игры, аттракционы. В ходе игры-спек­такля дети неожиданно для себя оказываются в игровой ситуации. Они наделяются ролями, им предлагается выполнить за­дания, помогая героям спектакля.

Ситуация №3

Длительная досуговая программа представляет собой систему воспитательной работы педагога или педагогического коллектива. Она обязательно состоит из четко спланированных этапов в соответствии с поставленными педагогическими задачами. Такая программа планируется на целый учебный год или даже на несколько лет. Типичным примером является програм­ма детского летнего лагеря. В учреждении дополнительного образования длительная игровая программа может быть организована в форме игры-путешествия с привалами (праздниками).

Задание 6. На основе изучения материалов лекции и учебно-методических пособий составьте характеристику основных требований к оценке успешности подготовки и проведения массовых досуговых мероприятий

1. Реализация принципов гуманистической педагогики:

а) создание благоприятной педагогической среды, открывающей учащимся возможность наиболее полно развить свой потенциал, побуждающей интерес к культурно-досуговой деятельности

б) позитивное подкрепление всех идей и ответов учеников

в) анализ ошибки в ответах школьников, как возможности нового, неожиданного подхода на что-то привычное

г) внимание к высказываниям и действиям школьников

д) обеспечение учащимся возможности свободного мыслительного движения

2. Применение определенной тактики педагогического руководства, основанной на индивидуально-дифференцированном подходе к подросткам с учетом исходного уровня развития.

3. Осуществление целостного подхода к педагогическому процессу, сочетание фронтальных групповых и индивидуальных форм организации культурно-досуговой деятельности.


4. Игровая направленность культурно-досуговой деятельности.

5. Учет динамики активности учащихся в культурно-досуговой деятельности.

Задание 7. На основе анализа материалов сети Интернет найдите и проанализируйте по выделенным критериям подготовку и проведение массового досугового мероприятия.

Определите  особенности проведения массовых досуговых мероприятий для молодежи, обучающейся в средних и высших учебных заведениях.

 

Задания по теме 2.1 Методика подготовки и проведения выставки

Цель: закрепление знаний о сущности и особенностях методики подготовки и проведения выставки; формирование умений осуществлять подготовку и проведение выставки, в том числе в деятельности педагога дополнительного образования; строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

 

Досуговое время является важным средством процесса социализации личности молодого человека. Оно влияет на многие сферы жизни: на производственно-трудовую, семейную, социализирующую, образовательную. Досуговое время является важным еще и потому, что здесь происходят наиболее интенсивно рекреационные процессы, которые снимают физические и психологические нагрузки. По тому, как используется свободное время молодежью, можно определить ее культурный уровень, круг духовных потребностей, интересы личности и социальной группы. В связи с многочисленными изменениями многих сфер жизни общества в социокультурной ситуации имеется ряд негативных явлений: утрата духовно-нравственных ориентиров, отдаленность детей, студентов и людей в целом от культуры и искусства, сокращение организаций и учреждений, ведущих общественную культурнодосуговую деятельность, отсутствие доступных молодежных культурных центров. Рыночные отношения диктуют необходимость трансформаций досуговой деятельности, с использованием новых технологий и переводом ее в интерактивную форму. Для обновления и усовершенствования досуговой сферы необходимы немалые средства, а также возможность использовать новейшие разработки в этой сфере. В современных условиях становится объективной потребностью организация досуга студентов таким образом, чтобы способствовать их максимальной самореализации в сфере досуга.


Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений является организация эффективного досуга молодежи. Ввиду сложной социально-экономической общественной обстановки в России, безработицы, невнимания со стороны государства, учреждений культуры и местных властей развиваются внеинституциональные формы молодежного досуга. Новые типы досуговых молодежных форм должны всесторонне исследоваться. Это необходимо для оперативного реагирования на изменяющиеся запросы молодежи.

Среди инновационных проектов, привлекательных для досуга студенческой молодежи, может стать, например, создание в муниципальных образованиях торгово-развлекательных центров комплексного типа, предлагающих новые формы и технологии культурно-досуговой деятельности. В условиях торгово-развлекательных центров обеспечивается приобщение к процессу глобализации и мировой культуре, происходит формирование космополитической ментальности, информационной осведомленности. Торгово-развлекательные центры комплексного типа в муниципальных образованиях следует рассматривать как инновационные учреждения культуры, способные осуществлять обратную связь и педагогическую поддержку молодежи [4, с. 94].

Для формирования адекватного досугового предложения целесообразно исследовать качественно специфику досугового времени молодежи и особенностей досуга, в том числе следующие параметры:

1) нерегламентированность и добровольность использования досугового времени.

2) устойчивость сферы досуга.

3) разнообразие форм досуговой деятельности. Многообразные досуговые формы общения студентов можно классифицировать следующим образом: на основе содержания (развлекательные, познавательные); по времени (регулярные, одноразовые); по характеру (активные, пассивные).

Молодежь, в том числе студенческая, является наиболее активным участником досуга, поэтому актуальной задачей становится выявление новых форм досуга, которые могут стать привлекательными для молодежи. Практика показывает, что наряду с традиционными формами досуга, такими как музыка, танцы, КВН, ток-шоу, игры, возникают новые течения, и увлечения — хендмейд сообщества, интернет-общение, сити-квесты. Однако культурно-досуговые центры не обеспечивают удовлетворение запросов молодежи и не всегда могут строить свою работу таким образом, чтобы учитывать интересы молодежи и студентов. Поэтому сейчас на основе мониторинга и изучения молодежных настроений, организациям нужно уметь оперативно реагировать на запросы, уметь предлагать новые виды и формы досуговых мероприятий. Основная направленность таких центров для молодежи заключается во «включении» студентов в общество. С распространением и расширением таких центров увеличивается и социализирующее действие на группы. Проблема организации досуговой деятельности актуализируется в связи с ее несовершенством и должен решаться по всем направлениям: разработка и планирование досуговых программ, формирование и строительство необходимых современных, концептуальных центров,