Файл: Лекции по правовой психологии учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический институт
Р.Л. Ахмедшин
ЛЕКЦИИ ПО ПРАВОВОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Учебное пособие
Томск
Издательский Дом Томского государственного университета
2019

2
УДК 343.95(075.8)
ББК 88.47я73
А95
Серия основана в 2014 г.
Ахмедшин Р.Л.
А95
Лекции по правовой психологии : учебное пособие. – Томск :
Издательский Дом Томского государственного университета,
2019. – 454 с. – (Библиотека магистранта).
ISBN 978-5-94621-679-1
ISBN 978-5-94621-850-4 (отд. кн.)
В предлагаемом пособии по курсу «Правовая психология» отражена тенденция интеграции психологического знания во многие общественные науки. Подаваемый материал изложен таким образом, чтобы сформиро- вать начальные навыки использования психологического знания в процес- се исполнения профессиональных обязанностей юриста.
Издание предназначено для обучающихся юридических вузов и всех, кто интересуется вопросами психологической природы правовых явлений.
УДК 343.95(075.8)
ББК 88.47я73
Рецензенты:
проф., д-р юрид. наук Н.Т. Ведерников; проф., д-р юрид. наук С.Э. Воронин
ISBN 978-5-94621-679-1
ISBN 978-5-94621-850-4 (отд. кн.)
© Ахмедшин Р.Л., 2019
© Томский государственный университет, 2019

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Общая часть ..............................................................................
Тема 1. Историко-методологические вопросы использования психологического знания в правовых науках ....................................
Тема 2. Личность в общей и правовой психологии ............................
Тема 3. Деятельность и поведение в общей и правовой психологии ........................................................................
Раздел 2. Специальная часть ..................................................................
Тема 4. Криминальная психология ......................................................
Тема 5. Следственная психология .......................................................
Тема 6. Виктимная психология ............................................................
Тема 7. Криминалистическая психология ...........................................
Тема 8. Психологические аспекты проведения осмотра места происшествия ...............................................................
Тема 9. Психологические аспекты проведения обыска .....................
Тема 10. Психологические аспекты проведения допроса и очной ставки .........................................................................
Тема 11. Судебно-психологическая экспертиза ................................
Тема 12. Пенологическая и пенитенциарная психология ..................
Тема 13. Судебная психология ............................................................
Глоссарий ......................................................................................................
5 7
31 63 103 105 150 184 216 240 274 304 346 370 409 441


4

5
Раздел 1
Общая часть

Тема 1. Историко-методологические вопросы
7
Тема 1. Историко-методологические
вопросы использования
психологического знания
в правовых науках
Предмет и методы правовой психологии.
Соотношение правовой психологии
со смежными отраслями психологии и права
Выступая отраслью психологического знания, правовая психо- логия имеет свой четко определенный предмет. Предметом право- вой психологии выступают психологические закономерности, воз- никающие, существующие и изменяющиеся в системе «человек и право». Практические работники, ежедневно встречаясь с пове- денческими проявлениями, нуждаются в глубоких и систематичных знаниях человеческой психики.
Поскольку закономерности, связанные с психикой, имеют объек- тивный характер, «материнской» для правовой психологии является психологическая наука, следовательно, правовая психология отно- сится к естественным наукам.
Конечно, нельзя сказать, что правовая психология осуществля- ет синтез психологического знания и основ юриспруденции. Дело в совершенно разновекторной природе обеих «материнских» для правовой психологии наук.
Правовая норма не есть явление объективного порядка, в по- давляющем большинстве случаев она выступает результатом воли
«господствующего класса», социополитического или экономиче- ского – неважно. Юриспруденция (лат. jūris prūdentia «правоведе- ние» – от jūris «право» (род. п. – jūs) + prūdentia «предвидение, зна- ние») – это всего лишь знание зафиксированных правил поведения.

Лекции по правовой психологии. Общая часть
8
Правовая наука – всегда выраженная правда сегодняшнего дня, которая завтра будет признана ошибочной на уровне основопола- гающих принципов. Право – предельно анархичное отражение гу- манитарной парадигмы, претендующее на объективность разве что лишь в рамках собственной доктрины.
Психологические закономерности – явление предельно объек- тивное, полностью соответствующее естественнонаучной пара- дигме, отражающее законы физики, химии и биологии. Последнее более справедливо для прикладной психологической науки, а не для академической психологии.
Нельзя синтезировать право и психологию, как нельзя скре- стить ужа и ежа. Однако можно найти области, в которых реализу- ется право, и исследовать человеческий фактор в области правовых отношений. Таким образом, использование психологических зна- ний – форма объективизации знаний правовых, которые сами по себе научными могут считаться весьма условно.
Возникшее в начале XX в. понимание связи юридической прак- тики и психологии через анализ деятельности следователей и судей предопределило возникновение понятия «судебная психология».
А.Р. Ратинов, понимая, что предмет новой науки более широк, был прав, вводя новый термин «юридическая психология». Однако термин «юридическая психология» сегодня неприменим так же, как и термин «судебная психология».
Рассуждая в методологическом ключе, прежде всего необходимо осознать крайнюю неудачность термина «юридическая психология».
Термин «юридический» происходит от лат. juridicus «судебный, судья» (iūs (jūs) «право, справедливость» + dicere «говорить, про- износить»). Однако оба эти понимания не соответствуют совре- менному уровню знаний о психологических аспектах системы
«человек–право». С одной стороны, современное знание о психо- логических аспектах системы «человек–право» – это гораздо больше, чем психология судебная (juridicus «судебный, судья»), с другой стороны, – больше, чем психология лиц, говорящих о праве, или психология правоговорения (jūs + dicere «право, спра- ведливость + говорить, произносить»).


Тема 1. Историко-методологические вопросы
9
Таким образом, термин «юридическая психология», предло- женный в 1960-х гг. профессором А.Р. Ратиновым, и область зна- ния о психологических аспектах системы «человек–право», офи- циально включенная в 1969 г. в перечень научных специальностей, не адекватны ее предмету в современном понимании.
Если мы признаем предметом рассматриваемой науки психоло- гические закономерности, возникающие, существующие и изменя- ющиеся в системе «человек и право», то более удачным для такой науки будет термин «правовая психология».
В современных исследованиях термин «правовая психология» встречается как название раздела области знания о психологических аспектах системы «человек–право», изучающего психологические аспекты правопонимания, правотворчества, формирования индиви- дуального, группового и общественного правового сознания, право- вой социализации личности и ее правоисполнительного поведения.
Вспомним, что существует фундаментальное различие в струк- туре социального мира и мира природы, а значит, «методы обще- ственных наук tote coelo (абсолютно) отличны от методов есте- ственных наук… общественные науки – идиографические, харак- теризуются индивидуализирующей концептуализацией, нацелены на единичные ассерторические утверждения, в то время как есте- ственные науки – номотетические, характеризуются генерализи- рующей концептуацией и нацелены на общие аподиктические утверждения. Последние должны иметь дело с постоянными от- ношениями величин, которые могут быть измерены и подтвержде- ны экспериментально, тогда как ни измерение, ни эксперимент неосуществимы в общественных науках. Вообще считается, что естественные науки должны иметь дело с материальными объек- тами и процессами, а общественные науки – с психологическими и интеллектуальными, следовательно, метод первых заключается в объяснении, а метод последних – в понимании» (Schutz А., 1954).
Предлагаемые к исследованию в рамках правовой психологии как отрасли правовые закономерности носят выраженную идео- графическую природу, что входит в противоречие с естественно- научной природой правовой (юридической) психологии.

Лекции по правовой психологии. Общая часть
10
Место правовой психологии в системе
психологических и юридических знаний
Человек есть мерило всего. Научное познание ориентировано прежде всего на понимание природы человеческой, а так как зна- чительная часть этой природы есть природа психического, неуди- вительно, что вся система научного знания ощущает потребность в использовании психологического знания. Психологическое зна- ние выступает связующим звеном различных областей науки всех циклов в системе «человек–право».
Юридические науки не могут замыкаться в собственных рамках и не учитывать экономические, демографические, культурные, пси- хологические и других факторы при решении своих задач. Если же подобное происходит, то право превращается из знания научного в знание талмудистское, набор предписаний, которые Власть спус- кает своим слугам.
Как же знание о закономерностях в системе «человек–право» оптимизирует правовые отрасли знания? Отвечая на этот вопрос, можно выделить следующие формы подобной оптимизации:
определяет адекватность элементов правовой системы при- роде человека;
способствует моделированию адекватных условий и содер- жания правового регулирования деятельности человека в конкрет- ных сферах его жизни;
корректирует девиантные и деликтные формы человеческого поведения в контексте поведения целесообразного, урегулирован- ного нормами права.
При этом необходимо отметить влияние выявленных закономер- ностей в системе «человек–право» и на психологические области знания; они заключаются в следующем:
способствуют более глубокому пониманию отклоняющегося поведения, оптимизируя исследования о психологической норме;
способствуют более глубокому пониманию природы пове- дения человека в критических ситуациях и в пограничных состо- яниях;


Тема 1. Историко-методологические вопросы
11
продуцируют знание, сближающее психологическое и социо- логическое знание.
Таким образом, нельзя говорить только о заимствующей из об- щей психологии природе знания в сфере «человек–право».
Принципы и задачи правовой психологии
Принципы правовой психологии. Как известно, принцип в науке (от лат. principium «основа») – это системообразующая ос- новополагающая идея. Правовая психология базируется как на принципах общей психологии, так и на принципах правовых, трак- туя их применительно к своей области знания.
К числу принципов правовой психологии следует отнести сле- дующие:
естественнонаучность парадигмы исследования личности;
дуалистичное сосуществование прикладного и академическо- го подходов к личности; антагонистическая природа вышеупомя- нутых подходов компенсируется четко определенными функцио- нальными познавательными «нишами»;
дуалистичное сосуществование гомеостатичного (энергосбе- регающего) и гетеростатичного (энергозатратного) подходов в ис- следованиях личности; антагонистическая природа вышеупомяну- тых подходов компенсируется четко определенными функцио- нальными познавательными «нишами»;
психоаналитический принцип разделения в сознании иссле- дователя его личности и исследуемой проблемы, контроль перене- сения личного в научное;
научность, использование научно апробированных методов и методик;
системность, в идеале отдельные элементы исследуемого объекта рассматриваются как взаимодействующие, взаимообу- словленные, взаимосвязанные части единого целого;
детерминированность; под детерминированностью процессов понимается предопределенность, т.е. наличие у каждого следствия строго определенной причины;

Лекции по правовой психологии. Общая часть
12
историзм: явления характеризуются закономерным, направ- ленным и необратимым изменением (развитием или деградацией);
единство сознания человека и его деятельности как частный случай общедиалектического принципа. «Деятельность обуслов- ливает формирование сознания, психических связей, процессов, свойств, а они, в свою очередь, осуществляют регуляцию челове- ческой деятельности, являются условием ее адекватного выполне- ния (Рубинштейн С.Л., 1973);
законность: рекомендуемые исследователями прикладные методики не должны противоречить нормам права;
гуманность: рекомендуемые исследователями прикладные ме- тодики не должны противоречить правилам профессиональной этики;
личностный подход: в исследованиях личности необходимо понимание, как объективные внешние факторы воздействуют и преломляются через сознание конкретной личности.
Задачи правовой психологии. Комплекс целей и задач право- вой психологии определяется ее структурными функциональными особенностями. Напомним, что любое знание формирует знание как науку, знание как прикладную сферу и знание как учебную дисциплину.
Правовая психология как наука имеет цель – познание законо- мерностей системы «человек–право» – и комплекс следующих научно-познавательных задач:
поиск баланса в «синтезе» психологических и юридических знаний между естественнонаучной и гуманитарной исследователь- скими парадигмами;
адаптация терминологического аппарата «материнских» наук под исследование конкретных проблем;
разработка методики и методов теоретических и прикладных исследований;
выявление методологических особенностей исследования за- кономерностей в отдельных структурных разделах правовой пси- хологии.
Правовая психология как прикладная область имеет цель – разработать методики, позволяющие использовать закономерности


Тема 1. Историко-методологические вопросы
13 в системе «человек-право» – и комплекс следующих научно- практических задач:
психологическая оптимизация правоприменительной, право- охранительной и правотворческой деятельности;
психологическое обеспечение правоохранительной деятель- ности юристов различной специализации, наиболее эффективного применения ими норм права;
разработка приемов недопущения манипулирования в отно- шении лиц юридических профессий;
разработка приемов эффективного манипулирования в отно- шении контрагентов лиц юридических профессий;
разработка мер психологического воздействия на лиц с про- тивоправным поведением;
выработка рекомендаций по усовершенствованию правового регулирования жизни общества;
мониторинг достижений смежных наук;
разработка методических рекомендаций для решения задач отдельных структурных разделов правовой психологии.
Правовая психология как учебная дисциплина имеет цель – оптимизировать понимание и использование обучающимися зако- номерностей системы «человек-право» – и комплекс следующих научно-познавательных задач:
теоретическое обеспечение учебной дисциплины;
методическое обеспечение учебной дисциплины;
способствование профессионально-психологическому разви- тию личности работников юридических специальностей;
формирование достаточного уровня знаний у обучающегося в области отдельных структурных разделов правовой психологии.
Методы правовой психологии
Известно, что существует три уровня методологии:
уровень общенаучной методологии;
уровень частной методологии наук о человеке;
уровень специальной методологии правовой психологии.

Лекции по правовой психологии. Общая часть
14
Отдельно отметим, что специальная методология очень редко представлена специфическими методами, обычно выступая в виде достаточно оригинального комплекса частнонаучных методов.
Уровень частной методологии наук о человеке. Вышепере- численные цели и задачи достигаются посредством использования следующих частнонаучных методов.
Наблюдение – непосредственное восприятие исследуемого феномена. Метод наблюдения широко используется в ходе прове- дения следственных действий.
Преимущество метода: широкая возможность исследования в силу простоты и доступности.
Недостаток метода: субъективность восприятия и трактовки ре- зультатов. Наблюдение является самым ненадежным методом, по- этому он должен использоваться в комплексе с другими методами.
Выделяют такие виды наблюдения, как включенное наблюдение
(исследователь выступает полноправным участником наблюдаемого события) и не включенное (исследователь не выступает участником наблюдаемого события), открытое (наблюдаемые знают о наблюде- нии) и скрытое (наблюдаемые не знают о наблюдении). Также по характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение разделя- ется на непосредственное и опосредованное. Понятно, что в свете сказанного включенное, открытое и опосредованное наблюдение имеет еще более низкую исследовательскую ценность, чем осталь- ные формы, также не обладающие высокой ценностью.
Самонаблюдение (интроспекция) – самонаблюдение и само- фиксация его результатов. Данный метод возник на рубеже XIX–
XX вв. как один из первых исследовательских методов. В практиче- ской деятельности юриста самонаблюдение носит вспомогательный характер, так как уровень субъективизма достигает предельных величин.
Интервьюирование – процесс сбора первичной информации, основанный на непосредственном взаимодействии исследователя и опрашиваемого. В процессе интервью происходит получение информации в рамках свободного опроса по заданной теме. Ис- пользуется в случаях, когда эмпирический материал не набран,