Файл: Лекции по правовой психологии учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Историко-методологические вопросы
15 либо для уникальных групп исследуемых, которые предваритель- но не изучались.
Основное назначение беседы в рамках данного метода состоит в том, чтобы в процессе общения с субъектом получить необходи- мую информацию о нем и других лицах. Во время беседы иссле- дователю следует пробудить у собеседника интерес к обсуждае- мым вопросам, желание отвечать на них и участвовать в диалоге.
По сравнению с интервью беседа менее формализована и подвер- жена в высокой степени элементу субъективизма.
Преимущество метода: простота использования, узкотематиче- ская направленность.
Недостаток метода: широко встречающиеся у субъектов интер- вьюирования несовпадения изложенного и воспринятого в силу различного объема опыта, уровня культуры и пр. («слово не столь- ко обозначает, сколько имеет смысл»).
Анкетирование – процесс сбора первичной информации, осно- ванный на опосредованном взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Анкетирование представляет собой опрос по большому количеству параметров и характеризуется свободой вы- бора ответа. Используется, когда предварительный эмпирический материал собран, но объем его недостаточен.
Преимущество: детальность информации, возможность исполь- зовать математические способы обработки данных.
Недостаток: анкета тем точнее, чем больше в ней вопросов, но одновременно с этим большое количество вопросов утомляет иссле- дуемого, понижая достоверность исследования; соответственно, ос- новная проблема – определение оптимального количества вопросов, поиск баланса между однозначностью ответов и их точностью.
Тестирование – выполнение определенного объема заданий с заранее установленным диапазоном нормы, характерной для ис- следуемой выборки (стандартизацией). Используется, когда име- ются достаточно разработанная система и область представлений изучаемого свойства, предварительный эмпирический материал собран в достаточном количестве. Поэтому на основании получен- ных знаний по специфической методике можно определить развитие

Лекции по правовой психологии. Общая часть
16 той или иной характеристики человека. В процессе тестирования по разработанному ранее алгоритму определяется степень иссле- дуемого свойства: в норме, около нормы, вне нормы.
Особенностью данного метода является то, что тест – не уни- версальное средство измерения, он определяет понимание нормы применительно к конкретной группе (социальной, национальной, религиозной).
Преимущество: очень высокая точность и надежность, достига- емая при соблюдении правил процедуры тестирования и правил обработки его результатов.
Недостаток: каждый тест предназначен для определенной груп- пы лиц и имеет узкоцелевую направленность и зависимость от вы- полнения правил процедуры тестирования.
В наше время в академической психологии и обывательской среде растет уверенность, что тестирование характеризуется непо- литкорректностью и его познавательная ценность должна быть переосмыслена.
Социометрия – исследование межличностных взаимоотноше- ний в группе посредством выявления взаимооценок ее членов.
Применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений.
Преимущество: наиболее эффективное исследование таких эфемерных явлений, как групповые отношения.
Недостаток: высокая вероятность искажения результатов из-за осознанно / неосознанно неискренних ответов.
Эксперимент – моделирование поведения человека в опреде- ленных условиях с целью получения данных о его способностях воспринимать, обрабатывать и реагировать на тот или иной раз- дражитель.
Преимущество: высокая надежность результата и возможность использовать применительно к малым группам, в условиях, отли- чающихся от привычных для объекта исследования.
Недостаток: этические ограничения. Эксперимент как метод научного познания является одним из ведущих в психологических науках, в определенной степени предопределяя самостоятельность


Тема 1. Историко-методологические вопросы
17 психологии от философии, однако пограничность исследуемых в правовой психологии ситуаций сильно ограничивает его применение.
Особенно сказанное характерно для лабораторных экспериментов.
В правовой психологии как прикладной области знания наиболее эффективны констатирующий эксперимент, выявляющий опреде- ленные психические особенности исследуемого, и преобразующий эксперимент, изменяющий уже имеющиеся у него особенности.
В правовой психологии как учебной дисциплине ограниченно целесообразно использование формирующего эксперимента, вы- рабатывающего у обучающегося конкретные навыки и реже свой- ства.
Метод обобщения независимых характеристик связан с по- лучением служебных и иных характеристик личности из разных источников, что позволяет избежать тенденциозных, неадекватных личностных оценок, прийти к обоснованным выводам, а также увидеть личность во всех ее проявлениях, оценивать человека объ- ективно, с разных сторон, исключив субъективное к нему отношение.
Биографический метод – метод выявления и обобщения биографи- ческих данных. Сведения получаются из автобиографии обследу- емого лица, принадлежащих ему документов, корреспонденции, сообщений различных учреждений, родственников и т.п. При пси- хологическом исследовании возможны применение различных личностных тестов и вопросников, сбор сведений о фактах и собы- тиях, имеющих социально-психологическое значение в жизни че- ловека с момента его рождения и до того периода, который инте- ресует следователя, суд. Развитие биографического метода лежит в области алгоритмизации трактовок биографических фактов, что, в частности, хорошо представлено в работах В.Л. Юаня (2015–2019).
Преимущество: многоаспектность исследования, возможность использования новейших исследовательских методик.
Недостаток: сложность алгоритмов получения информации, возможность неправильной трактовки материалов исследования.
Метод экспертной оценки – комплексный метод использова- ния всего спектра частнонаучных методов с задействованием спе- циальных алгоритмов анализа полученных результатов.

Лекции по правовой психологии. Общая часть
18
Преимущество: использование системного подхода, в котором недостатки каждой группы методов нивелируются комплексно- стью использования всего методологического арсенала.
Недостаток: результат проведенного исследования крайне зави- сим от профессионализма исследователя. Ошибка трактовки дан- ных, как правило, гораздо меньше заметна для неспециалистов, чем в случаях использования отдельных методов.
Уровень специальной методологии правовой психологии
представлен достаточно небольшим арсеналом методов, что сви- детельствует о «молодости» правовой психологии.
Лонгитюдный метод исследования асоциального поведения – проведение многократных исследований одних и тех же лиц на про- тяжении длительного времени в целях отслеживания динамики личностных изменений. Находит отражение прежде всего при ис- следовании личности правонарушителя и личности жертвы деликта.
Преимущество: нестатичное исследование личности предопре- деляет высокую объективность полученных результатов.
Недостаток: проблема вычленения однородных факторов, предопределяющих личностные изменения на протяжении всего времени исследования.
Метод междисциплинарного исследования асоциального по-
ведения – проведение исследований, в которых участвуют пред- ставители смежных областей знания (социологии, психологии, психиатрии).
Преимущество: многоаспектность проводимых исследований.
Недостаток: невысокая результативность подобных исследова- ний, возникающая в силу различия научно-исследовательских тра- диций в различных областях знания. Большой спектр межличност- ных проблем, возникающих при взаимодействии представителей различных областей знания.
Метод судебно-психологической экспертизы – комплексный метод использования всего спектра частнонаучных методов с за- действованием специальных алгоритмов анализа полученных ре- зультатов при исследовании участников процессуальных отноше- ний. Частный случай метода экспертной оценки.


Тема 1. Историко-методологические вопросы
19
Преимущество: использование системного подхода, в котором недостатки каждой группы методов нивелируются комплексно- стью использования всего методологического арсенала.
Недостаток: результат проведенного исследования крайне зави- сим от профессионализма исследователя. Однако этот недостаток ввиду существования методических рекомендаций проведения от- дельных видов экспертизы проявляется в гораздо меньшей степе- ни, чем в аналогичном частнонаучном методе.
Методы управления участником правоотношений в рамках
процессуально-правового пространства – очень неоднозначная с точки зрения общей этики группа методов. Метод реализуется в применении методик убеждения и внушения в отношении участни- ков правоотношений. Убеждение – это осознаваемое воздействие на сознание, чувства и волю лица, внушение – неосознаваемое воздействуемым влияние на него в целях реализации процессуаль- ных норм. Традиционное тактическое воздействие в правовой пси- хологии и криминалистике базируется на балансе убеждения и внушения как способов воздействия на личность.
Преимущество: эффективное достижение целей праворегули- рования.
Недостаток: этическая неоднозначность.
Структура правовой психологии.
Проблемы систематизации знаний
в правовой психологии
Правовая психология не является ликбезом для юристов, это не популяризация психологической материи. Особое предметное про- странство предопределило уникальные области психологического познания, имеющие выраженную специфику, как методологиче- скую, так и содержательную. Однако говорить о правовой психо- логии как о достаточно четко структурированной области, имею- щей выраженную систему знания, спорно.
Система (др.-греч. σύστημα «целое, составленное из частей») научного знания представляет собой структурированную совокуп-

Лекции по правовой психологии. Общая часть
20 ность его разделов, имеющих выраженную взаимообусловленность.
Однако крайне сложно найти взаимообусловленность разделов
«виктимная психология» и «психопрофилактика стрессов работ- ников юридических специальностей». Система «человек–право» крайне разнообразна, следовательно, разнообразно и предметное пространство правовой психологии.
В правовой психологии целесообразно использовать термин
«структура», а не «система». Система – это совокупность элемен- тов, находящихся во взаимосвязи, которые в едином целом обра- зуют свойства, не характерные для элементов в отдельности.
Структура – это расположение элементов, хотя и достаточно одно- родных, в определенном системном порядке.
В правовой психологии четко сформировавшейся системы нет. Накоплен большой массив информации, но затруднительно связать его в одно целое, проследить взаимосвязи между отдель- ными структурными блоками. Информацию, образующую пра- вовую психологию, можно только структурировать. Вероятно, это обусловлено прежде всего тем, что базовые юридические науки на момент становления правовой психологии уже были сформированы и в настоящее время не имеют реальной тенден- ции к рецепции знаний правовой психологии. То есть необходи- мо понимать, что само существование такой области знания, как правовая психология, есть результат неспособности правовых наук использовать в своих исследованиях знания о личности.
Не эпизодически и доктринально, а на уровне современного их развития.
В структуру правовой психологии принято включать:
– общую часть правовой психологии, которая включает в себя основные положения современной психологии, механизм заим- ствования информации из смежных областей знания, методологию исследований в правовой психологии и историю ее развития;
– специальную часть правовой психологии, которая включает в себя следующие основные разделы: криминальная психология; виктимная психология; следственная психология; криминалисти- ческая психология; судебная психология, пенитенциарная и пено-


Тема 1. Историко-методологические вопросы
21 логическая психология; психология юридического труда (психоло- го-правовая эргономика); реабилитационная правовая психология
(психопрофилактика стрессов работников юридических специаль- ностей); психотехника в работе юриста; психология чрезвычайных ситуаций; психологии права, власти, общества.
История развития правовой психологии
История развития науки – процесс крайне неоднозначный, осо- бенно если эта наука не может похвастаться высокой результатив- ностью в силу молодости. История науки должна прослеживаться по неким конкретным вехам. И вехи эти не в работах премудрых старцев, излагающих свое понимание и видение человека во всех его проявлениях, а в открытиях прикладного характера, совершен- ных исследователями. Часто, обсуждая историю развития правовой психологии, разные авторы говорят о теориях, созданных в рамках рассуждений об отношениях людей к праву, законности, правосу- дию, о формировании общечеловеческих представлений о справед- ливости и правомерности. Так, в историю развития психологии
«попадают» рассуждения Демокрита (460–370 гг. до н.э.), Сократа
(469–399 гг. до н.э.), Платона (427–347 гг. до н.э.), Аристотеля (384–
322 гг. до н.э.), Аврелия Августина (354–430), Шарля Луи Мон- тескье (1689–1755). Однако мало использовать в своих рассуждениях понятия «разум», «человек», «смысл», чтобы считать эти исследо- вания даже протопсихологическими. Мировосприятие перечислен- ных авторов полностью умозренческое, значит, речь идет не о пси- хологии, а о философии.
Также нерационально включать в историю развития правовой психологии работы, к примеру, Чезаре Беккариа (1738–1794), так как он оперирует правовой материей, которая, может быть, только косвенно сближается с психологическими проблемами и уж точно не ориентирована на естественнонаучный характер психологиче- ского знания. Выраженную философскую направленность имели и труды таких отечественных исследователей, как М.М. Щербатый
(1733–1790) и А.Н. Радищев (1749–1802).

Лекции по правовой психологии. Общая часть
22
Несмотря на свою «молодость», правовая психология имеет ряд достижений, относящихся к очень далеким от сегодняшнего дня временам. Разные культуры в удаленных друг от друга регионах установили зависимость между переживаемыми эмоциями и нару- шением слюноотделения, повышением жажды, изменением ритма работы сердечно-сосудистой системы, вегетососудистыми проявле- ниями вовне (покраснение или побледнение кожных покровов), из- менениями мимики лица и тональности голоса. Также эмпирически было установлено влияние всевозможных атрибутивных элементов
(правосудия, религиозных обрядов и пр.) на понижение критично- сти восприятия человека и его способности к критическому анализу.
Например, неожиданно для подозреваемого его вводили в слабо- освещенную комнату, где лежал труп убитого, и это приводило к тому, что предложения признаться воспринимались им как обла- дающие гораздо большей весомостью. Вышеперечисленное прак- тиковалось в практике расследования еще в Древнем мире.
В целом рациональным видением справедливости объясняются находки древних авторов в разработке приемов воздействия на мотивацию лиц через их страх перед волей предков (Древний мир) или страх за собственную физическую и психическую целостность
(Средние века и Новое время).
Вехами в развитии правовой психологии выступают историче- ские события, предопределившие в значительной степени исследо- вательский вектор и результативность современной науки изучения системы «человек–право».
1487 – «Молот ведьм» Г. Крамера. Достаточно полная компи- ляция приемов воздействия на подследственного, прежде всего в процессе допроса.
1724 – «Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова. Дается убедительная классификация преступников по «степени испор- ченности». В работе также содержатся психологически эффектив- ные способы допроса.
1792 – «О необходимости психологических познаний при обсуж- дении преступлений» К. Эккартегаузена. Обоснована идея психоло- гического анализа преступного события как системообразующего.


Тема 1. Историко-методологические вопросы
23 1792 – «Мысли о криминальной психологии» И.Х. Шауманна.
Обоснование целесообразности эмпирического синтеза фактов, касающихся психологии преступного поведения и психологии личности преступника.
Поиск смысла человеческого существования, который И. Кант определил в своих знаменитых четырех вопросах (Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?), в XIX в. перешел на уровень научного познания.
Одновременно в середине XIX в. возникает крайне негативная для правовой психологии тенденция замены психологических исследований их своеобразной «рекламой». Так, С.И. Баршев в работе «Взгляд на науку уголовного законоведения» (1858) писал:
«Ни один вопрос уголовного права не может быть решен без по- мощи психологии... и если судья не знает психологии, то это будет суд не над живыми существами, а над трупами». К.Я. Яневич-
Яневский в статье 1862 г. «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии» отмечал важность, с одной сто- роны, исследования права с учетом природы человека, а с другой – наличия у юристов психологической компетентности. К сожале- нию, данная тенденция достаточно выражена и сегодня.
1808 – «Психология в ее основных применениях к судебной жизни» И. Гофбауэра. Обосновывается приоритет естественнона- учной методологии при изучении личности преступника. Базой для исследований признаются такие естественные науки, как ана- томия, биология, физиология, психиатрия.
1814 – «Опыт философии теории вероятностей» П.С. Лапласа.
Первая попытка создать научную методику оценки свидетель- ских показаний посредством использования математических методов.
1835 – «Систематическое руководство по судебной психоло- гии» И. Фридрейха. Содержит первую удачную попытку система- тизировать результаты исследования человека в рамках психоло- гии уголовного судопроизводства.
1871 – «Основы психологии» Г. Спенсера. Отправная точка для становления психологии как науки.

Лекции по правовой психологии. Общая часть
24 1876 – «Преступный человек» Ч. Ломброзо. Статистически обоснованный вывод о влиянии биологического фактора, выра- женного в наследственной дегенеративности, на предрасположен- ность к преступному поведению. Исследования Ч. Ломброзо в дальнейшем показали, что треть заключенных, совершивших насильственные преступления, являются носителями атавистиче- ских черт, отличающих их от нормального человека; треть – это пограничный биологический вид, треть – случайные правона- рушители. Для структуры преступности конца XIX в. с ее выра- женной сертификационной составляющей выводы были объек- тивными.
1877 – «Психологические особенности преступников по новей- шим исследованиям» Л.Е. Владимирова. Разработана классифика- ция преступников, используемая до сих пор. Один из выводов – социальные причины преступности проистекают из индивидуаль- ного характера преступника.
1877 – работы А. Моссо с плетизмографом (прибор для измере- ния кровенаполнения сосудов и изменений пульса). Установлено, что предъявление исследуемому образов, внушающих страх, от- ражается на частоте сердцебиения.
1878 – «Теория невменяемости и отрицания свободной воли»
Э. Ферри. Аргументирована порочность принципа свободы воли, который является системообразующим для уголовно-правовой науки.
Особо отметим, что открытия, совершенные Ч. Ломброзо и
Э. Ферри в рамках естественнонаучной парадигмы, были категори- чески (без убедительных аргументов) отвергнуты представителями правовых наук как несовместимые с гуманитарной парадигмой.
Вероятно, это первый канонический случай конфликта парадигм в правовой психологии, показавший, что, несмотря на научную обоснованность нового знания, в правовом регулировании будет принята точка зрения, соответствующая потребностям государства и общества, несмотря на ее ненаучность.
1881 – выходит первый журнал экспериментальной психологии
«Философские исследования».