Файл: Лекции по правовой психологии учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Историко-методологические вопросы
25 1881 – эксперименты Ч. Ломброзо с гидросфигмографом (при- бор для фиксации на диаграмму изменений кровяного давления допрашиваемого). Установлено, что переживаемые допрашивае- мым вопросы о преступном событии отражаются перепадами его кровяного давления.
1882 – «Преступный человек» Д.А. Дриля. Основной идеей вы- ступало положение о целесообразности междисциплинарного под- хода в изучении феноменов в системе «человек–право», что зало- жило саму возможность существования правовой психологии.
1886 – «Лекции по общей теории права» Н.М. Коркунова. Ин- терпретация права как механизма защиты человеческих интересов.
Вывод о том, что право есть инструмент обеспечения определен- ного порядка при возникновении конфликтов в межличностных отношениях.
1890 – «Законы подражания» Г. Тарда. Обоснован тезис о том, что преступному поведению, как и всякому другому, люди могут обучаться в реальном обществе на основе механизмов «подража- ния» и «научения».
1893 – «Руководство для судебных следователей, чинов жан- дармерии и полиции» Г. Гросса. Обосновано существование в структуре личности преступников отдельной группы базового психологического свойства, отражающегося в их преступной дея- тельности. Систематизированы достижения и мифы науки о чело- веке конца XIX в.
1899 – П.И. Ковалевским обоснована целесообразность разде- ления психопатологии и юридической психологии, а также необ- ходимость введения этих дисциплин в курс юридического обра- зования.
1902 – «Психология свидетельских показаний. Эксперимен- тальные исследования верности воспоминания» В. Штерна. Вывод применительно к психологии допроса – «память человека не явля- ется объективным отражением реальности, а выступает, скорее, как искажение в угоду узкоэгоистическим интересам личности, ее намерениям и свойствам». Допрос – крайне ненадежный источник информации.

Лекции по правовой психологии. Общая часть
26 1903 – «Экспериментальное изучение интеллекта» А. Бине. По- лучен вывод о том, что в среднем уровень интеллекта у преступ- ников не ниже, чем у населения в целом.
1903 – «Судебная экспертиза документовъ, производство ея и пользованіе ею» Е.Ф. Буринского. Автор – основатель «судебного почерковедения», исследовавший почерк комплексно с задейство- ванием данных естественных наук (медицины, анатомии, физиоло- гии, психиатрии, психологии).
1904 – «О психологии свидетельских показаний (доклад на заседании уголовного отделения юридического общества» О.Б. Голь- довского. Подтверждение основного вывода В. Штерна о ненадеж- ности результатов допроса как информационного источника.
1905 – «Введение в изучение права и нравственности: Эмоцио- нальная психология» Л.И. Петражицкого. Аргументирован тезис о том, что науки о праве и государстве должны базироваться на ана- лизе психических явлений. Попытка аргументации того, что ре- ально существуют только психические процессы, а социально- исторические образования – их внешние проекции.
1906 – Э. Клапаред вводит термин «юридическая психология».
1912 – «Объективный психологический метод в применении к изучению преступности» В.М. Бехтерева. Тезис о целесообразно- сти комплексного подхода к изучению личности преступника.
1914 – «Основы психотехники» Мюнстерберга. В рамках «пси- хотехники» (психологии труда) отдельно выделено психологиче- ское изучение профессиональной юридической деятельности (про- фессиональные требования к работникам правоохранительных ор- ганов, комплекс рекомендаций по их подбору и обучению, а также научной организации их труда).
1929 – «Судебно-психологическая экспертиза» А.Е. Брусилов- ского. Раскрыто современное понимание места психологической экспертизы в судебном процессе.
1930 – доклад «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии» А.С. Тагера на I съезде по изучению поведения чело- века. Предложена целостная структура правовой психологии, включающая три основных раздела: криминальную психологию,


Тема 1. Историко-методологические вопросы
27 процессуальную психологию (психологическая организация судо- производства), пенитенциарную психологию.
1933 – Л. Килер сконструировал полевой переносной полиграф, в конструкцию которого был добавлен канал измерения сопротив- ления кожи.
1936 – в Советском Союзе вышло постановление ЦК ВКП(б)
«О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Осно- ванная на объективной потребности ограничения педологических экспериментов практика реализации данного постановления при- вела к длительному мораторию на психологические исследования, в том числе и в системе «человек–право». Психология изгоняется из академического пространства, но лабораторные эксперименты в рамках ведомственных подразделений проводятся.
1942 – исследование Г. Клайнфельтером и Ф. Олбрайтом кли- нической картины синдрома Клайнфельтера – наследственного заболевания, связанного с генетическими аномалиями в виде ряда тройных половых хромосом XXY и XYY.
1947 – «Учение о несвободе воли с практической стороны»
И.М. Сеченова. «Принудительные меры в отношении преступни- ков, базируясь на физиологических и психологических знаниях о внутренних закономерностях развития личности, должны пресле- довать цель их исправления».
1964 – в СССР вышло постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию правовой науки и улучшению юридиче- ского образования в стране». Психология снова возвращается в академическое пространство.
1965 – первый случай успешного диагностического (психиатри- ческого) профилирования, проведенного Д. Брусселем при рассле- довании серии взрывов, совершенных Ж. Милаускасом (Метески).
1960–1970-е гг. в правовой психологии и криминалистике харак- теризуются дискуссиями о необходимом объеме изучения личности преступника. Суть мнений об объеме исследования личности обви- няемого сводится или к попытке дать общую формулу данных об обвиняемом, или к конструированию перечней и классификаций сведений о личности обвиняемого, подлежащих исследованию.

Лекции по правовой психологии. Общая часть
28 1975 – Г. Кайзер на II международном криминологическом симпозиуме в Сан-Паулу привел данные о том, что встречаемость лиц, имеющих хромосомные отклонения, среди правонарушителей практически такая же, что и среди всего населения в целом. Пер- вый случай столь крупной фальсификации данных в правовой психологии. Дело в том, что исследование встречаемости соотно- силось со всем массивом преступников, а асоциальное поведение лиц с синдромом Клайнфельтера характерно только для насиль- ственных преступлений, прежде всего с внезапно возникшим умыслом. Впоследствии такая же подмена была совершена и оте- чественными исследователями.
1971 – Госкомитетом по науке и технике при Совете Мини- стров СССР было принято решение о введении в реестр научных специальностей под номером 19.00.06 новой специальности –
«юридическая психология».
1988 – «Сексуальные убийства: мотивационная модель» иссле- довательской группы Д. Дугласа. Разработана системная методика криминалистического профилирования серийных преступников.
1990-е – начало 2000 гг. в правовой психологии и криминали- стике характеризуются активным заимствованием достижений за- рубежных исследователей.
1996 – «Анализ высказываний: что на самом деле показывают слова подозреваемых?» С.Х. Адамс. Предложена методика анализа показаний допрашиваемых, в основу которой положены психоло- гические приемы лингвистического анализа.
2000-е – активное развитие технологий профайлинга, объеди- няющих знание о поведенческом реагировании и методы их фик- сации и последующей обработки с помощью компьютерных тех- нологий.
В завершение отметим, что поиски системообразующего при- знака личности велись более успешно за рубежом, и в силу ин- формационной изоляции отечественного научного мира в те годы не находили достаточного отображения в работах советских ис- следователей. Это ни в коем случае не умаляет заслуг отечествен- ных авторов и не может служить им упреком, однако необходимо


Тема 1. Историко-методологические вопросы
29 отметить, что современная психологическая мысль развивается в трех основных направлениях: психоаналитическом, бихевиорист- ском и гуманистическом. Парадигма же отечественных исследо- вателей (в том числе и в данный момент) в основном соответ- ствует установкам гуманистической психологии, которая, хотя и признана многими исследователями, является лишь одной из не- скольких.
По нашему твердому убеждению, ориентирование лишь на гуманистическое психологическое направление привело к тому, что в отечественной науке личность исследуется как статутное образование (потребности, интересы, мотивы, эмоционально- волевые качества, характер и т.д.) в чистом виде. Бихевиористское направление могло бы значительно обогатить потенциал правовой психологии возможностью исследования того, как вышеуказанные компоненты реализуются в поведенческом акте. Психоаналитиче- ское же направление способно продемонстрировать исследовате- лю не мотив, а мотивационный комплекс, который, как показыва- ют зарубежные исследования, значительно эффективнее выводит на поисковые признаки лица, совершившего преступление.
Помимо богатой эмпирической базы, отечественная правовая психология характеризуется таким важным элементом, как мето- дологическая направленность исследований. Вероятно, в силу ре- флексии как свойства российского менталитета в общественных науках в России преобладает теоретический аспект исследуемой проблематики. Представляется, что данный фактор окажется зна- чимым там, где оказались несостоятельными зарубежный практи- цизм и направленность на эмпирику.
Основные понятия темы: наблюдение, эксперимент, тестиро- вание, анкетирование, интервьюирование, метод экспертной оцен- ки, криминальная психология, виктимная психология, следствен- ная психология, криминалистическая психология, пенитенциарная и пенологическая психология, психология юридического труда
(психолого-правовая эргономика), реабилитационная правовая психология, судебная психология.

Лекции по правовой психологии. Общая часть
30
Литература
1. Ждан А.Н. История психологии: от Античности до наших дней : учебник для вузов. М. : Фонд «Мир» ; Академический Проект, 2007. 572 с.
2. Костицкий М.В. Введение в юридическую психологию : методоло- гические и теоретические проблемы. Киев : Выща школа, 1990. 257 с.
3. Мокий В.С., Лукьянова Т.А. Методология научных исследований.
Трансдисциплинарные подходы и методы : учеб. пособие для бакалаври- ата и магистратуры. М. : Юрайт, 2018. 160 с.
4. Морозов А.В. История психологии : учеб. пособие для вузов. М. :
Фонд «Мир ; Академический проект, 2007. 287 с.
5. Розин В.М. История и методология юридической науки. Юридиче- ское мышление : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд.
М. : Юрайт, 2018. 206 с.
6. Сокол В.Ю. Затянувшийся триумф теории отражения в отечествен- ной криминалистике. Краснодар, 2019. 324 с.
7. Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. Юридическая психология : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019. 360 с.
Контрольные вопросы
1. Каковы причины использования разными авторами терминов «юри- дическая психология», «правовая психология», «судебная психология»?
2. Какова цель правовой психологии?
3. Какова целевая нагрузка исследований методов правовой психоло- гии в решении прикладных задач?
4. Определите спектр взаимодействия правовой психологии с неюри- дическими науками.
5. Определите спектр взаимодействия правовой психологии с юриди- ческими науками.
6. Охарактеризуйте содержательное различие правовой психологии и криминалистики.
7. Почему применительно к правовой психологии рационально ис- пользовать термин «структура», а не «система» науки?
8. Чем объясняется интерес к правовой психологии в наше время?


Тема 2. Личность в общей и правовой психологии
31

Тема 2. Личность в общей и правовой
психологии
Психика и сознание как центральные
психические категории
Психика человека – это центральное образование, обусловли- вающее особенности человеческого вида. Термин «психика» про- исходит от греческого «психос» – душа.
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объек- тивного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Феномен психики как способность активного отражения реаль- ности или совокупность душевных процессов и явлений проявля- ется на определенной ступени биологической эволюции живых организмов. Эволюция форм отражения реальности от биологиче- ской формы к психической исторически прошла три этапа:
– этап сенсорной эволюции – характеризовался способностью организма к отражению отдельных раздражителей, имеющих ис- ключительно биологическую значимость (способность к раздра- жимости);
– этап перцептивной эволюции – характеризовался способно- стью организма отражать в целом комплекс раздражителей, име- ющих кроме биологической значимости свойства биологической нейтральности (способность к чувствительности);
– этап интеллектуальной эволюции – характеризовался способ- ностью организма отражать не только сами значимые объекты, но и их функциональные связи.
Человеку присуща высшая форма психики – сознание. Созна- ние человека – это сформированная в процессе общественной

Лекции по правовой психологии. Общая часть
32 жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Традиционно к признакам, характеризующим сознание, относят речь, мышление и способность к абстрагированию.
Говоря о сознании, необходимо затронуть вопрос о его струк- туре, однако учитывая, что теоретическая модель сознания на современном уровне познания весьма условна, четкие структур- ные блоки исследуемого феномена выделить невозможно. В том же виде, в котором сознание понимается сегодня, оно структурно состоит:
– из познавательных процессов (формирование совокупности знаний об окружающем мире); сюда входят ощущение, восприя- тие, мышление, память;
– из самоидентификационных процессов (противопоставление себя окружающему миру); сюда входят самосознание, самопозна- ние и самооценка;
– из эмоционально оценочных процессов; сюда входят чувства, эмоции, переживания;
– из аналитических процессов (сознание формирует новые об- разы и понятия, которых ранее не было в нем, с помощью вообра- жения, мышления и интуиции);
– из процессов целеполагания (исходя из потребностей челове- ка, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
На стадии становления психологической науки сознание неиз- менно выступало в психологии как нечто абстрактное, предельно нематериальное, лишь как условие протекания психических про- цессов. Так, В. Вундт говорил, что «сознание заключается в том, что какие бы то ни было психические состояния мы находим в се- бе, и поэтому мы не можем познать сущности сознания. Все по- пытки определить сознание... приводят или к тавтологии, или к определениям происходящих в сознании деятельностей, которые уже потому не суть сознание, что предполагают его». Его поддер- живали многие исследователи того времени; так, П. Наторп