Файл: Практическая работа по методике физического воспитания и развития ребенка Исполнитель Рачёва Оксана Николаевна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Свердловский областной музыкально – эстетический

педагогический колледж


Практическая работа

по методике физического воспитания и развития ребенка


Исполнитель: Рачёва

Оксана Николаевна,

студентка 307гр.,

заочное отделение,

специальность 050704

« Дошкольное образование »

Руководитель:

Афанасьева Т.Н.

Сухой лог

2010

1. Общая характеристика программ по физическому воспитанию

Принятый в Российской Федерации Закон «Об образовании» предоставил дошкольным учреждениям право выбора программ, по которым они осуществляют физическую подготовку ребенка. Каждое учреждение вправе самостоятельно разрабатывать стратегию и тактику построения работы по физическому воспитанию, ориентированные модели воспитания и физической культуры; обеспечивать условия для развития движений, активности, самостоятельности и творчества ребенка.

Далее предлагаются некоторые программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Авторским коллективом преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена разработана программа «Детство» (авторы Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. Санкт-Петербург; «Акцент» 2004 г.). В ней условно выделено четыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В нем определены основы гигиенической и двигательной культуры. В программе воспитания двигательной культуры перечислены физические упражнения для каждой возрастной группы, их содержание: построение и перестроение, ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля, метание, ползание, лазание, равновесие, катание на санках, лыжах, велосипеде, плавание. Даны характеристики и уровни физического развития детей.

В программе «Радуга» (авторы Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. — М.: «Просвещение», 2004)
подчеркивается важность внимания педагогов к физической культуре. От обучения детей физической культуре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитывает потребность и любовь к движению, формирует знания и умения, направленные на творческое использование двигательного опыта, формирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя1. Значительное внимание в программе отводится физическим упражнениям как средству физического воспитания. Им отводится профилактическая, реабилитационная, лечебная и развивающая роль. Программа предлагает примерный перечень физических упражнений, подобранных с учетом возрастных возможностей детей. Особое внимание уделяется оптимизации двигательной активности. Разнообразное содержание программы не сковывает инициативы и творчества педагога.

Программа «Истоки». Автор: М.А.Рунова. В отличие от программ «Детство» и «Радуга» программа «Истоки» уделяет внимание воспитанию и развитию детей младенческого возраста (от рождения до 1 года). Содержание программы ориентировано на детей раннего (от 1 года до 3 лет) и дошкольного (младший -- 3-5; старший - 5-7) возраста.

Программа имеет четкую структуру - каждое направление (ведущая деятельность, социальное, познавательное, эстетическое, физическое) представлено в двух блоках: базис(характеристика возрастных возможностей психического развития, задачи развития, показатели развития, базисные характеристики личности) и вариант его реализации(раздел «Содержание и условия педагогической работы»).

Это базисная программа, ее роль — разностороннее развитие ребенка, формирование универсальных, в том числе творческих способностей. Она предусматривает обогащение, амплификацию детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Название «Истоки» отражает уникальное значение детства, когда закладываются основы всего будущего развития человека. В программе подчеркнута связь ребенка со взрослым, который передает ему основы общечеловеческой культуры. Только в тесном сотрудничестве взрослого и ребенка возможно, по мнению авторов этой программы, ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

В программе представлены два раздела: «Физическое развитие»и «Здоровье».

В разделе «Физическое развитие

» заложены начала здорового образа жизни, основы физической культуры, определяются особенности воспитания у детей потребности в физическом совершенствовании и в движении на основе «мышечной радости». В соответствии с содержанием этого раздела предлагается развивать у детей способность адекватно реагировать на изменения окружающей среды и формировать представления о своем теле.

В разделе «Здоровье», который раскрывает современные представления о здоровье ребенка как сохранении и укреплении жизнеспособности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода его развития. В программе представлены упражнения общеразвивающего воздействия, упражнения в основных движениях, подвижные игры и игровые упражнения, спортивные игры, ритмические движения, упражнения в построении и перестроении, в перемещении со скольжением с техническими средствами, упражнения для освоения движений в водной среде, а также приводится примерный двигательный режим.

Таким образом, программа «Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

«Программа воспитания и обучения в детском саду»  (авторы Васильева М.А., Гербова В.В. Комарова Т.С.— М.: Мозаика-Синтез, 2005).

   Главная задача — охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и обучение, подготовка к школе. Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастные ступени физического и психического развития детей: ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший до¬школьный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшая группы), средний возраст — до 5 лет (средняя группа), стар-ший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе). В соответствии с этой программой физическое воспитание в дошкольном учреждении должно осуществляться как на специальных физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни.

Во всех возрастных группах большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, правильной осанки. В физическом воспитании дошкольников большое место отводится и физическим упражнениям в игровой форме
, и подвижным играм. В программе акцентируется внимание, что правильное физическое воспитание во всех возрастных группах может быть обеспечено только при постоянном медико-педагогическом контроле. За время пребывания в детском саду у детей должна быть воспитана потребность систематически выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры, сохранять правильную осанку, а также сформированы прочные культурно-гигиенические навыки, потребность в ежедневной двигательной деятельности, навыки правильной, ритмичной, легкой ходьбы, бега.
Программа «Развитие» разработана творческим коллективом под руководством профессора Л. А. Венгера. Особенность программы заключается в том, что она ориентирует педагогов прежде всего на овладение детьми способами получения новых знаний, умений, навыков, а не на простое усвоение их.  В  программу также  включен  раздел  «Одаренный  ребенок».

Отличительные особенности: ориентация на личность воспитателя, создающего атмосферу сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Собственно программа не содержит в себе раздела по физическому развитию детей. До недавнего времени авторы программы при организации физического воспитания дошкольников рекомендовали использовать «Типовую программу» или программу «Радуга». В 1998 году были выпущены методические рекомендации «Воспитание здорового ребенка» (М. Д. Маханева, 1998), составленные на базе опыта работы Детского центра-прогимназии «Улыбка» (г. Нижний Новгород). Авторы программы «Развитие» во введении к выпущенным методическим рекомендациям представляют его как «необходимое дополнение к своей программе, которая не содержит в себе раздела по физическому развитию детей».

Гармоничному физическому и полноценному психическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня. Авторы рекомендуют «гибкий режим дня в дошкольном учреждении» рассматривать в аспектах организации динамичного режима дня детей; гибкого графика работы воспитателей, специалистов и всего обслуживающего персонала.
   В методических рекомендациях дается примерная сетка занятий для детей различных возрастных групп, позволяющая сочетать занятия по программе «Развитие» с необходимыми оздоровительными мероприятиями. Всю работу по физическому воспитанию авторы предлагают строить с учетом физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья ребенка.

Прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива: на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения должен по каждой возрастной группе составить сводную схему о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности. Эту схему-анализ и конкретные рекомендации желательно, по мнению авторов, занести в групповые «Журналы здоровья», чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.


В методических рекомендациях отсутствуют разделы «Знания по физической культуре», а также «Диагностика уровня подготовленности детей», но определены показатели, по которым можно оценить эффективность работы по физическому воспитанию. Это - перемена группы здоровья на более высокую, уровень развития детей по местным стандартам, выполнение основных движений: качественные и количественные характеристики по возрасту, физические качества и способности (по тестам).

Авторы рекомендаций считают, что особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закаливающих процедур, различных для детей каждого возрастного периода, а также уровня подготовленности, отличные в зависимости от времени года.
   Основное внимание в программе уделяется не содержанию обучения, а средствам и методам преподнесения содержания образования ребенку. Воспитатели должны хорошо ориентироваться в методиках диагностики и развития способностей.

 

Программа Зимониной В.Н. «Расту здоровым». Программа обеспечивает выполнение Государственного стандарта по развитию, воспитанию и обучению ребенка в условиях динамичного, эмоционально-комфортного режима жизнедеятельности.

Физическому развитию и здоровью отводятся ведущие позиции, поэтому для создания педагогической оздоровительной системы в дошкольном учреждении необходимо придерживаться следующих основных направлений:

  • создать условия для двигательной деятельности, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка и квалифицированной медицинской помощи по укреплению здоровья детей;

  • организовать систему повышения квалификации кадров к работе в условиях здоровьесберегающей педагогики;

  • создать целенаправленную систему по взаимодействию с родителями;

  • разработать двигательный режим для каждой группы с учетом ее специфики и возраста;

  • совместно с медицинским персоналом организовать профилактическую, оздоровительную и лечебную (при необходимости) работу;

  • обеспечить рациональное питание.

Для каждой возрастной группы с учетом нормативных показателей разработан двигательно-оздоровительный режим, в нем представлена система развития движения детей в течение одного дня и недели. Введены формы работы с детьми по развитию движений и по оздоровлению: «Оздоровительный час», «День здоровья», «Каникулы». Оздоровительный час проводится ежедневно. День здоровья — один раз в месяц, каникулы — два раза в год (зимние и весенние).