Файл: 1. Понятие философии науки, ее предмет и проблемы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.
Понятие философии науки, ее предмет и проблемы.
Философия науки - область философии, исследующая природу научного знания, его структуру и функции, методы научного познания, способы обоснования и развития научного знания.
Цель ФН: выявить место и роль науки на разных этапах развития общества, особенности научного познания, его структуру, проанализировать познавательные процедуры и методы, обеспечивающие порождение нового знания.
Объект НФ - наука как особая социальная реальность.
1. Наука как познавательная деятельность;
2. наука как система знаний;
3. наука как социальный институт;
4. наука как производительная сила;
5. наука как форма духовной культуры.
Предмет ФН - общие закономерности и тенденции научного познания, как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии, и рассмотренных в историческом изменяющемся социокультурном контексте.
16.
Научное знание как система, его особенности и структура.
Научное знание как система:
1.субъект познания: индивидуальный (отдел учений); коллективный (научный коллектив) школа , сообщество;
2. объект познания (природа общество, культура ,сам человек);
3. система методов и приемов (эксперимент и теория);
4. специфический научный язык (естественный и искусственный).
Уровневый подход
1.Эмпирическое знание (наблюдение)
2.теоретический
3.Уровень метатеории (идеалы, нормы научного знания)
Основания науки
- Идеалы и нормы научного познания
- Научная картина мира
- Философское основание науки.
Среди идеалов и норм науки могут быть выявлены: а) собственно познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания; б) социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития, управляют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений между собой и с обществом в целом и т.д. Познавательные идеалы и нормы науки имеют достаточно сложную организацию, в которой можно выделить следующие основные их формы:
1) объяснения и описания,
2) доказательности и обоснованности знания,
3) построения и организации знаний.
В совокупности они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа.
Научная картина мира фиксирует блок-знание об устройстве мира.
Научная картина мира выступает лишь как компонент мирровозрения.
Мирровозренческие системы формируются под воздействием научной картиной мира.
2. Возникновение науки. Наука и практика.
В древневосточных цивилизациях знания существовали в религиозно-мистической форме. Знания необходимы были прежде всего для хозяйственных нужд; там не создавали теории, что явл-ся важным признаком научного знания. Не происходило рационального исследования мира, теоретического решения проблем, чаще всего для объяснения прибегали к аналогиям из жизни.
Знания продуцировались стихийно, это был набор готовых рецептов. Знания не выходили за границы существующей практики, отсутствовал фундаментальность. Древневосточная преднаука имела прикладной характер (практико-ориентированное познание).


Таким образом, происходит разделение на два пути: - практическое знание преобладало в цивилизации Древнего Востока, - а Древние Греки стремились к построению умозрительных теорий, объясняющих мир (натурфилософских концепций).
17.
Сущность и структура эмпирического уровня знания.
1.Протокольные предложения т.е частные эмпирические суждения выражающие фиксирования точным образом условия научного наблюдения.
2.Научные факты-это общие(утвердительные или отрицательные )суждения универсального характера ,которое выражается индуктивными обобщениями некоторого множества протокольных высказываний.
3.Эмпирический закон – это наиболее развитая форма вероятностного эмпирического знания , с помощью индуктивных методов фиксирующего количественные и иные зависимости.
4.Феноменологические теории – логически организованное множество соответствующих эмпирических законов и факторов .На эмпирическом уровне происходит обработка и интерпретация данных после наполнения большого массива эмпирич.законов.
1. Эмпирический уровень →явления поверхностные
2.Теоретический уровень → сущность и связи
Далее обнаруживаются качественные или количественные корреляции →соответствие между эмпирическими фактами. После этого начинается теоретическое осмысление фактов.
Эмпирический закон примеры : закон Кеплера о движении планет , 2 Закон Ома для участка цепи
3.Закон Менделя в генетике.
3. Дисциплинарно организованная наука.
Дисциплинарно организованная наука с четырьмя основными бло­ками научных дисциплин — математикой, естествознанием, техничес­кими и социально-гуманитарными науками.
Для дисциплинарно организ-ой науки характерно:
- трактовка знаний как объективно-мыслительной структуры;
- ориентация преподавания на унифицированные расчленение и упорядочивание всего знания;
- изложение знания в учебниках, энциклопедиях и т.д.
18.
Сущность и структура теоретического уровня знания.
Теоретическое познание отражает явление и процессы со стороны их универсальных, внутренних связей и закономерностей ,постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания.
Проблема - форма знания ,содержанием которой является то что не познано, но что нужно знать.
Гипотеза это форма , содержащая предположение сформулированное на основе ряда факторов , истинное значение которой неопределенно и нуждается в доказательстве.
Теория-форма научного знания дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
4. Классификация наук
19.
Научная теория, ее структура и функции.
Основные элементы теории: фундаментальные понятия, идеализированные объекты, принципы, законы.
Научные понятия - это мысленная характеристика предмета познания, определяющее его простых и сложных свойств.


Идеализированные объекты - это особый род мысленных объектов, которые не существуют и даже не могут существовать в качестве реальных объектов, создаваемые познающим субъектом
(материальная точка, идеальный газ, абсолютно черное тело,объекты геометрии).
Научный закон - форма организации научного знания, состоящая в формулировке всеобщих утверждений о свойствах и отношениях исследуемой предметной области.
Структуры научной теории, то она включает: 1. Основания теории (аксиомы геометрии Евклида, принципы диалектики); 2. Законы, выступающие в качестве косяка научной теории, ее базы; 3.
Узловые понятия, категориальный аппарат теории, с помощью которого выражается и излагается основное содержание теории; 4. Идеи, в которых органически слиты отражение объективной реальности и постановка практических задач перед людьми.
Основные функции:
1) синтетическая - в теории объединяются отдельные достоверные знания в единую, целостную систему;
2) объяснительную - теория представляет причинные зависимости, многообразие связей явления, существенные характеристики его генеза и развития;
3) методологическая - на основании теории формируются методы, способы и приемы исследовательской деятельности;
4) предсказательная - на основании теорит. представлений о ―наличном‖ состоянии известных явлений делаются выводы о существующих неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей м/у явлениями.
5) практическая - конечная цель любой теории - практическое применение.
5. Проблема возникновения науки. Основные этапы развития науки.
Предпосылкой возникновения знаний считают МИФ! он являлся способом ориентации человека в мире и сформировал определенный тип мышления. Это происходило в тот период, когда человек еще не выделял себя из окружающей среды, а логическое мышление не было отделено от эмоциональной сферы (синкретизм).
1. Античное знание
2. Средневековое знание
3. Классическая наука
4. Неклассическая наука
5. Постнеклассическая наука
20.
Научная картина мира и ее эволюция.
Научная картина мира - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях мира, возникающие в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий и принципов.
Структура НКМ:
1. понятийный (концептуальный) компонент: а) философские категории (материя, движение, пространство, время) б) философские принципы (система единства мира, всеобщая взаимосвязь и взаимодействие явлений); в) общенаучные понятия и законы (закон сохранения энергии и превращения).
2. Чувственнообразный компонент - совокупность наглядных представлений о природе
(планетарная модель атома, расширяющаяся сфера).
Виды НКМ:
1. Общенаучная (представление о природе, обществе, человеке, познании);
2. Естественная (общенаучные понятия, фундаментальные понятия отдельных наук, наглядное представление о мире);
3. Локальная (существует в границах отдельных наук).
6. Античная наука: социально-исторические условия и осо­бенности.
Переход от преднауки к науке заключался в том, что знание стало не только средством, но и целью жизни. К знанию стали стремиться ради понимания, а не ради пользы. Происходит

дополнение практического опыта дедуктивным доказательством, конструированием теоретических моделей, объясняющих наблюдаемые явления, логическим анализом, методологической рефлексией, свободной дискуссией.
Социально-исторические предпосылки: взаимодействие с иными культурами, высокие темпы исторического развития и тд.
Особенности античной науки:
1. Созерцательность: 1)дистанцировании от материальной деятельности, презрительное отношение к практике, к физическому труду; 2)разрыв между научным знанием и техническим творчеством; 3)неразвитость экспериментального подхода.
2. Умозрительность; 1)недооценка опытного знания, размышления о сущностях, лежащих за пределами чувственного опыта; 2)господство натурфилософских учений; 3) неверие в возможность применения математики к исследованию природы).
3. неоформленность науки в качестве социального института.
4. развитие философского мышления, построение аргументации, судебных политических речах – заложили основы общенаучного метода.
21.
Наука как социокультурный феномен.
1. Наука явл-ся соц.культур. феноменом, она зависит от сил действительности в обществе, определяет приоритеты в соц. контексте и направляет общественную жизнь. Фиксируется двоякого рода зависимость. Наука возникла, отвечая на потребности человека. В производстве и получении истинного значения о мире.
2. Наука существенно оказывает заметное влияние на развитие всех сфер общества.
Наука претендует на роль подлинного фундамента
Наука всегда опирается на сложившиеся
7. Социально-исторические предпосылки и специфи­ческие черты средневековой науки.
Роль христианской теологии в развитии средневек. науки - она создавала тот мировоззренческий контекст, в котором происходит изучение природы и человека в ту эпоху.
Познание носило религиозно-теологический характер. Цель познания - укрепление веры и авторитета церкви.
Схоластика - это тип философии (вкл. науку), для которого характерно сочетание религиозно- теологическим догматизма с рациональным способом обоснования.
Особенности средневековой науки:
1) ускоренность в церковной организации: церковь являлась учредителем и покровителем первых универов;
2) символизм и текстуаизм: любое природное явление - это знак, символ, сообщение.
3) универсализм - тяга к всеобщему, завершенному вечному знанию;
4) энциклопедизм и дидактизм (наука была задачей образования, не столько на открытие нового, сколько на систематизацию значений, на разъяснение и понимание вечных божественных истин);
5) традиционализм - намеренное подражание предшественникам и слабая выраженность личного авторитета; неготовность и критика основ вероучения к практике церковных авторитетов;
6) телеологизм: вода - для растения, растение - для животных, животные - для человека;
7) провиденциализм: история рассматривается как осуществление божьего промысла, плана по спасению человека и человечества.
Два гл. обстоятельства, повлиявших на средневек. науку:
1. обретение полного корпуса сочинение Аристотеля, в 18 веке;
2. начавшееся веком ранее становление университетского образ-я.
Выводы: 1) философы науки пытались объяснить не только процесс научн. познания, но и его результат, особенностями специфической культуры; 2) современ. наука польз-сь методами, разработ-ми во время научн. революции в Европе, материалом для которой послужили труды европ. и араб. ученых средних веков, котор. основывались на раносозревшей науке Древней
Греции.


22.
Основные тенденции формирования науки буду­щего.
Современная эпоха хар-ся противостоянием двух позиций, касающиеся оценки роли науки в обществе:
- сцентизм
- антисцентизм
Причины возрастания интереса к науке в современном обществе:
- увеличение самостоятельности науки.
- наглядным становится связь науки с практикой, ориентация ее развития на
8.
Рождение экспериментального естествознания в Новое время.
Предпосылки:
1) Экономические: развитие производства и капиталистических отношений, технических средств, средств коммуникации и т.д., рост благосостояния и потребностей…
2) Политические: буржуазные революции, кризис сословной структуры общества, общеевропейская война 1618–1648 гг., усиление государства, политическая централизация, прогресс в области права и правосознания…
3) Социально-исторические: Великие географические открытия…
4) Духовно-культурные: кризис традиционной системы ценностей, ослабление позиций церкви,
Реформация и
Контрреформация, обострение межконфессиональных противоречий и постепенное установление климата веротерпимости, прогресс в области искусства и литературы…
5) Конкретно-научные: безостановочный вал теорий, открытий, изобретений; научные революции и ускорение научно-технического прогресса.
Особенности науки в Нов. время:
1) научн революция в 17веке (1543-1687), книги Коперника, Ньютона;
2) наука обособляется от философии, религии, искусства и начинает существовать в чистом виде;
3) 17 век - начало научн-технич прогресса, классического естествознания;
4) распад религиозно-метафизиологической картины мира и формирование научной картины мира;
5) математизация природы и переход от идеи замкнутого и иерархически упорядоченного
Космоса к идее открытий и бесконечной Вселенной;
6) актуализация проблемы научного метода;
7) наука становится социальным институтом. Появляется идея методологически регулируемой и общественно-контролируемой науки, приносящей пользу обществу;
8) Научн революция повлияла на формирование новой эпистемологически ориентированной философии;
9) происходит отказ созерцательного идеала научн. знания в пользу номания его как ―знание ради господства‖, направленного на подчинение природы посредством технического распоряжения.
23.
Этические проблемы науки.
ЭТОС науки Р.К(Н)ертен.
Совокупность моральных императивов (Правила обязательные к выполнению) принятых в научном сообществе и определяющих поведений ученых.
Нормы Этос
- Универсализм (интернационализм науки)
- Коллективизм (достояние всего социума)
- Бескорыстность (служение истине)
- Организованный скептицизм (критика).