Файл: 1. Понятие философии науки, ее предмет и проблемы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9.
Динамика науки как процесс порождения научного знания.
Выделяют два подхода к развитию науки: - кумулятивный ( поступательное развитие науки, когда происходит накопление и расширение знаний), уточняются понятия, накапливаются эмпирические знания, совершенствуется методология); - антикумулятивный (наука развивается путем научных революций).
Факторы влияющие на развитие науки: - интернализм (под влиянием внутренних факторов: стремление к истинности своих положений, к объективности, доказательства, внутренняя логика);
- Экстернализм (под влиянием внешних факторов: политическая экономика, социальная сфера, культура).
Философские взгляды на проблему развития науки:
1. А. Конт считал, что наука развивается кумулятивно, не происходит столкновений мировоззренческих ученых;
2. К. Поппер отказывается видеть развитие науки в кумуляции вечных истин и считает, что наука находится в состояние перманента (постоянная революция);
3. Т. Кун считал, что развитие науки представляет смену эволюционных и революционных этапов;
4. И. Локатос. Структура научно-исследовательских программ: а) Жесткое ядро - неизменное фундаментальное научное положение. б) Негативная эвристика - защитный пояс жесткого ядра. Здесь формируются вспомогательные гипотезы, задача которых снять противоречия м/у жестким ядром и аномальными эмпирическими факторами. в) Позитивная эвристика - изменяемая часть научно-исследовательской программы.
24. Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого.
Научная свобода – свобода заниматься научными исследованиями, осуществлять и применять знания и открыто общаться. Эта свобода неразрывно связана и должна осуществляться в соответствии с научной ответственностью.
Научная ответственность заключается в том, чтобы проводить исследования и применять их результаты добросовестно, в интересах человечества, в духе сохранения окружающей среды и уважения прав человека.
10.
Концепция науки в «первом» позитивизме.
Классический (первый) позитивизм - О. Конт, Г. Спенсер, ДЖ. С. Милль
30-40 гг. 19 века
Позитивизм закрепил за собой науку как предмет приоритетного философского исследования.
1. Позитивизм складывается под лозунгом борьбы с умозрительной философией;
2. Позитивизм заявил о себе как о такой системе, в которой философствование становится излишним;
3. Позитивная наука о действительном (позитивное означает полезное), доподлинно известное;
4. Научное знание - это результат научного, а не философского познания, и оно должно быть подвергнуто проверке посредством опыта;
5. Позитивистский стиль мышления состоит в сознательном отказе от постановки и решения мировоззренческих проблем в попытке ограничить философию и решать те задачи, которые становятся в практической деятельности. Наука должна основываться на наблюдениях и выполнять описательную, а не объяснительную функцию.
25.
Вненаучные формы знания: лженаука, псевдонаука, квазинаука.
лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, Лженаука - это ошибочное знание, часто представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда лженаучное связывают с патологической деятельностью психики творца, которого в обиходе величают "маньяком",
"сумасшедшим". В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность.

квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.
11.
Неопозитивистские представления о научном знании.
Логический позитивизм (неопозитивизм) - 20-40 гг. 20 века). М. Шлик, Р. Карнап, Б. Рассел, Л.
Витгенштейн и др.
1. Логич. позитивисты анализировали язык науки и произвели лингвистический поворот.
2. Процесс познания начинается с фиксации эмпирических фактов и установления протокольных предложений.
3. Всякая наука - это система познавательных предложений, т.е. истинных утверждений опыта.
4. Логич. позитивистов ялв-ся верификация - установление истинности научных высказываний (предложений) путем опытной проверки.
5. Логический позитивисты выводят формулу ―картины мира‖, отражающуюся в картине языка, т.е. мир языка и мир природы идентичны.
6. Научные факты могут являтся фактами, которые обращены в высказывания о наблюдаемых явлениях.
7. Подлинное научное знание должно быть сведено к чувственному данному.
8. Законы природы должны быть представлены согласно правилам языка науки.
9. Своей задачей логические позитивисты считали перестройку языка науки, т.о. чтобы он был лишен неточности, присущей языку философии.
Вывод: Именно с установлением протокольных предложений начинается процесс познания. В их истинности нельзя сомневаться. Анализ условий и схем верифицируемости научных утверждений, гипотез и теорий был предметом изучения логических позитивистов.
26. Понятие метода и методологии. Классификация методов.
Методология – система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. а) Система определенных способов и приѐмов, применяемых в той или иной сфере деятельности (науке, политике, искусстве) б) Учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии
Методология
• Учит, как действовать ученому или практику для получения истинного результата.
• Исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания
• Выявляет законы функционирования изменения знания
• Изучает объяснительные схемы науки и т.п.
Уровни методологии (Э.Г. Юдин)
• Философский – общие принципы познания и категориальной строй науки в целом.
• Общенаучный – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.
• Конкретно – научный – совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной дисциплине.
• Технологический – составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение материала, его обработку и его включение в массив научного знания.
12.
Критический рационализм К. Поппера.
К. Поппер отказывается видеть развитие науки в кумуляции вечных истин и считает, что наука находится в состояние перманента (постоянная революция).
1. На первый план К. Поппер выдвигает проблему демаркации - это разграничение, отделение научного знания от ненаучного.


2. Вместо верификации он выдвигает принцип фальсификации - научное утверждение должно быть в принципе опровержимо.
3. Поппер активно выступает против принципа опытно-индуктивного обособления научных теорий. По его мнению наука развивается путем произвольного выдвижения гипотез и их последующей критике.
4. Он абсолютизировал гипотетико-дедуктивный метод построения теорий.
5. Он считал, что наука начинается не с наблюдений (чистых фактов не существует), а с проблем, стимулирующих творческие воображения, ведущих к выдвижению гипотез.
27.Методы эмпирического познания.
а) Наблюдение – целенаправленное восприятие явления. б) Измерение – определение характеристик объектов (измерительные приборы) в) Сравнение – выявление сходств и различий между объектами. г) Эксперимент – метод изучения явлений, в фиксированных условиях, которые воссоздаются исследователем.
13.
Модель развития науки Т. Куна.
Парадигма - это совокупность теорий, принципы мироустройства, указывающие возможные пути решения проблем, которые возникают в процессе научного исследования.
Т. Кун искал ответ на вопрос как в рамках традиции появляется новое, одним из таких механизмов является смена парадигмы.
Взгляд ученого на мир определен и задан его приверженностью к парадигме и зависит от исторических и социальных факторов.
Нет факторов независимых от научной парадигмы, невозможен эмпирически нейтральный язык наблюдений, ученые включенные в научное сообщество видят мир сквозь призму принятой парадигмы.
Не факты определяют теорию, а теория отбирает факты, которые могут войти в ее осмысленный опыт.
Наблюдения сами по себе не могут определить содержание науки.
Причиной научных революций явл-ся обнаружение аномалий ( - фактор противоречащего существующей теории и неспособность парадигмы объяснить эту аномалию.
Т. Кун считал, что развитие науки представляет смену эволюционных и революционных этапов.
Вывод: после того как научная революция состоялась, происходит следующее:
1. Картина мира, сложившаяся вследствие революции начинает рассматриваться как объективная и единственно-верная.
2. Переориентируется преподавание наук и переделываются учебники истории науки.
28.Методы теоретического познания.
а) Идеализация – отвлечение от реальных свойств предмета и введение признаков нереализуемых в действительности. б) Моделирование – метод исследований, когда знания переносятся с модели на оригинал
(глобус) в) Гипотетико-дедуктивный метод – система методологических приемов, состоящие в движении гипотез, их проверки, в движении следствий и сопоставление их с фактом.
14.
Концепция методологии научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
Научные революции предполагают прогрессивными программами своих предшественников исчерпавших внутренние резервы.
Теория может быть сфальсифицирована только другой теорией, которая предлагает иную концепцию реальности и подтверждается большим множеством фактов (фундаментальные понятия, идеализированные объекты, принципы, законы).


Структура научно-исследовательских программ:
1. Жесткое ядро - неизменное фундаментальное научное положение.
2. Негативная эвристика - защитный пояс жесткого ядра. Здесь формируются вспомогательные гипотезы, задача которых снять противоречия м/у жестким ядром и аномальными эмпирическими факторами.
3. Позитивная эвристика - изменяемая часть научно-исследовательской программы.
15.
«Методологический анархизм» П. Фейерабенда.
1. Объективность формирования и смене науки делает научное сообщество зависимым от внешних обстоятельств и ведет к опасности, если одна теория принимается как истинное, она перекрывает пути появления новой теории.
2. Чтобы избежать застоя в науке, необходимо устранить причину застоя - отсутствия соперничества теорий.
Принципы Фейерабенда:
1. Принцип пролиферации - придумывать и разрабатывать теории несовместимые с существующими.
2. Принцип упорства - не обращать внимание на критику.
3. Несоизмеримости теории - допустимы любые теории, даже противоречащие фундаментальным принципам.
4. Допустимо всѐ. Кто угодно может выдвинуть какие угодно теории, а также запрещает взаимную критику.