Файл: Проблема исследования какие существуют приемы развития произвольного запоминания у младших школьников Цель исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ВВЕДЕНИЕ
Память – это важная характеристика психической жизни каждого человека. Без памяти существование человечества было бы невозможным, потому что она является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Для современного человека, в век большого потока информации, очень важно иметь хорошую память, чтобы не отставать в развитии мира.

Все, что мы знаем, умеем - это следствие способности нашего мозга запоминать, сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек без памяти, как указывал И.М. Сеченов, всегда находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем владеть, и его действия определялись бы только инстинктами.

Память помогает создавать, сохранять и обогащать наши знания, умения и навыки, без чего невозможно ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.

Начальная школа является важным этапом развития памяти человека. Именно в младшем школьном возрасте очень важно развивать память ребёнка. Тем более, что хорошая память – это залог успешной учебной деятельности, а учебная деятельность – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.

Существует несколько процессов памяти: запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение. Все эти процессы важны для ребенка на любом периоде обучения. Младший школьный возраст отличается тем, что ребёнок не умеет еще организовать свою память, не владеет приёмами запоминания. В соответствии с этим и выбрана тема курсовой работы: «Приёмы развития произвольного запоминания младших школьников»

Проблема исследования: какие существуют приемы развития произвольного запоминания у младших школьников?

Цель исследования: рассмотреть приемы развития произвольного запоминания в младшем школьном возрасте.

Объект исследования: процесс развития произвольного запоминания у детей в начальной школе.

Предмет исследования: приёмы развития произвольного запоминания у младших школьников.

Гипотеза: в образовательном процессе возможно использование различных приемов для развития произвольного запоминания у младших школьников.

Задачи:

1) Изучить теоретические аспекты приёмов по развитию произвольного запоминания младших школьников.

2) Эмпирически выявить уровень развития произвольного запоминания детей младшего школьного возраста. Пронаблюдать за деятельностью учителя по использованию приёмов развития произвольного запоминания в учебном процессе.


3) Разработать памятку для учителя «Приёмы произвольного запоминания у младших школьников».

Методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогических источников.

Эмпирические: констатирующий эксперимент, наблюдение.

Математические: обработка результатов исследования.

Методологическая основа исследования базируется на взглядах учёных И. В. Дубровина, А. Р. Лурия, А. А. Люблинская, Ф. Н. Гоноболин, Р. С. Немов, и др.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №49», города Ижевска.

Практическая значимость: разработана памятка с рекомендациями для учителя начальных классов по использованию приёмов развития произвольного запоминания у детей в начальной школе.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Теоретические аспекты понятия «память», её виды и процессы

Каждый человек со дня своего рождения наделён многими способностями. Одной из самых важных является возможность запечатлевать и воспроизводит по мере надобности полученные впечатления.

Эта способность составляет функцию памяти. Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали и делали. Другими словами память – это отражение опыта человека путём его запоминания, сохранения и воспроизведения. [] Сложно представить, кем бы был человек, лишённый памяти. Каждый день был бы для нас первым. Мы бы ничему не могли научиться и освоить. Жизнь была бы просто невозможной для человека. Потому что ни одна функция не может быть осуществлена без участия памяти, как и сама память немыслима вне других психических процессов.

Представим себе младшего школьника, который утратил память. Разбудим его утром, скажем, чтобы он позавтракал и шёл на занятия. Но он бы не дошёл до школы, а если даже и дошёл бы, то не знал бы что там делать, как вообще его зовут, он не произнес бы ни слова, так как забыл бы и свой родной язык. Его состояние можно было сравнить с новорожденным. Прошлого для ребенка бы не существовало, а настоящее было бы бесперспективным, так как он ничего не может запомнить и ничему не может научиться. []

Процесс памяти включает в себя три составляющих звена – запоминание, сохранение и воспроизведение. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как от того, что и как человек запомнил, зависит и то, что и как он сохраняет своей памятью и что может воспроизводиться. []

Интерес к изучению памяти возник ещё в Древней Греции. Великий философ Аристотель написал специальный труд о работе памяти.

С тех пор многие ученые пытались дать объяснение этой удивительной способности человека. Но точное объяснение стало возможно с развитием других наук, в частности физиологии высшей нервной деятельности – учения о мозге и его работе. [] Однако, вопрос об изучении процесса памяти является актуальным и по сей день.

Существует несколько оснований для классификации форм и видов памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения информации, другое по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют кратковременную, долговременную и оперативную память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, словесно логической и других видах памяти. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Кратковременная память – это вид памяти, при котором, материал запоминается на небольшой промежуток времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием. []

Долговременная память обеспечивает продолжительность сохранения материала. [] Этот вид памяти предполагает в нужный момент вспомнить то, что когда-то было запомнено.

При пользовании долговременной памятью необходимы постоянные волевые усилия, поэтому её работу связывают с волей человека.

Если при работе кратковременной памяти, требуется постоянное поддержание внимания к запоминаемому материалу, то при долговременном запоминании такой необходимости нет.

Оперативная память находиться в положении между кратковременной и долговременной памяти. Она рассчитана на сохранение информации на определенный срок, т.е. на то, чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить то, что нужно.

Двигательная память – это запоминание и сохранение, а при необходимости точное воспроизведение двигательных умений и навыков человека, особенно необходима при занятиях, требующих сложных форм движений.

К хорошей зрительной памяти относят людей, которые способны в течение длительного промежутка времени «видеть» отсутствующую в реальном зрительном поле предмет или картину. Этот вид памяти связан с сохранением в памяти образов, он чрезвычайно важен для художников и конструкторов. У таких людей хорошо развито воображение. На нем основан процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек может себе зрительно представить, он как правило, легче запоминает и воспроизводит.


Слуховая память – это хорошее запоминание и воспроизведение разных звуков. Такой вид необходим музыкантам, филологам, людям, которые изучают языки.

Словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, который обладает ею, быстро и точно сможет запомнить смысл событий, логику какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п.

К эмоциональной памяти относят бывшие переживания. Она принимает участие при работе всех видах памяти, но особенно хорошо проявляется в человеческих отношениях. []

Образная память. Этот вид памяти связан с нашими органами чувств, благодаря которым мы познаем окружающий нас мир. В соответствии с нашими органами чувств выделяют пять видов образной памяти: зрительную, обонятельную, вкусовую, слуховую и тактильную. Эти виды памяти у каждого человека развиты неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим. []

Поскольку память связана с человеческой волей, то по характеру её участия в запоминании и воспроизведении материала делят на непроизвольную и произвольную. []

Главная задача произвольной памяти – специально запомнить нужную информацию, используя для этого различные приёмы и волевые усилия.

Непроизвольная память не предполагает специальной задачи запомнить какую-либо информацию, явление, случай. Они запоминаются сами собой, без использования специальных приемов и волевых усилий. Этот вид памяти – неиссякаемый источник познания. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Важно отметить, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а только то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается то, что нам нравится, на что мы случайно обратили внимание, над чем активно и с увлечением работаем. Поэтому этот вид памяти носит активный характер. Непроизвольным видом памяти обладает не только человек, но и животные. Однако «животному вспоминается, но животное не вспоминает. В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памяти» (К. Ушинский). [с 127] Лучшим способом запомнить и надолго сохранить в памяти – применить знания на практике. Стоит отметить, что память не станет удерживать в памяти то, что противоречит установкам личности человека.

Существуют основные процессы памяти – запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание и забывание. По характеру воспроизведения можно судить о качестве работы всего аппарата памяти. []

Запоминание - один из процессов памяти
, посредством которого осуществляется ввод информации в память. []

Все процессы в памяти начинаются именно с запоминания. Устанавливается связь между предметами и явлениями. Основа запоминания – временные нервные связи. В коре больших полушарий.

Большинство из того, что хранит наша память, запоминается непреднамеренно. Это результат непроизвольного запоминания, т. е. человек не ставит цели запомнить что-либо. Запоминается то, что вызывает интерес или связано с нашими чувствами. [] Но так как, любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда в силу вступает преднамеренное, сознательное запоминание, т. е. человек ставит цель – запомнить какую-либо информацию.

Запоминание бывает механическим и смысловым. Механическое запоминание основывается на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при котором одно из этих представлений вызывает другое. Этот вид запоминания связан с процессом мышления. Для того, чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, т. е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.

Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового является понимание.

И механическое и смысловое запоминание играют большую роль в психической жизни человека. Основная же роль принадлежит механическому запоминанию. []

Из того, что мы запоминаем, лишь небольшая часть сохраняется в памяти надолго. Большинство усвоенного забывается, так как отсутствует подкрепления тех раздражений, которые ранее имели место. Для того, чтобы сохранить в памяти усвоенное, надо его повторять. Информация, которая хорошо понятна, сохраняется в памяти надолго, в отличии от информации, которая усвоена дословна, но без полного понимания.

В процессе сохранения наблюдается явление: заучиваемый материал вспоминается н сразу, а спустя некоторое время. За это время усвоенный материал закрепляется в коре мозга, и восстановить его гораздо легче. Это явление объясняется утомлением соответствующих корковых клеток. Спустя некоторое время, оно исчезает, и в коре головного мозга вновь могут возникнуть необходимые возбуждения, появятся соответствующие нервные связи.

Хорошо сохраняется в памяти тот материал, который был усвоен среди дня, а затем повторен перед сном и утром после пробуждения. Это объясняется тем, что во время сна мы не получаем дополнительную информацию, которая могла бы вытиснить, стереть из памяти усвоенное.