Файл: Проблема исследования какие существуют приемы развития произвольного запоминания у младших школьников Цель исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конечно, необходимо прочно и долго сохранять в памяти усвоенное. Но это не значит, что забывание носит отрицательный характер. Забывание освобождает наш мозг от ненужной информации, которая затрудняла бы образование новых, полезных связей. Оно помогает сохранить в нашей памяти только то, что имеет для нас какое-то значение.

Многое из того, что мы воспринимаем или делаем, воспроизводится без всяких усилий, т.е непроизвольно. Но очень часто мы вспоминаем, что-либо с усилием. Это работа произвольного воспроизведения. Прибегать к нему приходится очень часто, особенно в учебной деятельности.

Воспроизведение, связанное с волевыми усилиями, называется припоминанием. Оно включает активную работу мысли и протекает легче, если воспроизводить те факты и обстоятельства при которых мы воспринимали припоминаемый материал.

Еще одна особая форма воспроизведения является узнавание. Узнавание тоже может быть произвольным и непроизвольным. Процесс узнавания намного легче и проще, чем воспроизведение, так как оно опирается на повторное восприятие. Поэтому, даже припоминая, мы применяем узнавание.

Узнавание может быть критерием прочности и полноты запоминания. Например: иногда, ученикам при повторном чтении материала кажется, что они его усвоили. В действительности же – они его только узнали. Когда они пытаются воспроизвести этот материал, им становится ясно, что до запоминания еще далеко. Поэтому о качестве запоминания можно судить только по воспроизведению. []

I.2. Особенности развитие произвольного запоминания в младшем школьном возрасте

Развитие произвольной памяти имеет большое значение для успешной учебной деятельности ребенка. Память младшего школьника - главный компонент учебной познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемоническая деятельность, направленная специально на запоминание. В школе ученики постоянно запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Не владея мнемонической деятельностью, ребенок стремится к механическому запоминанию, что вообще является характерной особенностью его памяти и вызывает огромные затруднения. Результат успешной учебной деятельности отражается в овладении ребенком основных требований, указанных в «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования». А для того, чтобы ребенок усвоил все требования, необходимо постоянное развитие мнемонической деятельности. Низкая учебная деятельность не окажется возможной, если ребенок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой.


У первоклассников произвольное запоминание развито слабо, так как требует от ученика волевых усилий. Чтобы запомнить, удержать в памяти учебный материал, независимо от того, интересует он его или нет, учитель использует приемы для развития произвольного запоминания. Выявлено, что, чем младше ребенок, тем больше нужно использовать наглядный материал: макеты, пособия, картинки и другое. Всё это следует использовать не только при запоминании, но и при воспроизведении.

Как и все процессы, процессы памяти изменяются в связи с общим развитием ребёнка. К числу таких изменений относятся, прежде всего, увеличение скорости заучивания и рост объёма памяти. При необходимости запомнить один и тот же материал маленький ребёнок тратит больше времени и больше повторений, чем дети старшего возраста, а последние больше чем взрослые. Наиболее существенные перемены происходят по мере развития ребёнка, в качественных особенностях его памяти. Приступая к учению в школе, дети уже умеют запоминать произвольно, однако произвольное запоминание развито очень слабо по сравнению с непроизвольным. Так первоклассник часто не помнит то, что было задано на дом (для этого требуется произвольное запоминание), хотя легко и быстро запоминают то, что интересно, что вызывает сильные чувства (непроизвольно).

Во время обучения в начальной школе учитель должен развивать произвольное запоминание, так как в последующем – это будет играть большую роль в обучении.

Как показывают исследования, к третьему-четвёртому классам произвольное запоминание становится более продуктивным. Продуктивность проявляется в том, что с возрастом увеличивается объём запоминания; ребёнок рассказывает больше подробностей и относительно глубоко передаёт содержание, запоминание становится более осмысленным. В зависимости от понимания детьми запоминаемого материала выделяют:

• осмысленное (логическое);

• механическое запоминание.

Основой первого является понимание, основой второго механическое повторение. При осмысленном – возникают обобщенные связи, отражающие существенные стороны и отношения; при механическом – отдельные единичные связи, отражающие несущественные стороны. Исследования Смирнова, Зинченко и других показывают, что механическое заучивание у детей, как и у взрослых, менее эффективно, чем осмысленное; запомнить бессмысленный материал в детском возрасте труднее. Это объясняется тем, что заучивание без осмысления требует больших волевых усилий, а для детей это трудно. Продуктивность запоминания зависит от побуждений, мотивов. Для запечатления материала, ребёнок должен узнать, для чего он запоминает материал, и хотеть этого добиться. Только тогда, можно сказать, что у ребенка развивается произвольное запоминание.



Объём запоминаемого материала увеличивается, если, он включен в игровую или трудовую деятельность и с ним выполнялись какие-либо действия. Психологи говорят: «Память ребёнка – это интерес». Для детей младшего школьного возраста очень важна интенсивность эмоционального фона обучения, этот фон должен быть предложен обучающимся. В тоже время известны такие факторы: дети легко запоминают непонятное (объективно-бессмысленное), учебный материал нередко заучивается буквально. А.А.Смирнов считает, что основная причина лёгкого запоминания непонятного и бессмысленного связана с особым отношением к нему детей. Часто непонятное делается особенно значимым для ребёнка. Механическое запоминание, к которому прибегает школьник, объясняется тем, что он не владеет рациональными приемами произвольного запоминания.

Также отмечается, что способность запоминания на первых годах обучения лучше развита у девочек, вследствие более быстрого развития, чем у мальчиков того же возраста. Поэтому учитель не должен ожидать от мальчиков запоминания того же количества фактов и с той же скоростью, что и от девочек. При организации заучивание, необходимо помнить, что число повторений для мальчиков должно быть больше. Девочки лучше запоминают стихотворения и легче справляются с предметами, требующими запоминания значительного количества материала. Проводя беседы с родителями, учителю нужно обратить их внимание на специфику заучивания у мальчиков по отношению к девочкам.

Показателями продуктивности произвольной памяти существенно изменяются с возрастом. Вопреки бытующему мнению, показатели продуктивности у детей младшего школьного возраста ниже, чем у старших школьников. К тому же младшие школьники быстро утомляются, поэтому их не следует перегружать материалом для запоминания. Впервые 3-4 года обучения особенно необходимы повторения, занимающие главное место в классной работе. Ученики младших классов еще не владеют приемами обработки материала, и им трудно находить ассоциации для запоминания.

I.3. Основные приёмы развития произвольного запоминания младших школьников

В младшем школьном возрасте интенсивно совершенствуется развитие произвольного запоминания. А для того, чтобы это развитие проходило успешно, учителя в начальной школе используют различные приемы.


К сожалению, школьники, как правило, знакомы с очень ограниченным количеством приёмов запоминания. В основном это «повторение». Это свидетельствует о том, что педагогическому вниманию должно уделяться ознакомление детей с более сложными приёмами запоминания в младшем школьном возрасте, начиная с первого класса (по степени доступности). Чем большим разнообразием приёмов овладевает ребёнок, тем прочнее сохранится и информация и успешнее будет её последующее воспроизведение.

Рассмотрим некоторые приёмы развития произвольного запоминания.

Чтобы большой материал легче запомнился, он разбивается на группы по каким-либо основаниям (по смыслу, ассоциациям и т.д). Этот приём носит название – «группировка».

Приём: опорные пункты. В тексте выделяются краткие пункты, которые служат опорой более широкого содержания. Это могут быть отдельные слова, заголовки, имена, тезисы и т.д).

«План». Смысл заключается в том, что составляются опорные пункты в их логической последовательности. Этот приём часто используется на уроках литературы и русского языка.

«Классификация». Какие-либо предметы, явления, понятия распределяются по классам, группам, разрядам на основе общих признаков.

«Структурирование». Этот прием схож с приемом «опорные пункты». В тексте выделяются смысловые части, каждая из которых содержит свою микротему. Оперируя этими смысловыми частями, легче запомнить целое.

«Схематизация». То, что нужно запомнить, изображается с помощью схем, таблиц, рисунка. Так информация выглядит более привлекательно для детей.

Между предметами, явлениями, понятиями, в целом различными, устанавливаются сходства, подобия в каких-либо отношениях. Этот прием носит название «Аналогии».

«Мнемонические приёмы». Для этого приёма используются готовые, известные способы. Например: запоминания цветов радуги по первым буквам выражения «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

«Перекодирование». Предположим, ученикам нужно выучить группу слов, не связанных по смыслу. Взамен механического повторения предложим детям воспользоваться фантазией – пусть сочинят сюжет, даже самый нереальный, с участием этих слов. Этот приём требует совсем немного усилий, а помимо развития произвольного запоминания, развивает еще и воображение.

«Достраивание запоминаемого материала». В нужную информацию добавляются дополнительные слов – вербальные посредники. Чтобы запомнить какую-либо информацию, нужно передвигаться от одного предмета к другому в хорошо знакомом месте, например, в собственной квартире, останавливаясь возле различных предметов (у окна, перед книжным шкафом, у стола и т.д). Запоминать небольшую часть информации, допустим четверостишье стихотворения или абзац из рассказа. Позднее, при необходимости, все это воспроизвести, нужно мысленно совершить тот же самый путь. Таким образом, в памяти будет всплывать часть информации, ассоциирующаяся с определенным местом. Этим приём учитель может подсказать детям, так как его осуществления невозможно на уроках.


«Повторение» - самый известный и часто используемый приём. Выполняется воспроизведение информации. Этот приём может использоваться как самостоятельно, так и дополняющий любой1 из выше перечисленных.

Чтобы овладеть каким-любо приёмом, ребёнку, необходимо пройти два этапа. Сначала нужно освоить мыслительные операции как самостоятельные действия, а затем научиться использовать их в качестве приёмов запоминания. Например, чтобы пользоваться приёмом группировки, ученик должен осознать, освоить саму операцию – как сгруппировать информацию по её содержанию. Для этого учителю необходимо использовать различные приёмы на разных уроках в начальной школе, чтобы при переходе в среднее звено – ученики могли самостоятельно использовать их. От этого во многом зависит успех учебной деятельности в целом, а также общий уровень интеллектуального и психического развития ребёнка. []
Вывод по теоретической части

Развитие произвольной памяти имеет большое значение для успешной учебной деятельности ребенка. Память младшего школьника - главный компонент учебной познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемоническая деятельность, направленная специально на запоминание.

Подробно ознакомившись с понятием «произвольное запоминание» и его ролью в жизни младшего школьника, можно сделать вывод о том, что развитию этого познавательного процесса должно стать одной из приоритетных и первоочередных задач современного школьного образования. А чтобы развитие произвольного запоминания происходило успешно, следует использовать различные приёмы на разных уроках в начальной школе, чтобы при переходе в среднее звено – ученики могли самостоятельно использовать их. От этого во многом зависит успех учебной деятельности в целом, а также общий уровень интеллектуального и психического развития ребёнка. []


II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
II.1 Организация и этапы проведения опытно-экспериментальной работы

Анализ теоретических источников по теме «Приемы развития произвольного запоминания младших школьников» позволил спланировать опытно-экспериментальную часть работы.

Цель опытно-экспериментальной работы: проанализировать использование учителем приёмов по развитию произвольной памяти у младших школьников и выявить уровень развития произвольного запоминания детей.