Файл: Проблема исследования какие существуют приемы развития произвольного запоминания у младших школьников Цель исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исследование проводилось в естественных условия, на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 49» города Ижевска в 4Г классе.
Количество респондентов составило 26 человек.
Исследование проходило поэтапно:
1. Подготовительный. На данном этапе подбирались диагностические методики и разрабатывался протокол наблюдения за процессом развития произвольного запоминания детей в практической деятельности учителя. Мы остановили выбор на следующих методиках: «Память на образы» (Под редакцией О. Н. Истратовой); А. Р. Лурия «Заучивание 10 слов»; протокол наблюдения за учителем по использованию приёмов развития произвольного внимания.
2. Экспериментальный. Включает в себя проведения диагностирования младших школьников и заполнение протокола наблюдения, обсуждение полученных результатов.
3.Аналитический. На этом этапе проводилась обработка полученных результатов исследования.
4.Заключительный. На заключительном этапе, на основе теоретических выводов и практического исследования разработана памятка «Приёмы развития произвольного запоминания младших школьников»
Опытно-экспериментальная работа проводилась во время производственной практики с 10 ноября – 16 ноября 2020 года.
Констатирующий эксперимент проходил в естественных условиях. Парты были расставлены стандартно. Перед началом исследования ученикам была озвучена инструкция; дети были заинтересованы, спокойны, все задания выполняли самостоятельно.
Подробно остановимся на описании диагностических методик.
Исследование по методике «Память на образы». (Под редакцией О. Н. Истратовой) []
Цель: изучение произвольного запоминания младших школьников с помощью образов.
Оборудование: карточки с образами, листы для выполнения задания.
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20секунд уберут таблицу, и вы должны будите зарисовать или записать словесно, те образы, которые запомнили.»
Обработка и анализ результатов: оценка результатов производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Высокий уровень: 7 и выше баллов, средний уровень – 6-5, низкий уровень 4 и ниже баллов.
Исследование по методике «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия.
Цель: оценить состояние произвольного запоминания младших школьников.
Оборудование: листы для ответов
Инструкция: «Сейчас я прочту несколько слов. Ваша задача – запомнить эти слова. После прочтения записать слова, которые запомнили, можно в любом порядке» далее перед прочтением можно просто сказать: «Еще раз. Внимание!»
Интерпретация результатов: в норме испытуемый воспроизводит при первом повторении не менее пяти слов, после чего следует подъем, и на четвертом и пятом повторениях воспроизводят 9-10 слов. Результаты ниже указанных, а также задержки и спады в промежутках свидетельствуют о снижении произвольной памяти. При последнем шестом воспроизведении в норме испытуемый может припомнить не менее 7-8. Уровень развития произвольного запоминания характеризуется при шестом (отсроченном воспроизведении)
Ориентировочно можно указать следующие границы:
- 7 и больше слов – высокий уровень;
- 6-5 – средний уровень;
- 4 и ниже – низкий уровень.
II.2 Обсуждение и обработка полученных результатов
опытно-экспериментальной работы
Наблюдение за педагогом осуществлялось на основании разработанного протокола.
Цель протокола: выявить какие приёмы по развитию произвольного запоминания, использует учитель в своей деятельности.
Период наблюдения с 10-16 ноября 2020 года. Наблюдение проводилось на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира.
По длительности проведения наблюдение было кратковременно. По охвату: выборочно (наблюдались отдельные параметры явлений и процессов).
По степени участия исследователя: наблюдение было непосредственным.
Представим результаты наблюдения в таблице 1.
Таблица1
Урок | Приемы | Характеристика | Реакция детей |
Русский язык | Целенаправленное многократное повторение правил Заучивание стихотворений на определенное правило | Учитель просит детей прочитать правило хором, затем просит нескольких учеников пересказать данное правило. На правила, предложенные в учебнике учитель находит стихотворение. Задает детям на дом выучить правило в стихотворной форме. | Не все дети включаются в этот процесс. Детям нравится этот прием. Так учащимся проще запоминать правила, которые сохраняются в памяти на долгий промежуток времени. |
Математика | Заучивание правил | На дом детям задается задание: выучит правило. На следующем уроке учитель проверяет. | Дети не всегда учат правила. Сохраняются в памяти недолго. |
Литературное чтение | Заучивание стихотворений Пересказ | Учитель задает домашнее задание – выучит стихотворение. На следующем уроке проверяет всех. Дети получают домашнее задание – пересказ какого-либо текста. | Детям не нравится заучивать стихи. Не все выполняют данный вид работы. Не всем детям нравится данный вид приема. |
В процессе наблюдения учитель использует следующие приемы:
- целенаправленное многократное повторение правил;
- заучивание стихотворений на определенное правило;
- заучивание правил;
- заучивание стихотворений;
- пересказ.
Далее были проведены диагностические методики на определения уровня развития произвольного запоминания у младших школьников.
Полученные результаты представлены в таблице 2.
Результаты методики «Память на образы» (под редакцией О. Н. Истратовой)
Таблица 2
Уровень произвольного запоминания | «Память на образы» (под редакцией О. Н. Истратовой) | |
| Количество респондентов | Процентное соотношение |
Высокий | 10 | 38% |
Средний | 11 | 42% |
Низкий | 5 | 20% |
Полученные результаты по методике «Память на образы» (под редакцией О. Н. Истратовой) были обработаны и представлены в гистограмме 1.
Результаты диагностики «Память на образы»
(Под редакцией О. Н Истратовой»)
По представленным выше данным можно сделать вывод, что высокий уровень у 10 человек – это 38% от числа общего количества респондентов; средний уровень выявлен у 11 человек, что составляет, 42%; а низкий у 5 человек, что составляет 20% от общего количества респондентов.
Полученные результаты представлены в таблице 3.
Таблица3.
Уровень развития произвольного запоминания | Методика «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия. | |
| Количество респондентов | Процентное соотношение |
Высокий | 1 | 4% |
Средний | 14 | 53% |
Низкий | 11 | 43% |
Полученные результаты по методике «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия были обработаны и представлены в гистограмме 2.
Результаты диагностики «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия.
По представленным выше данным можно сделать вывод, что высокий уровень у 1 человека, что составляет 4% от общего количества респондентов. Средний уровень выявлен у 14 человек, что составляет 53%, а низкий у 11 человек – это 43% от общего числа респондентов.
Полученные результаты по двум диагностикам были сопоставлены по среднему показателю, которые представлены в таблице 4.
Таблица 4
Уровень развития произвольного запоминания | «Память на образы» (под редакцией О. Н. Истратовой) | Методика «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия. | Средний показатель уровня | ||
| Кол-во респондентов | Процентное соотношение | Кол-во респондентов | Процентное соотношение | Процентное соотношение |
Высокий | 10 | 38% | 1 | 4% | 21% |
Средний | 11 | 42% | 14 | 53% | 47% |
Низкий | 5 | 20% | 11 | 43% | 32% |
Полученные результаты по двум диагностикам были сопоставлены по среднему показателю, которые представлены в гистограмме 3.
Средний показатель по двум диагностикам.
Общие результаты по двум методикам показали, что высокий уровень развития произвольного запоминания у 21% респондентов. Средний уровень у 47%, и низкий у 32%.
Следовательно, необходима систематическая работа по развитию произвольного запоминания, что можно сделать с использованием приемов.
II.3 Разработка памятки для учителя «Приёмы развития произвольного запоминания младших школьников»
Теоретический анализ источников и результатов опытно-экспериментальной работы позволили разработать памятку «Приемы развития произвольного запоминания младших школьников».
Памятка – это свод правил, где в краткой форме изложены наставления или рекомендации на конкретный случай.
Основным принципом памятки стало
Условно памятки делят на виды:
Памятка-алгоритм – в ней зафиксированы действия, последовательность которых обязательна.
Памятка-инструкция – даются конкретные указания о выполнении конкретных действий, шагов.
Памятка-совет – по-другому можно назвать памятка-рекомендация. В ней изложены рекомендации, при выполнении которых, то или иное действие будет выполняться успешно.
Памятка-разъяснение. Опровергаются устоявшиеся мнения и стереотипы и утверждаются новые, доказанные научным исследованием.
Памятка-стимул. Цель такой памятки – стимулирование и побуждение человека к определенным действиям.
Наиболее оптимальным для нашей работы, мы считаем разработка памятки-рекомендации.
Требования к памятке
Цель: оказание методической помощи учителю начальных классов по развитию произвольного запоминания у младших школьников.
Составленная памятка состоит из … частей
Данная разработка может быть полезна учителям начальных классов и студентам педагогических учреждения во время прохождения производственной практики.
Все представленные советы рекомендуется использовать не менее чем -3 раза в неделю.
При этом необходимо помнить, что развитие произвольного запоминания возможно только при систематической работе учителя по данным приемам.
Соблюдение приемов, описанных в памятке, поможет учителю развивать произвольное запоминание у младших школьников.
В полном объеме памятка представлена в Приложении 11.
Вывод по практической части