Файл: Проблема исследования какие существуют приемы развития произвольного запоминания у младших школьников Цель исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исследование проводилось в естественных условия, на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 49» города Ижевска в 4Г классе.

Количество респондентов составило 26 человек.

Исследование проходило поэтапно:

1. Подготовительный. На данном этапе подбирались диагностические методики и разрабатывался протокол наблюдения за процессом развития произвольного запоминания детей в практической деятельности учителя. Мы остановили выбор на следующих методиках: «Память на образы» (Под редакцией О. Н. Истратовой); А. Р. Лурия «Заучивание 10 слов»; протокол наблюдения за учителем по использованию приёмов развития произвольного внимания.

2. Экспериментальный. Включает в себя проведения диагностирования младших школьников и заполнение протокола наблюдения, обсуждение полученных результатов.

3.Аналитический. На этом этапе проводилась обработка полученных результатов исследования.

4.Заключительный. На заключительном этапе, на основе теоретических выводов и практического исследования разработана памятка «Приёмы развития произвольного запоминания младших школьников»

Опытно-экспериментальная работа проводилась во время производственной практики с 10 ноября – 16 ноября 2020 года.

Констатирующий эксперимент проходил в естественных условиях. Парты были расставлены стандартно. Перед началом исследования ученикам была озвучена инструкция; дети были заинтересованы, спокойны, все задания выполняли самостоятельно.

Подробно остановимся на описании диагностических методик.

Исследование по методике «Память на образы». (Под редакцией О. Н. Истратовой) []

Цель: изучение произвольного запоминания младших школьников с помощью образов.

Оборудование: карточки с образами, листы для выполнения задания.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20секунд уберут таблицу, и вы должны будите зарисовать или записать словесно, те образы, которые запомнили.»

Обработка и анализ результатов: оценка результатов производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Высокий уровень: 7 и выше баллов, средний уровень – 6-5, низкий уровень 4 и ниже баллов.

Исследование по методике «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия.

Цель: оценить состояние произвольного запоминания младших школьников.

Оборудование: листы для ответов

Инструкция: «Сейчас я прочту несколько слов. Ваша задача – запомнить эти слова. После прочтения записать слова, которые запомнили, можно в любом порядке» далее перед прочтением можно просто сказать: «Еще раз. Внимание!»


Интерпретация результатов: в норме испытуемый воспроизводит при первом повторении не менее пяти слов, после чего следует подъем, и на четвертом и пятом повторениях воспроизводят 9-10 слов. Результаты ниже указанных, а также задержки и спады в промежутках свидетельствуют о снижении произвольной памяти. При последнем шестом воспроизведении в норме испытуемый может припомнить не менее 7-8. Уровень развития произвольного запоминания характеризуется при шестом (отсроченном воспроизведении)

Ориентировочно можно указать следующие границы:

- 7 и больше слов – высокий уровень;

- 6-5 – средний уровень;

- 4 и ниже – низкий уровень.

II.2 Обсуждение и обработка полученных результатов

опытно-экспериментальной работы

Наблюдение за педагогом осуществлялось на основании разработанного протокола.

Цель протокола: выявить какие приёмы по развитию произвольного запоминания, использует учитель в своей деятельности.

Период наблюдения с 10-16 ноября 2020 года. Наблюдение проводилось на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира.

По длительности проведения наблюдение было кратковременно. По охвату: выборочно (наблюдались отдельные параметры явлений и процессов).

По степени участия исследователя: наблюдение было непосредственным.

Представим результаты наблюдения в таблице 1.

Таблица1

Урок

Приемы

Характеристика

Реакция детей

Русский язык

Целенаправленное многократное повторение правил

Заучивание стихотворений на определенное правило



Учитель просит детей прочитать правило хором, затем просит нескольких учеников пересказать данное правило.
На правила, предложенные в учебнике учитель находит стихотворение. Задает детям на дом выучить правило в стихотворной форме.

Не все дети включаются в этот процесс.

Детям нравится этот прием. Так учащимся проще запоминать правила, которые сохраняются в памяти на долгий промежуток времени.

Математика

Заучивание правил

На дом детям задается задание: выучит правило.

На следующем уроке учитель проверяет.

Дети не всегда учат правила. Сохраняются в памяти недолго.

Литературное чтение

Заучивание стихотворений
Пересказ

Учитель задает домашнее задание – выучит стихотворение. На следующем уроке проверяет всех.
Дети получают домашнее задание – пересказ какого-либо текста.

Детям не нравится заучивать стихи. Не все выполняют данный вид работы.

Не всем детям нравится данный вид приема.



В процессе наблюдения учитель использует следующие приемы:

- целенаправленное многократное повторение правил;

- заучивание стихотворений на определенное правило;

- заучивание правил;

- заучивание стихотворений;

- пересказ.

Далее были проведены диагностические методики на определения уровня развития произвольного запоминания у младших школьников.

Полученные результаты представлены в таблице 2.

Результаты методики «Память на образы» (под редакцией О. Н. Истратовой)

Таблица 2

Уровень произвольного запоминания

«Память на образы» (под редакцией О. Н. Истратовой)




Количество респондентов

Процентное соотношение

Высокий

10

38%

Средний

11

42%

Низкий

5

20%


Полученные результаты по методике «Память на образы» (под редакцией О. Н. Истратовой) были обработаны и представлены в гистограмме 1.



Результаты диагностики «Память на образы»

(Под редакцией О. Н Истратовой»)
По представленным выше данным можно сделать вывод, что высокий уровень у 10 человек – это 38% от числа общего количества респондентов; средний уровень выявлен у 11 человек, что составляет, 42%; а низкий у 5 человек, что составляет 20% от общего количества респондентов.

Полученные результаты представлены в таблице 3.
Таблица3.

Уровень развития произвольного запоминания

Методика «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия.




Количество респондентов

Процентное соотношение

Высокий

1

4%

Средний

14

53%

Низкий

11

43%


Полученные результаты по методике «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия были обработаны и представлены в гистограмме 2.




Результаты диагностики «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия.

По представленным выше данным можно сделать вывод, что высокий уровень у 1 человека, что составляет 4% от общего количества респондентов. Средний уровень выявлен у 14 человек, что составляет 53%, а низкий у 11 человек – это 43% от общего числа респондентов.

Полученные результаты по двум диагностикам были сопоставлены по среднему показателю, которые представлены в таблице 4.

Таблица 4

Уровень развития произвольного запоминания

«Память на образы» (под редакцией О. Н. Истратовой)


Методика «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия.

Средний показатель уровня




Кол-во респондентов

Процентное соотношение

Кол-во респондентов

Процентное соотношение

Процентное соотношение

Высокий

10

38%

1

4%

21%

Средний

11

42%

14

53%

47%

Низкий

5

20%

11

43%

32%


Полученные результаты по двум диагностикам были сопоставлены по среднему показателю, которые представлены в гистограмме 3.


Средний показатель по двум диагностикам.

Общие результаты по двум методикам показали, что высокий уровень развития произвольного запоминания у 21% респондентов. Средний уровень у 47%, и низкий у 32%.

Следовательно, необходима систематическая работа по развитию произвольного запоминания, что можно сделать с использованием приемов.

II.3 Разработка памятки для учителя «Приёмы развития произвольного запоминания младших школьников»

Теоретический анализ источников и результатов опытно-экспериментальной работы позволили разработать памятку «Приемы развития произвольного запоминания младших школьников».

Памятка – это свод правил, где в краткой форме изложены наставления или рекомендации на конкретный случай.


Основным принципом памятки стало

Условно памятки делят на виды:

Памятка-алгоритм – в ней зафиксированы действия, последовательность которых обязательна.

Памятка-инструкция – даются конкретные указания о выполнении конкретных действий, шагов.

Памятка-совет – по-другому можно назвать памятка-рекомендация. В ней изложены рекомендации, при выполнении которых, то или иное действие будет выполняться успешно.

Памятка-разъяснение. Опровергаются устоявшиеся мнения и стереотипы и утверждаются новые, доказанные научным исследованием.

Памятка-стимул. Цель такой памятки – стимулирование и побуждение человека к определенным действиям.

Наиболее оптимальным для нашей работы, мы считаем разработка памятки-рекомендации.

Требования к памятке
Цель: оказание методической помощи учителю начальных классов по развитию произвольного запоминания у младших школьников.

Составленная памятка состоит из … частей

Данная разработка может быть полезна учителям начальных классов и студентам педагогических учреждения во время прохождения производственной практики.

Все представленные советы рекомендуется использовать не менее чем -3 раза в неделю.

При этом необходимо помнить, что развитие произвольного запоминания возможно только при систематической работе учителя по данным приемам.

Соблюдение приемов, описанных в памятке, поможет учителю развивать произвольное запоминание у младших школьников.

В полном объеме памятка представлена в Приложении 11.

Вывод по практической части