Файл: Доклад Использование технологии критического мышления на уроках технологии в контексте фгос.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Доклад

«Использование технологии критического

мышления на уроках технологии в контексте ФГОС»

Работу выполнила:

Учитель технологии

МБОУ «Ельниковская СОШ №12»

Иланского района Красноярского края

Харина Н.Э,


П..Ельники

2018г.
Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы организации и проведения уроков технологи с ТРКМ

1.1Виды критического мышления…...………………………………………….5

1.2 Методика критического мышления ……………………………………..7

1.3 Приемы критического мышления…………………………………………..8

Глава II. Методическая разработка урока

2.1 ТРКМ в игровой форме……………………………..………………………12

Технологическая карта урока…………………………………………………..18

Заключение………………………………………………………………………21

Список используемой литературы……………………………………………..22

Приложение:

Игровое поле…………………………………………………………………….23

Карточки с заданиями…………………………………………………………..24

Введение

В XXI веке изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.

Основное общее образование – завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе. В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса [Государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp]. Знания, умения и навыки перестали быть основным результатом образования, но стали средством решения человеком задач различного характера.

На первый план выходит задача развития критического мышления. Сегодня необходимо не только владеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.


Критическое мышление, способно выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем. Актуальность предпринятого исследования определяется :

  • социальным заказом общества на творческую личность учащегося, выпускника школы, обладающего критическим мышлением, способного осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей учебной деятельности и генерировать новые идеи и, одновременно с этим недостаточной разработанностью вопросов, связанных с развитием критического мышления школьников в процессе изучения технологии;

  • необходимостью обоснования и создания психолого-педагогических условий и средств, способствующих развитию критического мышления учащихся.

В соответствии с темой были определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи.

Объектом нашего исследования является процесс обучения технологии в школе.

Предметом выступили развитие критического мышления подростков в процессе обучения технологии.

Цель: Исследовать технологию развития критического мышления школьников в процессе обучения и апробировать ее в работе.

Гипотеза: развитие критического мышления школьников в процессе обучения технологии будет протекать наиболее эффективно, если:

1) будут учтены психологические особенности школьников подросткового возраста;

2) будет произведен отбор соответствующего учебного материала по технологии с точки зрения развития критического мышления;

3) будут использованы различные методические приемы развития критического мышления на уроках и практических работах по технологии;

4) развитие критического мышления школьников будет осуществляться целенаправленно.

Для реализации сформулированной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

  2. Описать технологии развития критического мышления подростков в процессе обучения технологии (на уроках и практических работах)

  3. Произвести отбор соответствующего учебного материала по технологии с точки зрения развития критического мышления.

  4. Апробировать технологию развития критического мышления учащихся в процессе обучения технологии

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в ходе повышения квалификации учителей и в процессе профессиональной деятельности учителей технологии.



Глава I. Теоретические основы организации и проведения уроков технологи с ТРКМ

1.1Виды критического мышления

Технология развития критического мышления предложена американскими учеными Ч.Темплом, К.Мередитом и Д.Стиллом. Само понятие критического мышления определяется как разумное рефлексивное мышление, способное помочь осознать собственное «Я», свою деятельность и ее результаты. Первыми в России работать по этой технологии стали педагоги Санкт-Петербурга. Учиться – интересно! В этом помогает технология развития критического мышления.

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Это система стратегий, которая позволяет формировать мыслительные умения, такие как эффективная работа с информацией, принятие осмысленных решений, взаимодействие с окружающим миром. При развитом критическом мышлении человек овладевает разнообразными способами интерпретации и оценки информации, видит противоречия в тексте, умеет аргументировать свою точку зрения и сопоставлять ее с точки зрения своего собеседника.

Главная цель технологии критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.
Основной путь к самообразованию – развитие критического рефлексивного мышления, обучения рефлексии, развитие когнитивных и метакогнитивных умений высокого уровня. Процесс рефлексии заключается в осознании собственных мыслей и действий, в осознании мыслей и действий других. В процессе работы формируется метакогнитивный опыт и формируется способность планировать, способность предвосхищать, способность оценивать, способность «притормаживать» собственную интеллектуальную деятельность, способность выбирать стратегию обучения. Цепочка формирования подобных умений на первый взгляд проста: от репродуктивных умений – к продуктивным, и далее – к метакогнитивным.

Благодаря рефлексии учитель способен выйти за пределы полной поглощенности непосредственной деятельностью, осознать возникающие перед проблемы в широком контексте современного изменяющегося мира, вызвать способности у своих учеников.

Важнейшими функциями фазы вызова являются :

- Информационная

- Мотивационная

- Систематизационная

- Целеполагания


1.2. Методика критического мышления
включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление - Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно.

На стадии вызова рождается «первоначальное» знание:

актуализируется опыт, формулируются вопросы, на которые

хочется получить ответ, т.е. информация, которую необходимо

проверить, дополнить, изучить.

Стадию вызова называют пробуждением, потому что она способствует актуализации имеющихся знаний и пробуждению интереса к получению новой информации. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке, что создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. На этой стадии дается небольшой по объему текст по изучаемой теме. Объем и сложность текста определяется только степенью подготовленности обучающихся. Текст должен точно отражать содержание темы, а если это авторский текст, то позицию автора по изучаемой проблеме. Однако прежде чем обучающиеся начнут читать текст, они в течение некоторого времени должны сами подумать по поводу темы или проблемы и записать свои соображения. Важно записать все, что придет на ум. Затем обучающиеся объединяются в пары и обмениваются своими взглядами. После обсуждения они начинают высказывать суждения, а учитель фиксирует их на листе бумаги или классной доске. Задача учителя не только подробно, без критики зафиксировать все суждения, но и найти в них противоположные позиции и тем самым способствовать развитию дискуссии.

Далее может быть дано задание попытаться классифицировать все суждения и объединить их в различные группы. Другими словами, учитель предлагает самостоятельно структурировать все, что записано на доске. Стадия вызова может осуществляться в самых различных модификациях: мозговой штурм, ассоциативная таблица, составление кластера, «фишбоун», рассказ-предположение по ключевым словам, верные и неверные утверждения и др., что способствует тренировке умения кратко и чётко выражать свои мысли, раскрепощению креативного мышления. Обычно на первую стадию отводится 15 минут.

Таким образом, задача первой стадии: заинтересовать обучающихся, создать ассоциации по изучаемому вопросу, мотивировать их, вызвать уже имеющиеся знания.

Вторая стадия - осмысление дает возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями
, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, учебником. Это может быть чтение текста, просмотр фильма, слушание выступления.

На этой стадии обучающиеся самостоятельно, индивидуально работают с текстом, определяя свой смысл прочитанного или увиденного. Пометки помогут организовать их понимание (прием ИНСЕРТА). На основе пометок может быть составлена маркировочная таблица. Прием «Маркировочная таблица» дает возможность проконтролировать работу каждого ученика с текстом и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на учебном занятии, а если нет, то можно предложить завершить ее дома. Согласно логике критического мышления, тексты, которые предлагаются обучающимся, как правило, заранее делятся на несколько смысловых частей. После каждой части чтение прерывается, дается время на осмысление, заполнение таблицы, обсуждение в парах, выработку общего мнения, сравнения. Авторы технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации этой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле большое значение имеет качество отобранного материала. На этой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при её наложении на уже имеющиеся знания. Школьники могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. А также они готовятся к анализу и обсуждению услышанного и прочитанного. Таким образом, на второй стадии идет работа непосредственно с информацией. Ученик должен воспринять информацию, усвоить ее.

Приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, делают чтение осмысленным. На вторую стадию отводится примерно 10-15 минут.

Эта стадия позволяет ученику:

- Получить новую информацию;

- Осмыслить ее;

- Соотнести с уже имеющимися знаниями.

На стадии рефлексии учителю важно организовать обсуждение пройденного материала, с тем, чтобы у учащегося смогли развиваться рефлексивные метакогнитивные умения.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным являются:

- Целостное осмысление, обобщение полученной информации;