Файл: Доклад Использование технологии критического мышления на уроках технологии в контексте фгос.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Присвоение нового знания, новой информации учеником;
- Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Третья стадия- рефлексия – позволяет учащимся осмыслить всё то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами. Этот анализ будет полезен, если он будет обращён в словесную или письменную форму. Хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки. Некоторые из суждений других школьников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. На стадии рефлексии « работают» все приёмы. Таблицы, схемы, кластеры способствуют установлению причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям становится основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, написания эссе, синквейнов, организации круглых столов, дискуссий, деловых игр. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала и на построение дальнейшего маршрута обучения. Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления, рождению нового знания, становлению опыта и развитию личности.
Таким образом, на третьей стадии – рефлексии, информация анализируется, творчески перерабатывается.
Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.
В технологии критического мышления используются как традиционные способы и приёмы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учеников, так и специфические, разработанные авторами данной технологии. Предложенные далее приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление с технологией развития критического мышления, которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства. Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений. На стадию рефлексия отводится также около 15 минут.
1.3. Приемы КМ. Что принципиально нового несет технология развития критического мышления?
Элементы новизны, в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы:
- Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
- Прием «Составление кластера»
- Прием «Пометки на полях»
- Прием составления маркировочной таблицы «Знаю-Хочу знать-Узнал»
- Прием «Написание синквейна»
- Прием «Учебный мозговой штурм»
- Прием «Написание Эссе»
- Прием «Лекция со стопами»
1) ИНСЕРТ - звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы - Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г).
Прием осуществляется в несколько этапов.
I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II этап: читая текст, обучающиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
Знакомство с текстом может осуществляться «на слух».
III этап: обучающимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками.
IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации, воспитывает культуру чтения.
На практике ученики часто пропускают то, что не поняли. В данном случае маркировочный знак «вопрос» подсказывает им быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Прием «Пометки на полях» эффективен в классах, где учащиеся обладают высокой техникой чтения.
Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
2) МОЗГОВАЯ АТАКА. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.
1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
2 этап: Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы.
3) КЛАСТЕРЫ.
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
-
Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. -
Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») -
По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
-Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
-Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
-Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
4)СИНКВЕЙН
Происходит от французского слова «cing» - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Прием достаточно сложный, используется в старших классах.
Сиквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание, для работы в парах, реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.
Правила написания синквейна:
первая строка - тема, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;
вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;
третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;
четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;
пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Подготовка к такому виду работы проводится уже в 6 классе. Повторение понятий «прилагательное», «глагол», «предложение» - межпредметная связь с курсом русского языка.
Составление синквейна следует начинать не в стихотворной форме. Синквейн – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Так как синквейн достаточно не простой вид заданий, на этом этапе урока важно заинтересовать детей, может даже заинтриговать. Тогда у детей появляется потребность что-то понять, их мышление начинает работать с проблемы, вопроса, с удивления или недоумения.
5) ТАБЛИЦА «З – Х -У» («ЗНАЮ – ХОЧУ ЗНАТЬ – УЗНАЛ»)
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы - «источники информации», «что осталось не раскрыто».
6) ТАБЛИЦА «ТОЛСТЫХ» и «ТОНКИХ» ВОПРОСОВ может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа, например, Кто? Что? Когда? Как звали…? Верно ли…? и др. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развёрнутого ответа, например, Объясните, почему…? В чём различие…? Что, если…? и т. д.
Как видно из вышесказанного, современной школе предлагается достаточно большое количество различных методов, приёмов и способов активизации мыслительной деятельности обучающихся. Каждый учитель выбирает и использует их, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:
Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Глава II Методическая разработка урока
1.1.Игровые технологии
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,