Файл: Центры психологопедагогической помощи населению понятие, структура, направления деятельности Содержание Введение Глава Общая характеристика центров психологопедагогической помощи населению.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Центры психолого-педагогической помощи населению: понятие, структура, направления деятельности

Содержание
Введение

Глава 1. Общая характеристика центров психолого-педагогической помощи населению

1.1. Понятие, роль и направления деятельности центров психолого-педагогической помощи населению

1.2. Нормативно-правовая основа деятельности центров психолого-педагогической помощи населению

Глава 2. Характеристика деятельности ГКУ СО Волгоградский областной центр психолого-педагогической помощи населению

2.1. Понятие, задачи и функции ГКУ СО Волгоградский областной центр психолого-педагогической помощи населению

2.2. Структура ГКУ СО Волгоградский областной центр психолого-педагогической помощи населению

2.3. Направления деятельности ГКУ СО Волгоградский областной центр психолого-педагогической помощи населению

Глава 3. Проблемы деятельности центров психолого-педагогической помощи населению

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

В условиях перестройки экономических отношений такие явления, как безработица, инфляция, резкое снижение жизненного уровня и др. уже породили массовые изменения психоэмоционального состояния людей, привели к сильным стрессовым потрясениям и социальной дезаптации значительных слоев населения, что прежде всего отразилось на современной семье. С этих позиций особую значимость приобретает проблема оптимизации деятельности региональных психолого-педогагических центров, оказывающих психологическую помощь различным возрастным и социальным группам населения по преодолению социальной депрессии, психотравмирующих ситуаций, неуверенности в возможности решения жизненных задач собственными силами, профилактике эмоционнально-аффективного напряжения.

Цель исследования –

Задачи исследования:

  1. Исследовать основы деятельности учреждений, оказывающих психолого-педагогическую помощь населению.

  2. Проанализировать организацию психологической помощи населению на территории Волгоградской области




Глава 1. Общая характеристика центров психолого-педагогической помощи населению

1.1. Понятие, роль и направления деятельности центров психолого-педагогической помощи населению

Центр психолого-педагогической помощи населению — государственное учреждение, предназначенное для обеспечения психологической защищенности населения, поддержки и укрепления его психического здоровья, создания благоприятных социально-педагогических и социально-психологических условий для семейного воспитания детей и их социальной защиты.

Цель деятельности центра заключается в обеспечении психологической поддержки населения и укреплении психологического здоровья семьи: формировании благоприятных социально – психологических и социально – педагогических условий для семейного воспитания, гармоничных внутрисемейных и межличностных отношений.

Деятельность отделения психодиагностики и психокорекции направлена на оказание психолого – педагогической помощи детям, подросткам, родителям с различными формами и степенью дезадаптации, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; на обеспечение саморазвития, самореализации, адаптации личности подростка к изменяющимися условиям.

В отделении психолого – оздоровительной помощи работают валеоглоги, медицинский брат, психолог и специалисты социальной работы.

Такой центр организуется и содержится за счет средств, предусмотренных бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности центра и других внебюджетных поступлений. Деятельность центра направлена на социальное обслуживание граждан, реализацию права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, обеспечение психологической защищенности населения. Центр психолого-педагогической помощи осуществляет поддержку и укрепление психологического здоровья населения, принимает участие в проведении единой общегосударственной политики психологопедагогической помощи и социальной защиты населения, возрождение духовных начал в человеке.

Описывая направления работы центра психолого-педагогической помощи населению, В. С. Ткаченко [62] отмечает следующие:

• оказание квалифицированной социально-психологической и психотерапевтической
помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

• профилактика девиантных форм поведения, суицидов, проведение мероприятий для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;

• проведение мероприятий по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения;

• консультирование по вопросам развития и возрастных особенностей детей и подростков, родительско-детских отношений, формирования супружеских и семейных отношений;

• психологическая коррекция нарушений общения у детей, искажений в психологическом развитии ребенка, неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания ребенка, нарушений супружеских отношений;

• оказание помощи семье в воспитании детей, обучении детей и родителей здоровому образу жизни, поддержании психологического и физического здоровья, успешном разрешении семейных конфликтов и в других вопросах;

• организация работы телефона экстренной психологической помощи;

• организация деятельности групп взаимоподдержки, создание клубов общения, проведение мероприятий по проблемам, входящим в компетенцию центра;

• пропагандистская, организационная, издательская, просветительская деятельность;

• разработка целевых программ социальной защиты населения;

• разработка предложений по совершенствованию законодательства об охране прав семьи, обеспечению социально-правовой защищенности женщин и детей, работе психологических служб;

• регулярный анализ обращений в центр, разработка рекомендаций для местных органов государственной власти по профилактике кризисных явлений, а также рекомендаций по совершенствованию психолого-педагогической поддержки населения;

• организация выступлений в средствах массовой информации по актуальным психолого-социальным, социально-педагогическим проблемам.

Рассматривая задачи центра, имеющего областной, краевой статус, В. С. Ткаченко отмечает следующие:


• методическое руководство психологическими службами, работающими в системе социальной защиты населения на обслуживаемой территории;

• организация повышения квалификации специалистов учреждений социальной защиты населения;

• проведение научно-исследовательской работы, апробации и внедрения социально-защитных новаций.

1.2. Нормативно-правовая основа деятельности центров психолого-педагогической помощи населению

Международные документы:

-Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;

-Декларация и план действий «Мир, пригодный для жизни детей», принятые резолюцией специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 г.;

-Всемирная декларация об образовании для всех и рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей, принятые Всемирной конференцией по образованию для всех (Джомтьен, Таиланд, март 1990 года);

-«Образование для всех: выполнение наших общих обязательств». Материалы Всемирного форума по образованию (Дакар, Сенегал, 26–28 апреля 2000 г.)

Нормативные документы Российской Федерации:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-   Федеральный закон от 24 июля 1998 года №123-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24 июня 1999 года№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (редакция в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", статьи 22 и 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации" от 27 июня 2018 года № 170-ФЗ);

- Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. «1375-р «Об утверждении Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия Детства»;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 11.06.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;


- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726р;

- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р;

- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. Приложение к письму Министерства образования и науки от 13 мая 2013 года № ИР-352/09;


Глава 2. Характеристика деятельности ГКУ СО Волгоградский областной центр психолого-педагогической помощи населению

2.1. Понятие, задачи и функции ГКУ СО Волгоградский областной центр психолого-педагогической помощи населению

Основной целью создания и деятельности Учреждения является предоставление социальных услуг гражданам, в том числе семьям с детьми, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, для поддержки и укрепления их психического здоровья, реализации их законных прав и интересов, создания благоприятных психолого-педагогических условий для воспитания, развития и социализации детей, а также для устранения обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия их жизнедеятельности для преодоления или снижения остроты социальных проблем, лежащих в основе сложившейся жизненной ситуации, реализации их законных прав и интересов.  

Для достижения целей Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам; предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки.
Учреждение осуществляет предоставление социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и обеспечивает социальное сопровождение получателей социальных услуг.
Предоставление социальных услуг осуществляется бесплатно, за плату или частичную плату в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области.

2.2. Структура ГКУ СО Волгоградский областной центр психолого-педагогической помощи населению

  • Директор Саввина Марина Николаевна

  • Заместитель директора Гущина Татьяна Александровна

  • Главный бухгалтер Маликова Елена Валентиновна

  • Заведующий отделением приема граждан Сердинова Ирина Геннадиевна

  • Заведующий организационно-методическим отделением Семёнова Анна Васильевна

  • Заведующий отделением психолого-педагогической помощи Виноградова Елена Николаевна

  • Заведующий отделением "Семейный многофункциональный центр" Терещук Ирина Витальевна