Файл: Программа кружка предназначена для учащихся 9 классов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка предназначена для учащихся 9 классов.
По направленности: программа социально-педагогическая.
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного кружка является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики.
Программа кружка «Финансовая грамотность» рассчитана 1 год обучения (1 час в неделю, 34 учебных недель).
1.2 Цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
Задачи:
-
Метапредметные – развивать умение получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; -
Личностные - формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами; -
Образовательные - формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики; воспитывать ответственность за экономические решения.
Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, исследовательская деятельность, игровая технология.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
-
Экскурсии. -
Игры. -
Использование технических средств обучения, ресурсов интернета. -
Работа с источниками экономической информации. -
Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках. -
Интерактивные технологии. -
Индивидуальная работа.
Общая характеристика кружка «Финансовая грамотность».
Освоение содержания кружка «Финансовая грамотность» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии, математики.
1.3 Содержание программа.
1.Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Раздел: «Управление денежными средствами» Темы: Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи. Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет. Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Управление денежными средствами». | 8 | 7 | 1 | тренинг |
2 | Раздел: «Способы повышения семейного благосостояния» Темы: Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах. Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Способы повышения семейного благосостояния». | 5 | 4 | 1 | тренинг |
3 | Раздел: «Риски в мире денег» Темы: Особые жизненные ситуации: рождение ребенка, потеря кормильца. Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. Чем может помочь страхование. Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды. Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Риски в мире денег». | 7 | 5 | 2 | тренинг |
4 | Раздел: «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем» Темы: Что такое банк и чем он может быть полезен. Польза и риски банковских карт. Что такое бизнес. Как создать свое дело. Что такое валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте. Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Семья и финансовые организации». | 8 | 6 | 2 | тренинг |
5 | Раздел: «Человек и государство: как они взаимодействуют» Темы: Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим. Что такое пенсия и как сделать её достойной. Пенсионная реформа. Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Человек и государство». | 5 | 4 | 1 | тренинг |
6 | Итоговое повторение. Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Человек и государство» | | | 1 | тренинг |
| итого | 34 | | | |
2. Содержание учебного плана.
1.Теория: Деньги: что это такое?
Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи.
Какие бывают источники доходов.
От чего зависят личные и семейные доходы.
Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.
Что такое семейный бюджет и как его построить.
Как оптимизировать семейный бюджет.
Практика: Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Управление денежными средствами».
2. Теория: Для чего нужны финансовые организации.
Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций.
Для чего нужно осуществлять финансовое планирование.
Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.
Практика: Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Способы повышения семейного благосостояния».
3.Теория: Особые жизненные ситуации: рождение ребенка, потеря кормильца.
Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы.
Чем может помочь страхование.
Какие бывают финансовые риски.
Что такое финансовые пирамиды.
Практика: Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Риски в мире денег».
4. Теория: Что такое банк и чем он может быть полезен.
Польза и риски банковских карт.
Что такое бизнес.
Как создать свое дело.
Что такое валютный рынок и как он устроен.
Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.
Практика: Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Семья и финансовые организации».
5. Теория: Что такое налоги и зачем их платить.
Какие налоги мы платим.
Что такое пенсия и как сделать её достойной. Пенсионная реформа.
Практика: Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Человек и государство».
6. Практика: Итоговое повторение. Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Человек и государство».
1.4 Результаты освоения курса «Финансовая грамотность».
-
приобретение школьниками знаний, умений и навыков в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе -
развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента. -
воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Таким образом, кружок способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.
2.1 Календарный учебный график.
№ пп | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля | дата |
1 | Деньги: что это такое? | 1 | лекция | | |
2 | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи. | 1 | лекция | | |
3 | Какие бывают источники доходов. | 1 | лекция | | |
4 | От чего зависят личные и семейные доходы. | 1 | лекция | | |
5 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. | 1 | лекция | | |
6 | Что такое семейный бюджет и как его построить. | 1 | лекция | | |
7 | Как оптимизировать семейный бюджет. | 1 | лекция | | |
8 | Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Управление денежными средствами». | 1 | | тренинг | |
9 | Для чего нужны финансовые организации. | 1 | лекция | | |
10 | Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций. | 1 | лекция | | |
11 | Для чего нужно осуществлять финансовое планирование. | 1 | лекция | | |
12 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах. | 1 | лекция | | |
13 | Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Способы повышения семейного благосостояния». | 1 | | тренинг | |
14 | Особые жизненные ситуации: рождение ребенка, потеря кормильца. | 1 | лекция | | |
15 | Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. | 1 | лекция | | |
16 | Чем может помочь страхование. | 1 | лекция | | |
17 | Какие бывают финансовые риски. | 1 | лекция | | |
18 | Что такое финансовые пирамиды. | 1 | лекция | | |
19 | Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Риски в мире денег». | 1 | | тренинг | |
20 | Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Риски в мире денег». | 1 | | тренинг | |
21 | Что такое банк и чем он может быть полезен. | 1 | лекция | | |
22 | Польза и риски банковских карт. | 1 | лекция | | |
23 | Что такое бизнес. | 1 | лекция | | |
24 | Как создать свое дело. | 1 | лекция | | |
25 | Что такое валютный рынок и как он устроен. | 1 | лекция | | |
26 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте. | 1 | лекция | | |
27 | Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Семья и финансовые организации». | 1 | | тренинг | |
28 | Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Семья и финансовые организации». | 1 | | тренинг | |
29 | Что такое налоги и зачем их платить. | 1 | Лекция | | |
30 | Какие налоги мы платим. | 1 | Лекция | | |
31 | Что такое пенсия и как сделать её достойной. | 1 | Лекция | | |
32 | Пенсионная реформа. | 1 | Лекция | | |
33 | Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Человек и государство». | 1 | | Тренинг | |
34 | Итоговое повторение. Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Человек и государство | 1 | | Тренинг | |
| Итого | 34 | | | |
2.2 Условия реализации программы.
Занятия проходят в кабинете истории и обществознания. В кабинете имеются:
Технические средства обучения:
1.Компьютер
2.Интерактивная доска
3.Мультимедийный проектор
4. Колонки
Экранно-звуковые пособия
-
Учебные диски
-
Обществознание. Практикум. -
Экономика и право. -
Экономика, тематические тесты -
Право, тематические тесты. -
Тесты по обществознанию
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение). http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования). http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводныйкурс. http://www.hpo.opg — Права человека в России. http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.
2.3 Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: контрольная работа.
2.4 Оценочные материалы
формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;
формы организации учебного занятия - круглый стол, лабораторное занятие, лекция, педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо.
2.5 Список литературы
1.Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.
2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: