Файл: Микроэлементы в организме человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тест на обеспеченность железом.

Вопрос

Да (чел.)

%

Нет (чел.)

%

Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?

20

33

40

67

Произошли ли у вас в последнее время изменения волос и ногтей (бледность и шероховатость кожи, ломкие волосы, вмятины на ногтях)?

6

10

54

90

Занимаетесь ли вы профессиональным спортом?

20

33

40

67

Редко ли вы употребляете мясо?

14

28

56

72

Выпиваете ли вы более трех чашек черного чая или кофе в день?

40

67

20

33

Едите ли вы мало овощей?

16

27

44

73

Тест на обеспеченность кальцием.

Вопрос

Да (чел.)

%

Нет (чел.)

%

Бывает ли у вас аллергия, например, на солнце?

3

5

57

95

Часто ли у вас бывают судороги?

6

10

54

90

Выпиваете ли вы ежедневно меньше одного стакана молока?

37

62

23

38

Употребляете ли вы мало таких молочных продуктов, как йогурт или сыр?

24

40

36

60

Пьете ли вы ежедневно напитки типа «кола»?

32

53

28

47

Редко ли вы употребляете в пищу зеленые овощи?

22

37

38

63

Часто ли вы употребляете мясо и колбасу?

54

90

6

10


Анализируя полученные материалы по каждому ребенку и в целом по данной группе учащихся, видно, что у большинства школьников не наблюдается недостатка в макроэлементах. Однако анкетирование выявило проблемы организации питания и соблюдения правил здорового образа жизни. Так, 88% опрошенных учащихся предпочитают белый хлеб и изделия из белой муки. А это снижает количество магния, поступающего в организм. Кроме того 67% опрошенных выпивают более 3-х чашек черного чая или кофе. При этом снижается количество железа в организме. 62% опрошенных выпивают меньше 1 стакана молока, при этом 53% - ежедневно пьют напитки типа «кола». Это снижает количество кальция в организме. Если показатели будут такими же и дальше, то это может вызвать гипоэлементоз и различные заболевания.

2.2 Оценка обеспеченности организма школьника микроэлементом йодом.

Также путём анкетирования учащихся 9б, 9в, 9д классов МОУ СОШ № 10 г. Таганрога была определена обеспеченность учащихся микроэлементом йодом с целью анализа возможности заболевания щитовидной железы. Определение результата было таким же, как и в предыдущих опросах: если на большинство вопросов учащиеся ответили «нет», то их организм в достаточной степени обеспечен микроэлементом йодом.

Ниже представлены результаты анкетирования:

Тест на обеспеченность йодом.

Вопрос

Да (чел.)

%

Нет (чел.)

%

Часто ли вы употребляете морепродукты?

12

20

48

80

Едите ли вы мало овощей?

16

27

44

73

Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?

20

33

40

67

Часто ли у вас бывают судороги?

6

10

54

90

Часто ли у вас бывают судороги?

14

23

46

77

Часто ли вы ощущаете сонливость?

24

40

36

60

Анализируя полученные материалы по каждому ребенку и в целом по данной группе учащихся, видно, что у большинства школьников не наблюдается недостатка в микроэлементе йоде. Однако в результате опроса были выявлены проблемы в организации питания. 80% опрошенных школьников редко употребляют морепродукты. Таким образом йод может поступать в их организм в недостаточном количестве. Если не принимать дополнительных препаратов, таких как йод-актив или йодомарин, его недостаток может привести к гипоэлементозу, а потом к заболеваниям щитовидной железы.


Проанализировав выше представленные результаты по обеспеченности макроэлементами и микроэлементом йодом, мы считаем, что необходимо проводить профилактические беседы о правильном сбалансированном питании с учащимися, относящимися к группам риска по гипоэлементозам для предотвращения ухудшения их здоровья.
2.3 Оценка обеспеченности организма школьника микроэлементом свинцом.

Путём анкетирования учащихся 9 классов была определена обеспеченность учащихся микроэлементом свинцом с целью выявления его избытка. Обнаружение избытка свинца на ранней стадии поможет предотвратить серьёзные заболевания (например, нарушения активности сердечной мышцы, нарушения памяти и интеллекта).

Тест на обеспеченность свинцом.

Вопрос

Да (чел.)

%

Нет (чел.)

%

Часто ли вы находитесь в местах большого скопления машин?

60

100

0

0

Страдаете ли вы болями в сердце, учащенным сердцебиением, сердечной аритмией?

11

18

49

72

Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?

20

33

40

67

Часто ли вы ощущаете боли в животе?

23

38

37

62

Часто ли вы испытываете тошноту?

13

22

47

78

Замечаете ли вы за собой снижение работоспособности в последнее время?

9

15

51

85

По результатам анкетирования, большинство учащихся не страдает от избытка свинца. Однако существует группа риска, у которой наблюдаются некоторые проявления гиперэлементоза. Кроме того, в ходе опроса остро встала проблема о плохих экологических условиях, которые могут вызвать не только избыток свинца, но и различные заболевания.

Мы рекомендуем проводить меры профилактики среди учащихся с целью коррекции избытка свинца в организме. Например, использовать препараты кальция, магния, фосфора, цинка, железа, селена. Предложить школьникам по возможности чаще бывать на свежем воздухе, вдали от большого скопления машин.


ВЫВОДЫ

Выявление роли отдельных химических элементов в функционировании живых организмов (человека, животных, растений) - важная и увлекательная задача.

Усилия специалистов направлены на раскрытие механизмов проявления активности отдельных элементов на молекулярном уровне.

В ходе своей работы я провела опрос. Результаты анкетирования учащихся показали, что дефицит химических элементов проявляется даже у детей, считающих себя здоровыми. Однако если гипоэлементоз будет увеличиваться, то в дальнейшем могут проявиться и болезненные состояния. Основными источниками эссенциальных элементов для человека являются пищевые продукты и питьевая вода. Именно поэтому, для профилактики разного рода болезненных состояний человека, необходимо разнообразное, полноценное, сбалансированное питание.

Данное исследование интересно тем, что мы предлагаем методику самодиагностики гипоэлементозов, доступную школьникам среднего и старшего возраста, помогающую определить направление личной профилактики дефицита элементов, а, следовательно, предотвратить возможность возникновения различных заболеваний.

Данная работа доказывает, насколько важны химические элементы для организма человека, и как знания по химии, полученные на уроках можно применить в своей повседневной жизни.

Знания, полученные учеными в этом направлении, уже оформились в новую отрасль химической науки - бионеорганическую химию. Поэтому уместно напомнить слова выдающегося ученого XIX века А. Ампера: "Счастливы те, кто развивает науку в годы, когда она не завершена, но когда в ней уже назрел решительный поворот".

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Кнорре Д. Р., Мызина С. Д. — Биологическая химия: Учеб. для хим., биол. и мед. спец. вузов 3-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 2002.

2. Грязев В.А. Киви и другие культуры для лечебного питания. Сочи, 2005 г.

3. Губарева Л. И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека. Практикум для ВУЗов. М. Владос. 2003 г.

4. Краткая медицинская энциклопедия. Под ред. В.И. Покровского. М. 1994 г.

5. Могош Георге. Острые отравления. Медицинское издательство. Бухарест, 1984.

6. Николаев Л.А. Общая и неорганическая химия. М. «Просвещение», 1974 г.

7. Рохлов В.С. и др. Биология человека. М. 2000 г.

8. Скальный А.В. Микроэлементный человек. Ж. «Химия и жизнь» № 1, 2008

9. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

http://www.alhimik.ru/

http://ru.wikipedia.org/

http:// stolica-medikl.ru/