Файл: Анализ качества и конкурентоспособности продукции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рост объема выпуска за счет качества отражается через себестоимость, цену, прибыль и является объектом экономического анализа.

Влияние качества продукции на результативные показатели работы организации оцениваются с помощью показателей качества [8].

Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установлен­ные и предполагаемые потребности. Качество продукции является одним из факторов, способствующих увеличению выручки от продаж, повышению конкурентоспособности выпущенной продукции, а, следовательно, и конкуренто­способности организации в целом. Таким образом, анализ качества продукции является актуальным для организаций любых отраслей экономики.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Показатели качества характеризуют параметрические потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Столь широкая трактовка показателей технического уровня (производительность, габариты, показатели надежности, цена, эксплуатационные расходы и др.) и качества изделий приводит к их многообразию.

Например, номенклатура показателей, характеризующих технический уровень и качество морских и речных судов, содержит более 110 наименование.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например удельный вес:

– новой продукции в общем ее выпуске;

– сертифицированной и несертифицированной продукции;

– продукции, соответствующей мировым стандартам; экспортируемой продукции и др [9].

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

– полезность (долговечность, безотказность в работе);

– технологичность, отражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость и т. д.).

Косвенные показатели – это штрафы за недоброкачественную продукцию, объем и удельный веем забракованной продукции,
удельный вес прорекламированной продукции, потери от брака и др.

Таковы основные показатели качества и конкурентоспособности продукции в организации, расчет которых необходим для определения основных направлений повышения эффективности качества и конкурентоспособности продукции на любом предприятии [9].


1.3 Основные методики и направления анализа качества и конкурентоспособности продукции
Анализ качества и конкурентоспособности продукции проводится по многим направлениям.

Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной оценки [10].

На первоначальной стадии анализа качества продукции необходимо дать общую оценку выполнения принятого организацией задания и рассмотреть динамику выпуска сертифицированной продукции (СП) на основе оперативно-технического учета.

Качество продукции характеризуется следующими показателями: удельный вес (Ув) или коэффициент сертифицированной продукции (Кс) в общ1ем объеме выпущенной продукции (Оп) в действующих отпускных ценах организации (без НДС и акцизов) [11].

Удельный вес сертифицированной продукции, Ув, %, определяется по формуле
Ув = (СП:  Оп) Ч 100%; Кс = СП:  Оп,                 (1.1)
где СП – выпуск сертифицированной продукции, тыс. руб.;

Оп – общий объем выпущенной продукции, тыс. руб.;

Кс – коэффициент сертифицированной продукции.

Вышеуказанные показатели характеризуют долю сертифицированной продукции в процентах или уровень сертифицированной продукции в копейках на 1 руб. общего объема продукции (работ, услуг) [12].

Путем сопоставления фактического удельного веса или коэффициента сертифицированной продукции с аналогичными показателями за прошлый год или принятым заданием на текущий год можно дать оценку выполнения принятого задания по повышению качества выпущенной продукции или выявить изменение качества выпускаемой продукции по сравнению с прошлым годом.

Только в случае невыполнения организацией задания по выпуску сертифицированной продукции необходимо провести анализ номенклатуры сертифицированной продукции, для того чтобы установить, по каким видам продукции фактический объем выпущенной продукции не достиг планового уровня.

Необходимо также выявить причины изменения удельного веса сертифицированной продукции по сравнению с прошлым годом.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы, в том числе балльный.

Сущность балльного метода оценки состоит в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству [13].


Чаще всего в качестве планового показателя качестве принимается усредненный балл качества по аналогичной продукции, производимой организациями-конкурентами.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделий в сопоставимых условиях.

При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановым.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

– отношением количества продукции первого сорта к общему количеству;

– отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта:

Средний коэффициент сортности, Ксорт, рассчитывается по формуле
(1.2)
где ∑NiZi – стоимость продукции всех сортов, тыс. руб.;

∑NZ1сорт – возможная стоимость продукции по цене первого сорта, тыс. руб [14].

Оценка выполнения плана по качеству продукции производится также по удельному весу сертифицированных изделий, удельному весу забракованной и за рекламированной продукции.

Комплексный анализ отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей в организации системы представления информации о браке анализируются потери от брака как по организации, так и по конкретным изделиям и причинам.

Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки.

Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с данными предыдущих отчетных периодов, планом, аналогичными данными других родственных организаций [13].

Расчет влияния качества продукции на стоимостные показатели работы организации: выпуск товарной продукции, ∆NТ, тыс. руб., выручку от реализации продукции, ∆N, тыс. руб. и прибыль, ∆P, тыс. руб. – производится следующим образом:

(1.3)
где z0 и z1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества, тыс. руб.;

  – количество произведенной продукции повышенного качества, ед. 
(1.4)
где   – объем реализации продукции повышенного качества, ед.

где   – S0 и S1 – соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества, тыс. руб.

Если организация выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам рассчитать влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Средневзвешенная цена, Z, тыс. руб., определяется следующим образом.
(1.5)
Для расчета влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно также использовать способы, которые применяются при анализе структуры производства продукции.

Необходимо отметить, что качество продукции непосредственно связано с его потребительной стоимостью и прямо определяет границы и уровень удовлетворения потребности, для реализации которой она приобретается.

Качество продукции является фундаментом механизма конкурентоспособности продукции предприятия, причем относительно низкое качество не означает низкой конкурентоспособности. Более того, высокое качество – тоже не синоним конкурентоспособности [14].