Файл: Тема Прогнозирование и управление рисками с помощью информационных систем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Менеджмент в информационно-
коммуникационных технологиях
Тема 4. Прогнозирование и
управление рисками с помощью
информационных систем
Цели изучения темы:
- прогнозирование бизнес-процессов с помощью информационных систем;
- рисками предприятия с помощью информационных систем.
Задачи изучения темы:

Изучить методы анализа временных рядов.

Ознакомиться с методами технического анализа цен акций и курсов валют.

Ознакомиться с методами финансового анализа цен акций и курсов валют.

Оценить достоверность прогнозов. Изучить управление рисками с помощью информационных систем.

Освоить технологии защиты данных и основы информационной безопасности.
В результате изучения данной темы Вы будете
знать:

основные понятия прогнозирования и управления рисками;

возможности и функции информационных систем в техническом и финансовом анализе;
уметь:

выполнить прогноз бизнес процессов предприятия;

оценить риски предприятия.
Учебные вопросы темы:
1. Временной ряд. Анализ временных рядов.
2. Технический анализ.
3. Финансовый менеджмент в IT- компании.
4. Типы кибератак.
5. Технологии защиты личных данных и бизнеса. Основы информационной безопасности.
Основные термины и понятия, которые Вам предстоит изучить:

1. Временной ряд.
2. Анализ временных рядов.
3. Технический анализ.
4. Финансовый анализ.
5. Достоверность прогнозов бизнес-процессов.
6. Управление рисками предприятия с помощью информационных систем.
7. Технологии защиты данных.
8. Основы информационной безопасности.
Вопрос 1. Временной ряд. Анализ временных рядов
Временной ряд – это последовательность значений, описывающих протекающий во времени процесс, измеренных в последовательные моменты времени, обычно через равные промежутки.
Данные типа временных рядов широко распространены в самых разных областях человеческой деятельности. В экономике

это ежедневные цены на акции, курсы валют, еженедельные и месячные объемы продаж, годовые объемы производства и так далее.
Анализ временных рядов – это процесс применения методов статистики и машинного обучения для выявления закономерностей в структуре временных рядов и предсказания будущего поведения описываемых этими рядами систем.
Прогнозирование

предсказание будущих значений временного ряда.
Тренд

долговременная тенденция в данных (снижение или возрастание).
Тренд может быть линейным или нелинейным. В некоторых временных рядах может также наблюдаться изменение направления тренда (например, когда рост сменяется спадом).
Нерегулярная компонента ряда

эффекты случайных факторов («шум»).
Пример временных рядов 22 криптовалют представлен на рисунке 1.
Рис 1. Временные ряды курсов 22 криптовалют к доллару США.


Курс криптовалюты tether постоянен, так ка криптовалюта привязана к доллару США.
На рисунке 2 представлен курс криптовалюты биткоин к доллару США.
Рис 2. Курс криптовалюты биткоин к доллару США.
Подходы к моделированию временного ряда можно разделить на два направления:

моделирование неслучайной составляющей в совокупности;

разложение временного ряда на составляющие компоненты и моделирование значений каждой компоненты в отдельности.
Статистические методы прогнозирования делятся на алгоритмические методы и аналитические методы. К алгоритмическим методам относят методы простой и взвешенной скользящей средней. К аналитическим методам относят методы прогнозной экстраполяции на основе кривых роста в виде функций времени. В случае наличия сезонной или циклической компоненты во временном ряду проводят анализ периодических колебаний или спектральный анализ временного ряда.
Временные ряды классифицируют на стационарные и нестационарные.
Для анализа и построения прогноза по стационарному временному ряду используют особые методы: модели скользящего среднего (MA-модели), модели авторегрессии (AR-модели) или смешанные модели (ARMA) или модели проинтегрированного скользящего среднего и авторегрессии (ARIMA). Отдельное направление в прогнозировании – адаптивные модели прогнозирования. Кроме того, при изучении многофакторных временных рядов для построения прогноза могут использоваться обычные регрессионные модели с приведением временных рядов к стационарному виду.
Прогнозирование тесно связано с планированием и используется для эффективного принятия решений. Прогнозирование может дать ответ на вопрос: что вероятнее всего ожидать в будущем относительно исследуемого процесса или что необходимо сделать, чтобы достичь заданного состояния исследуемого объекта прогнозирования.
Стадии анализа временных рядов:
1) графическое представление и описание поведения ВР;
2) выделение и удаление закономерных составляющих ВР, зависящих от времени: тренда, сезонных и циклических составляющих;

3) выделение и удаление низко- или высокочастотных составляющих процесса (фильтрация);
4) исследование случайной составляющей ВР, оставшейся после удаления перечисленных выше составляющих;
5) построение математической модели для описания случайной составляющей и проверка ее адекватности;
6) прогнозирование будущего развития процесса, представленного ВР;
7) исследование взаимодействий между различными ВР.
Методы анализа временных рядов:

корреляционный анализ позволяет выявить существенные периодические зависимости и их лаги (задержки) внутри одного процесса (автокорреляция) или между несколькими процессами (кросс корреляция);

спектральный анализ позволяет находить периодические и квазипериодические составляющие ВР;

сглаживание и фильтрация предназначены для преобразования временных рядов с целью удаления из них высокочастотных или сезонных колебаний;

модели авторегрессии и скользящего среднего оказываются особенно полезными для описания и прогнозирования процессов, проявляющих однородные колебания вокруг среднего значения;

прогнозирование позволяет на основе подобранной модели поведения временных рядов предсказывать его значения в будущем.
Вопрос 2. Технический анализ
Технический анализ (ТА) — это изучение истории цен и торговых объемов с целью выявления закономерностей, на основе которых прогнозируется ценовая динамика. Технический анализ применим к любому активу с историей изменений цен в прошлом, включая криптовалюты, биржевые товары и акции.
Примитивные формы технического анализа появились в Амстердаме в
XVII столетии и в Японии в XVIII столетии. Современный ТА возник благодаря трудам американского журналиста
Чарльза
Доу, основателя издания The Wall Street Journal. Доу одним из первых заметил, что активы и рынки часто развиваются в рамках трендов, которые можно фрагментировать и подвергать анализу. На основе наблюдений он создал концепцию, известную как «Теория Доу».
Ключевые положения теории Доу:

Ценообразование обусловлено всем происходящим на рынке.
Все настоящие, прошлые и будущие факторы (спрос, нормативно- правовые изменения, ожидания участников рынка и т.д.) уже учтены в текущей цене актива и объеме торгов. Изучения динамики цены/объема достаточно для прогнозирования вероятного развития событий на рынке.

Главное - «что», а не «почему».
В центре внимания технического аналитика находится цена актива, а не различные переменные величины, производящие ценовое движение. Цена — отражение противоположных сил предложения и спроса, которые тесно связаны с эмоциями страха и жадности участников рынка.



Ценовые движения не бессистемны, а подчинены тенденциям.
Совокупность изменений баланса спроса и предложения за определенный промежуток времени формирует тренды (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные). Если спрос превышает предложение, возникает восходящий тренд, если предложение превышает спрос — нисходящий. Когда спрос и предложение уравновешивают друг друга, возникает боковой ценовой тренд (флэт).

История склонна повторяться.
Можно предсказать рыночную психологию, поскольку трейдеры стереотипно реагируют на схожие факторы.
Технический анализ используется преимущественно как инструмент прогнозирования ценового движения и поведения рынка, фундаментальный анализ — как метод оценки стоимости актива в соответствии с его потенциалом и контекстом.
Вопрос 3. Финансовый менеджмент в IT- компании
Вопросы финансового учета, планирования и бюджетирования

острая и актуальная тема для всех IT компаний. По мере роста компании денежные потоки сложно контролировать и становится очевидно, что нужен системный подход.
В зависимости от видов продуктов и услуг, которые производит компания, методология учета в IT компаниях может существенно отличаться. Заказная разработка ПО, выпуск коробочных решений, наличие технической поддержки, выпуск обновлений, использование лицензий сторонних разработчиков могут значительно влиять на признание доходов и расходов и cash management организации. Важным базисом для организации учета и бюджетирования является деление деятельности компании на проекты и распределение затрат (не формирующих себестоимость) на пул проектов, по заранее определенной методологии.
Модель заработка.
Во-первых, менеджменту и собственникам компании следует определить и утвердить модель заработка. То есть, чем компания будет зарабатывать деньги.
Это может быть производство коробочного решения, выпуск лицензий на использование, заказная разработка и т.д.).
Чаще всего компания будет иметь два и более вариантов получения выручки. В зависимости от видов выручки будет различаться и система налогообложения доходов (лицензии не облагаются НДС, техническая поддержка и продажа услуг включают НДС). Учитывая это, можно грамотно выстроить систему расходов, как тех, которые будут формировать себестоимость, так и тех, которые будут признаны затратами периода.
Себестоимость проекта и ценообразование.
Особенность большинства IT компаний в отсутствии большого количества основных средств. Это не завод, не производственная компания и основным активом являются люди, специалисты разработчики, лингвисты, тестировщики.
Именно их знания, умения и компетенции, выраженные в услугах для заказчиков

или продуктах, генерируют доход. От того, как компания управляет этим ресурсом, и зависит ее денежный поток и финансовое благополучие.
На российском рынке принято использовать одну из двух моделей ценообразования (Fixed Price или Time&Materials).
Первая модель – это традиционная модель проектной разработки, когда заказчик и менеджер проекта определяют в тех. задании весь объем работ, согласовывают фиксированный бюджет и точные сроки реализации проекта. В
Fixed Price (или FР) клиенты оплачивают конечный результат, а исполнитель – время своих разработчиков. В этом случае, если программисты проведут больше времени за разработкой, а бюджет не изменится, то прибыль компании снижается.
Поэтому, много зависит от умения менеджеров оценить трудозатраты. В любом случае, риски и форс-мажоры могут возникнуть в процессе реализации проекта.
Вторая модель – Time&Materials (TM) – это оплата заказчиком фактически затраченных ресурсов – времени разработчика.
С чего начать:
● определить стоимость работы каждого разработчика и прочих технических специалистов;
● спланировать сроки проведения работ;
● разбить проект на этапы: разработка, тестирование, ввод в эксплуатацию и другие;
● спланировать бюджет закупки оборудования (если требуется).
Техническое оснащения для расчетов себестоимости, планирования
бюджета, формирования управленческого учета:
● На первоначальном этапе для целей планирования и учета вполне можно обойтись возможностями MS Excel или Google sheets.
● По мере роста компании, руководству необходимо заняться автоматизацией процесса.
На сегодняшний день на рынке присутствует довольно большое количество специализированного ПО.
Оценка рентабельности проектов и бизнеса.
Грамотный учет и точное распределение времени по проектам позволит оценить рентабельность проекта. Основная проблема молодых компаний - это привязанность к учету только в деньгах, фактически по денежным потокам. Такой подход существенно искажает информацию по компании.
Правильнее делать расчет рентабельности как проекта, так и бизнеса в целом, не методом начисления (то есть, формировать отчет о прибылях и убытках проектов и компании), делать анализ платежеспособности компании в разрезе
Cash flow по проектам и понесенных затрат, а на основе баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств, производить комплексный анализ устойчивости компании.
Проектный учет методом начисления позволит разделить проектные доходы в составе общей выручки. А проектная себестоимость и ее факторный анализ покажут долю затрат на проект и причины экономии или перерасхода.
Данный подход позволит выделить убыточные проекты. Также, руководству будет понятно какие принять меры по сокращению потерь или пересмотру стратегии развития. Результатом анализа должны быть не просто в виде цифр, а в виде выводов компетентного специалиста, которые помогут принять верные управленческие решения.
Хорошим правилом будет разработка системы KPI как для проекта, так и для компании в целом. Контроль выполнения KPI даст гарантию прозрачности бизнеса для собственников и руководителей.
Расходы, не формирующие себестоимость.


Себестоимость, безусловно, является основополагающим фактором в получении приемлемой маржинальности по проекту, но помимо нее существует ряд затрат, планирование и учет которых, при формировании коммерческого предложения, также важен.
Маркетинг, затраты на продажу,
ФОТ административного и вспомогательного персонала, налоги, административно-хозяйственные, управленческие расходы, амортизация, проценты по кредитам и так далее, могут составлять значительную часть расходов. Полученную величину можно применить для определения минимально комфортной рентабельности проекта.
Контрольные точки и финансовые показатели.
Руководству компании важно выделять время на комплексный анализ текущих результатов по проектам. Важно, совместно с руководителями проектных команд, анализировать производственную и финансовую ситуацию по работам и по компании.
Себестоимость проектов: анализ реально понесенных затрат на проект.
Выявление проблемных проектов или участков работ.
Количество продуктивного времени и потерь (Время - деньги). Анализ финансовых показателей, в совокупности с производственными, даст понимание о ресурсной базе.
Для примера: списание на себестоимость большего количества часов разработчиков, чем запланировано, должно подтолкнуть руководство компании обратить внимание на компетентность штата разработчиков, принять меры по повышению уровня профессионализма работников, обучению, или необходимость пересмотреть методологию планирования производства работ по проекту.
Рентабельность проектов.
Контроль рентабельности проектов и бизнеса – необходим, на основе верного учета и планирования. Величина постоянных расходов бизнеса, как правило, статична и должна закладываться в маржинальность каждого проекта.
Руководство определяет приемлемый уровень рентабельности проектов и бизнеса.
Структура косвенных расходов: определяем, сколько денег потратили на аренду, развитие сотрудников, административный персонал и другие косвенные расходы.
Меры предотвращения косвенных расходов:
● Внедрение системы финансового планирования, учета и контроля.
● Периодический контроль уровня OPEX.
● Контроль минимальных значений рентабельности проектов.
● Активная работа с дебиторской и кредиторской задолженностями.
● Привлечение заемных средств.
● Привлечение инвестиций.
Вопрос 4. Типы кибератак
Российский рынок информационной безопасности в минувшем году вырос на
10% и достиг объема в $89 млрд. Большая часть спроса формируется бизнесом – в
2021 году, по данным IDC, только корпоративные заказчики вложат в системы защиты
$100 млрд.
Государство, также простимулирует рынок: в рамках программы «Цифровая экономика» правительство закажет у разработчиков
(преимущественно отечественных) пакет решений по защите персональных данных и платежных систем на сумму 30 млрд рублей. Вероятно, деньги будут вложены и в безопасность критической информационной инфраструктуры, на которую в минувшем году, по данным НКЦКИ, было совершено больше четырех миллиардов компьютерных атак.