ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Онтогенез детской речи
-
Изучите особенности онтогенетического развития детской речи и оформите результаты изучения в форме таблицы
| от 0 до 1 года | от 1 до 2 лет | от 2 до 3 лет | от 3 до 4 лет | от 4 до 5 лет | от 5 до 6 лет | от 6 до 7 лет | |
0 – 6 мес. | 6 мес. – 1 год | |||||||
Произношение звуков речи (в каком возрасте какие звуки произносит правильно, какие звуки в указанном возрасте не произносит, заменяет, на какие?) | Гуление , лепет | гласные звуки: а, о, у, и; некоторые согласные (м, п, б, к, г) | усваивает звуки: н, нь, т, ть, д, дь, ф, фь, г, гь, х, хь, сь, ц, ль, й На втором году жизни дети начинают активно произносить звуки э, ы, и, но твердые согласные у них звучат как мягкие – ть. дь, сь, зь. вук ц заменяется звуком ть или сь, звуки ч и щ – звуками ть и сь соответственно, звуки л и р – звуком ль или й, шипящие и твердые свистящие – ть, дь. | ы, э, л, с, з, ц, ж, ч, ш, различает твёрдые и мягкие согласные (т-ть, н-нь, с-сь и т.д.) К трем годам четко оформляется артикуляция губно-зубных: ф, ем фь, вь. | правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц; может наблюдаться смешение шипящих и свистящих звуков (шапка – "сапка", зонтик – "жонтик"). Правильно произносят гласные: Э, Ы. становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов. | Осваивает подгруппу свистящих и уже правильно произносит в речевом потоке звуки с, с`, з, з`, ц и более того дифференцирует их между собой. Правильно произносит звуки л, р, рь или эти звуки могут заменяться на л`или вообще отсутствовать. становление правильного звукопроизношения завершается | В это время наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому к пяти годам и шипящие звуки как правило произносятся правильно и дифференцированы в речевом потоке, уходит смягчение звуков (9] и (Щ. Многие дети осваивают звук [Л]. И только звуки [P] и [Р'] заменяются на (Л] и [Л'], либо [Л, либо опускаются, что считается физиологической нормой. Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. Ребенок легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук. | Ребенок правильно произносит все звуки родного языка |
Восприятие звуков речи на слух (дифференциация звуков речи) | происходит первичное развитие фонематического слуха | Различает слова, отличающиеся одной фонемой. | Понимает, когда ему читают, замечает неправильное произношение чужой речи, начинает замечать собственные ошибки | Дифференцирует все звуки | Звуковая сторона речи усвоена полностью | Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцирует на слух и в произношении | Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцирует на слух и в произношении | Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцирует на слух и в произношении |
Лексический запас (какие части речи имеются в активной речи ребенка в каком возрасте, их количество, объем пассивного и активного словаря в каждом возрасте) | Никак не проявляется | образование голосовых недифференцированных гортанных, глоточных, ротовых, губных шумов и отдельных неопределенных речевых звуков, лепетные слова из ударных слогов. | Появление различных частей речи: существительных, глаголов, качественных прилагательных, местоимений различных разрядов, наречий, крат. страд. причастий прош. врем., первых числительных. В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования вопросов типа «что это?», «как это называется?». Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы 23%, другие части речи 14%. Союзов нет. | Усвоение различных частей речи, в том числе служебных (предлогов, союзов) К трем годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Ребенок третьего года жизни овладевает диалогической речью и все чаще становится инициатором общения. Правильно употребляет предлоги: в, на, за, под. Образовывает названия детёнышей животных в единственном и множественном числе используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (без изменения основы): котёнок – котята, слонёнок – слонята, мышонок – мышата; | Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» неологизмы с использованием опускаются, приставок. Словарный запас 1000-2000 слов. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, все чаще встречаются наречия, местоимения, появляются числительные. Представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. | ≈1900 слов местоимения и наречия – используют сравнительное смешение (больше/меньше). служебные части речи – используют сложные союзы. В предложениях употребляются все части речи. Начинают активно пользоваться собирательными существительными. | В словаре 2500-3000 слов. Исчезают из слов перестановки слогов. Представлены все части речи. Правильно употребляет предлоги: в, с, со, из, между. | Ребенок дошкольного возраста употребляет до 4000 слов, из них много образных. И даже устойчивые выражения употребляет («без задних ног», «в поте лица» – иногда очень смешно слышать). Представлены все части речи, в том числе причастия и деепричастия. При их употреблении по по-прежнему возможны ошибки. Употребляет трудные формы родительного падежа существительных во множественном числе: карандашей, ягнят, помидоров; |
Грамматический строй (навыки словоизменения / по частям речи: род, число, падеж, вид, время…) (навыки словообразования) | Никак не проявляется | Никак не проявляется | К 2 годам - появление первых грамматических категорий (ГК): падеж, число сущ., время, число, лицо, родглагола. К 2 годам - первые Формообразовательные инновации: окказиональное конструирование основы глагола; | Усвоение плана содержания следующих ГК: рода и скл. существительных (муж. и жен. рода, 1 и 2 скл.), вида глагола. Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: - другие склонения: «стулов». ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, увеличительности, стулья); суффиксы принадлежности | Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении «на коне» Начинают появляться в активной речи слова-понятия: одежда, посуда и тд. | Появляются притяжательные прилагательные, а также сравнительная степень прилагательных. Употребляет глаголы повелительного наклонения: пиши, читай, играй, иди; | Согласовывает существительные с числительными два, пять в роде и числе: два лыжника – двое лыжников, пять лыжников – пятеро лыжников; Образовывает названия детёнышей животных и птиц в единственном и множественном числе: цыплёнок – цыплята, скворчонок – скворчата; | В речи детей от 6 до 7 лет отмечается регулярная повторяемость прилагательных со значением размера (большой, маленький, огромный, шечный, крохотный). При анализе речи детей от 6 до 7 лет выявляется более 40 прилагательных, употребляемых детьми для обозначения цвета. Употребляет трудные формы родительного падежа существительных во множественном числе: карандашей, ягнят, помидоров; Образовывает трудные формы повелительного и условного наклонения глаголов: спрячься, потанцуй, искал бы; |
Связная речь: | Никак не проявляется | закладываются основы в процессе эмоционального общения со взрослым. Выражает эмоции и чувства, слова начинают выражать предметы и действия, развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться активная речь. Ребенок начинает подражать звукам | Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов) К двум годам появляются односложные предложения. | Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами Развитие сложного предложения. Ребенка интересуют качественные характеристики предметов и причинно-следственные связи | Развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. | Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который | постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений. | В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере проявляется умение формировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища. |
Синтаксический строй речи (фразовая речь, типы предложений) | ||||||||
Навыки текстообразования (рассказы, пересказы) | Никак не проявляется | Никак не проявляется | Могут запоминать слова из песенок и коротких стишков. | Пересказы простых сказок и рассказов (часто - в эгоцентрической речи) Игровые квазидиалоги Синтаксические ошибки (неверное употребление предлогов, неверный выбор падежа в словосочетании) | Повторяют за взрослым рассказ из 3-4 предложений, составленных по игрушке, рассмотренной картины. Участвуют в драматизации отрывков знакомых сказок. | Могут пересказать простую сказку. Рассказ по картинке составлять не могут. | Могут составить рассказ по картинке или серии иллюстрацией, пересказать небольшую историю или сказку объемом 50 предложений. | Могут пересказать сюжет книги или фильма, составить увлекательный рассказ по картинкам. |
-
А.К.Маркова периодизация речевого развития -
Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов -
Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998 – 680 -
Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1979 – -
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999 — 160 с; ил.