Файл: Добровольность участия детейинвалидов в дистанционном образовании.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа 1.

  1. Опишите модели получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в регионе Вашего проживания (опираясь на статистические данные и данные из открытых источников)

Дистанционное образование детей-инвалидов в 2021 году осуществляется в Челябинской области в рамках реализации государственной программы Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018–2025 годы (утверждено постановлением Правительства Челябинской области от 28.12.2017 г. № 732-П «О государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018-2025 годы».

Основными принципами организации дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому, в Челябинской области являются:

- добровольность участия детей-инвалидов в дистанционном образовании;

- обеспечение конституционных прав граждан детей-инвалидов на получение общедоступного качественного общего образования путем интеграции традиционно организованного учебного процесса и дистанционных образовательных технологий;

- обеспечение условий детям-инвалидам для получения ими общего образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов с использованием элементов дистанционных технологий;

- адаптивность модели дистанционного образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей-инвалидов;

- создание условий для обеспечения охраны здоровья детей-инвалидов, участвующих в дистанционном образовании детей-инвалидов.

Детям-инвалидам, обучающимся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, во временное пользование предоставляются:

- специализированная компьютерная и периферийная техника;

- доступ к образовательным ресурсам сети Интернет;

- авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика;

- иные необходимые для организации дистанционного образования материальные ценности и методические ресурсы.

Участвовать в дистанционном образовании на добровольной основе имеют право дети-инвалиды, обучающиеся на дому по общеобразовательным программам общего образования, имеющие заключение (справку) лечебно-профилактического учреждения на обучение на дому и об отсутствии противопоказаний для длительной работы на компьютере, проживающие на территории Челябинской области.


ем не менее, в регионе около 30 тысяч детей с ограниченными возможностями. Для них также созданы другие форматы обучения.

Ресурсные классы в Челябинской области

Для детей с ограниченными возможностями созданы 50 специализированных школ с абсолютными специальными условиями, но без социализации с обычными детьми. Также в регионе есть 619 образовательных организаций, которые реализуют в той или иной степени инклюзивное образование, в них учится 43% детей с ОВЗ. Такой подход позволяет учиться особенным детям в общеобразовательном классе со сверстниками. Кроме того, в 175 школах региона отрыто 810 коррекционных классов. 

В Челябинске на базе 109 школы открыли ресурсный класс. В организацию обратились уже более сотни родителей с просьбой запустить еще инклюзивные классы в регионе. Кроме того, ряд школ уже выразили желание обучиться технологиям, которые применяются в школе № 109. Наличие специально оборудованного кабинета, использование технологий прикладного анализа поведения и индивидуальное тьюторское сопровождение уже помогли особым школьникам включиться в коллектив здоровых ровесников.
2. Подберите не менее 5 доказательств необходимости использования каждой модели организации обучения детей с ОВЗ
Модель комбинированной интеграции.

При применении данной модели дети с уровнем психофизического и

речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1–2 лица на равных воспитываются в массовых группах (классах), получая стабильную коррекционную помощь педагога-дефектолога особой категории (класса). Ребёнок регулярно находится в классе, где ребята отличаются от

него, и взрослые это понимают, но при данном непосредственно ребёнок с особыми образовательными потребностями чувствует себя наравне с ними.

При этом посещение коррекционно-развивающих уроков с педагогом- дефектологом может помочь отследить образующиеся проблемы при такой

интеграции и оказывать профессиональную помощь ребёнку. Для реализации этой модели нужен обычный класс и постоянное сопровождение педагога- дефектолога.

Модель частичной интеграции.

Частичная (фрагментарная) интеграция осуществляется в случаях, если

дети с проблемами в развитии еще отнюдь не достаточно готовы на одинаковых с обычными сверстниками условиях овладевать образовательным стандартом и посещают те занятия в общественной школе, содержание которых им открыто и соответствует их способностям, т.е. включатся в учебный процесс в обычной школе лишь на часть дня. В остальной период они пребывают на домашнем обучении либо обучаются в классе специальной (коррекционной) школы. Эта модель не учитывает постоянное наличие рядом с ребёнком учителя-дефектолога, однако при этом допускает обучение сразу в двух школах, специальной, где, бесспорно, имеются нужные ребёнку специалисты, и обыкновенной, где таких специалистов не имеется.


Минус этой модели в том, что ребёнку может понадобиться помощь профессионала в обычной школе, а также в том, что времени пребывания в обыкновенной школе в некоторых случаях бывает недостаточно для того, чтобы ребёнок почувствовал себя наравне с другими учащимися.

Модель временной интеграции.

При использовании данной модели все без исключения воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от степени психофизического

и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц с целью проведения различных мероприятий воспитательного нрава. Подобная модель считается своеобразным подготовительным шагом к более идеальной форме инклюзивного обучения. При этой модели включение ребенка с особыми образовательными способностями является самым кратковременным из числа других моделей инклюзивного образования. За такой короткий временной промежуток ребёнку трудно адаптироваться и ощутить себя комфортно, по этой причине при применении этой модели его должен постоянно сопровождать специалист-дефектолог. С другой стороны ребёнок не так долго находится в состоянии эмоционального напряжения от новых условий и новых людей вокруг.

Модель полной интеграции.

Эта модель характеризуется тем, что дети, согласно уровню психофизического и речевого развития соответствующие возрастной норме и

 психологически готовые к общей со здоровыми сверстниками учебе по 1–2 человека включаются в обычные группы детского сада либо классы школы.

 При этом они непременно должны получать коррекционную поддержку либо по месту обучения (к примеру, дети с нарушениями речи – в логопункте детского учреждения), или в группе временного пребывания специального детского сада или школы, либо в различных центрах (к примеру, дети с нарушенным слухом – в сурдологических кабинетах системы здравоохранения).

 Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья интегрируется в обыкновенный класс общественной школы на полный период обучения. Она более всего подходит детям с слабо проявленными, стертыми формами отклонений в развитии (например, нарушением речи по типу дислалии, сглаженными формами церебрального паралича). Эта модель является самой продолжительной по времени включения ребёнка в образовательный процесс обычной школы, а по факту наличия постоянной помощи специалистов эта модель напоминает характерные черты комбинированной интеграции, однако для полной интеграции свойственно присутствие специалиста непосредственно в месте обучения ребёнка.


Подводя итог и сравнивая все модели инклюзивного образования, можно сказать, что все они, несомненно, приносят пользу и являются необходимыми для развития инклюзии.

 При этом у вышеперечисленных моделей есть нечто общее, каждая из этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя- дефектолога, оказывающего помощь обычным педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями в группе здоровых обучающихся сверстников. Также важно подчеркнуть, что модель полной интеграции может быть эффективна лишь для части особенных детей, у которых наблюдается относительно высокий уровень психофизического развития. А вот частичная и особенно временная формы инклюзивного обучения целесообразно применять для подавляющего большинства детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, модель инклюзивного обучения нужно подбирать под каждого ребёнка индивидуально, исходя из его возможностей, а также не забывая учитывать для некоторых моделей наличие особых условий, оборудования, специального технического оснащения.
3. Разведите понятия «школы надомного обучения» и «семейное обучение». В чем заключаются особенности данных моделей обучения детей с ОВЗ?

Школы надомного обучения - это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является формой получения образования.

Семейное обучение — это форма получения образования вне школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»). 

Подразумевает самостоятельное освоение основной образовательной программы. Ответственность за качество обучения лежит на родителях.

Особенности надомного обучения заключается в следующем: при сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях. 


Особенности семейного обучения: это полноценная форма получения образования, наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций. Доступно всем. Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей. Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Вывод: надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем. Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим. Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу. Семейное и дистанционное смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ. 

4.Опишите особенности восприятия лиц с ОВЗ в обществе

В истории развития человеческой цивилизации отношение общества к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности выражалось в форме, манере обращения с ними и в характере тех социальных «полок» или «ниш», которые им отводились. Нередко эти представления можно различить во взглядах, представлениях современных людей. Остановимся на кратком описании таких «полок» или моделей (Wolfensburger, 1969).

«Больной человек». В соответствии с этой моделью лица с огра­ниченными возможностями - больные люди. Это означает, что человек рассматривается как объект лечения.

Не отрицая значимости медицинского обслуживания этих лю­дей, следует видеть, что в контексте образовательного поля при­рода ограниченных возможностей связана с затруднениями в обу­чении и социализации. Поэтому образовательные программы для таких лиц должны предусматривать не только и не столько уход и лечение, сколько обучение и развитие.Общество, полагающее, что человек с ограниченными возможностями - это больной, может предоставить ему только медицинскую диагностику, лечение и уход, исключая его из образовательного процесса.

Являясь для определенного этапа развития общества прогрес­сивной, эта модель стимулировала развитие научных исследова­ний клинического изучения причин и последствий нарушенного развития и возможных способов профилактики и лечения отдель­ных заболеваний, следствием которых является ограничение воз­можностей человека. Однако в современных условиях эта модель недостаточна, будучи сама по себе ограничителем возможностей человека с особыми потребностями.