Файл: Контрольная работа по дисциплине Теория и методика экологического образования дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Уже традиционными, но от этого не менее интересными и эффективными, являются работы проводимые на участке детского сада, где расположен огород, цветник, ягодник. На площадках можно выращивать различные породы деревьев, в том числе и плодовых. С удовольствием дети работают на огороде: вскапывают грядки, рыхлят, сажают картофель, лук, морковь, злаковые, цветы и охотно ухаживают за ними. Осенью они могут самостоятельно собирать урожай. Овощи. зелень можно использовать на корм питомцам. Это помогает воспитывать в детях доброту, учит их заботиться о питомцах. Никто не будет отрицать, что такое вот «детское огородничество» развивает и любовь к природе, и к труду.

Для воспитания заботливости хорошо организовывать коллективный труд. Например, изготовление кормушек для птиц, обновление скворечников к весне. Коллективный труд сплачивает ребят в их желании позаботиться о живых существах, объединяет их единой мотивацией оказать помощь, позаботиться о другом.

Одна из наиболее действенных форм природоохранной работы – участие в экологических акциях, оказывающих на детей большое воспитательное воздействие. Например, «Марш парков», «День Земли», «Чистюля», «Покормите птиц», «Посади дерево», «Елочка» и другие (из опыта детских садов). Цель этих акций привлечь внимание маленьких граждан к проблеме сохранения живой природы на примере оказания помощи охраняемым территориям (например, заповедникам, паркам), птицам, животным, растениям в на близлежащих природных территориях. Во время этих акций дети вместе со взрослыми учавствуют в весенних/осенних уборках, в облагораживании территории, в заботе о пернатых. Если нет возможности проводить такие мероприятия на городском, районном уровнях, то с неменьшей эффективностью такие природоохранные праздники можно проводить на территории детского сада, в прилегающих жилых дворах. Также можно предусмотреть различные призы, значки с тематическими эмблемами — это своеобразная благодарность за хорошо сделанную работу.это вызывает у детей радостное ощущение праздника, чувство собственной значимости и гордости за сделанную работу. Ведь они учавствуют в настоящих взрослых делах!

Очень интересным, впечатляющим и действенным способом природоохранной деятельности является посещения заповедников, парков, ботанического сада. Проводя экскурсии, всегда нужно уделять особое внимание природоохранному аспекту, отмечать положительное и отрицательное влияние человека на природу, вместе с ребятами стараться найти пути решения проблемы. Во время этих экскурсий дети учатся видеть, понимать природу, начинают осозновать какая опасность может грозить животным и растениям в современном мире, почему необходимо их беречь и охранять. Дети узнают как человек может влиять на состояние природы, как и чем он может ей помагать, оберегать. Кроме традиционных экскурсий по территории детского сада, в лес, в парк, можно, конечно же с родительской или спонсорской помощью, побывать на заводе утилизации бытовых отходов (если такой имеется в городе), где дети получат возможность увидеть, что можно сделать из обычных пластиковых бутылок, других бытовых отходов. Во время посещения ботанического сада можно (по договоренности с руководителем) проводить там тематические занятия: например “Северная природа”, “Растения жарких стран”, “Кактусы”, “Растения – хищники”. Дети получат возможность участвовать в занятиях по экологии непосредственно в оранжерее, осваивать теоретические знания и практические навыки общения с природой непосредственно в одном из главных объектов природоохранной деятельности человека.


Для привлечения внимания населения к экологическим проблемам можно устроить агитационную акцию: вместе с родителями и детьми разработать и распространять в микрорайоне памятки и агитационные листовки. Разрабатывать тексты листовок могут взрослые. а ребята сделают к ним рисунки.

Можно устроить экологический конкурс-выставку “Чистый город глазами детей”. На конкурс могут изготавливаться плакаты, рисунки, поделки из бросового материала, сочиняться стихи, сказки, листовки на природоохранную тематику. Это может быть организовано как домашняя семейная работа с последующим праздником в детском саду. Интересны будут конкурсы на темы “Вторая жизнь пластиковой бутылки”, “Конкурс экологических частушек”, “Осенний букет” и других. Ценность таких конкурсов заключается в том, что родители и дети объединяются одной идеей, становятся единомышленниками в деле защиты и охраны природы.

Еще одна форма экологического воспитания и пропаганды экологических знаний – экологический театр. Организовывается агитбригада, шьются костюмы, составляются тематические этюды, сценарии. Такая агитбригада может выступать и на родительских собраниях, и в других детсадах, школах, интернатах, в детских центрах. Данная работа оказывает большое влияние и на самих участников, и на их зрителей. Они получают мотивацию для активного участия в процессе защиты природы и улучшения экологической обстановки, появляется чувство озабоченности состоянием окружающей среды.

Подводя итог можно сказать что природоохранная деятельность может быть очень разнообразной, занимательной, увлекательной. Все во многом зависит от готовности и экологической образованности самого педагога (педагогического состава детского сада). Для детей длшкольного возраста очень важен образец подражения, достойноый пример. Одним из слагаемых успеха является установление отношений доверия и сотрудничества между воспитателями и воспитанниками, которые, не утомляя чрезмерной информацией детей могут эффективно влиять на повышение уровня их экологической культуры и нравственности. Огромную роль в процессе экологического восприятия играет и семья, как первоочередной источник формирования и закрепления всех навыков культурно-нравственного воспитания. Только доброжелательное, внимательное отношение родителей и близких к приобретаемым ребенком понятиям, чувствам, их положительный пример и активное участие в его природоохранной деятельности придадут ребенку уверенности, чувство значимости и правильности совершаемых им действий. А значит и закрепят и усилят его воспитывающуюся любовь к окружающему миру, его зараждающееся стремление оберегать природу, родной край, человество, планету Земля.


Заключение
Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него удивление, радость, восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учиться элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Список использованной литературы
1. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. Конспект занятий». - Изд.4-е.- М.: 2008.

2. Бабаева Т.И. «Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова [и др.]; под ред. Т.И.Бабаевой. - 2-е изд., переработанное». - СПб.: Акцидент, 1996.

3. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой: учебник для учащихся пед.училищ по специальности «Дошкольное воспитание». / С.А.Веретенникова. - М.: Просвещение, 1980.

4. Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет. сада / Н.Ф.Виноградова. – 2-е изд., доп». - М.: Просвещение, 1982.

5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Экологическая педагогика и психология». Ростов н/Д: Феникс , 1996.


6. Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации». / О.В.Дыбина. - М.: Мозаика - Синтез, 2008.

7. Залкинд Э. «Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд // Дошкольное воспитание». - 2010. - №1.

8. Зенина Т. «Экологическое воспитание / Т.Зенина // Дошкольное воспитание». - 2005.

9. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных: кн. для воспитателя дет. сада / Е.И.Золотова; под ред. Н.Ф.Виноградовой. – 2-е изд., перераб». - М.: Просвещение, 1988.

10. Козлова, С.А. «Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - 2-е изд., перераб. и доп». - М.: Издательский центр «Академия», 2000

11. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. / С.Н.Николаева». - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

12. Николаева С.Н. «Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. / С.Н.Николаева». - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

13. Осорина М.В. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». СПб.: Питер, 1999. глава 6, 7, 12-14.

14. Панов В.И. «Экологическая психология. Опыт построения методологии». М.: Наука, 2004.

15. Серебрякова Т.А. «Экологическое образование в дошкольном возрасте».- М.: Академия, 2008.

16. Ясвин В.А. «Психология отношения к природе». М.: Смысл, 2000.