Файл: Общая характеристика античной политикоправовой мысли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Т. Гоббс был убежденным противником всяческих революций. Поэтому после победы английской буржуазной революции и казни короля ему пришлось уехать в политическую эмиграцию в абсолютистскую Францию.

Т. Гоббс – основоположник механистического материализма. Математический (геометрический) метод он считал универсальным для всего научного познания. Его механистические воззрения выражаются во взглядах на природу государства. Т. Гоббс рассматривал государство как единый грандиозный механизм, Левиафан (огромное библейское морское чудовище). Верховная власть – душа государства. Судьи и чиновники – его суставы. Советники – его память. Законы – его разум и воля. Награды и наказания – его нервы и т.д.

Вслед за Г. Гроцием и Н. Макиавелли Т. Гоббс пытается исследовать природу человека и вывести из нее понятие государства. Основа природы человека, по Т. Гоббсу, – страх, вытекающий из человеческого эгоизма. Человек ищет всегда не общения, а господства над другими. По природе люди равны друг другу, поэтому в естественном состоянии каждый человек имеет право на все, а все борются друг против друга. Нужно выйти из естественного состояния в поисках мира (первый естественный закон Т. Гоббса). Из этого вытекает обязанность проявлять благодарность, прощать прошлые обиды, проявлять уважение к другим людям и т.д. (естественные и вечные законы Т. Гоббса). Гоббс подчеркивает незыблемость и всеобщность естественных законов.

Общественный договор заключается каждым с каждым. Посредством этого договора масса людей преобразуется в единое общество, образуя новое лицо, чья воля объединяет и выражает волю всех.

Государственная власть никем и ничем не ограничена, она стоит над гражданским законом и подобна человеческой душе в государственном теле. Власть государственного суверена является абсолютной. Подданные – рабы государства.


25. Учение о происхождении государства Дж. Локка. Значение политико-правовой концепции Дж. Локка.

Джон Локк (1632-1704 гг.) - английский философ, представитель эмпиризма и либерализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма.

Существенное влияние на социально-политические воззрения Локка оказали распространенные в Европе и получившие развитие у его предшественника Т. Гоббса. Концепции "естественного права" и "общественного договора". Однако Локк дал им свое толкование, во многом отличное от Гоббсовского (если Гоббс противопоставлял естественное право и естественный закон, то Локк отождествлял их).

Особенное значение, как самому первостепенному в жизни общества, Локк передавал праву собственности, понимая под собственностью соединение природных предметов с человеческим трудом. Именно труд определяет "мое", "твое" от общей собственности; собственность - нечто, неразрывно связанное с личностью.

О происхождении государства. В своём самом знаменитом труде «Два трактата о государстве» Джон Локк в первой его части критикует абсолютизм, а во второй приводит собственные идеи о государстве и естественном праве.Локк рассматривал государство как результат заключения общественного договора индивидов, прекращающее естественное состояние. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политические сообщества, учредить государство. Установление государства и есть переход к политической форме бытия людей, и он возможен только с помощью общественного договора.

Суть общественного договора Локк видел в добровольным отказе людей от некоторой части своих естественных прав в пользу создаваемого государства и замене моральных норм и обязательств политическими законами. Государству предписывается обеспечить: а) безопасность граждан; б) достижение ими общественного блага; в) реализацию свободы; г) охрану собственности.

О государственном устройстве и разделении властей. Создавая государство, общественным договором народ определяет объем прав, которые он ему вручает. Государству дается столько политической власти, сколько необходимо ему для обеспечения естественных прав и политических свобод своих граждан.


Локк однозначно выступает против абсолютизма. Он поддерживает идею разделения властей на исполнительную и законодательную. Ведущим принципом Локк считал принцип разделения властей. Согласно ему - верховная, законодательная, исполнительная и церковная власть должны были быть отделены друг от друга. Законодательная власть - это власть, доверенная народом избранному им парламенту. По мнению Локка, парламент должен быть двухпалатным (палата лордов и палата общин) для того, чтобы выражать интересы различных сословий. Парламент, издавая всеобщие законы, сам обязан неукоснительно следовать им. Исполнительная власть - эта власть, в введении которой должен находиться контроль за осуществлением принятых законов, защита на основе законодательства прав и свобод граждан, наказание преступивших закон, поддержание дипломатических отношений с другими государствами, реализация военной стратегии.

Главой исполнительной власти должен быть король, который возглавляет правительство, назначает судей и осуществляет "федеральную власть" - внешнюю политику. Локк настаивал на отделении церкви от государства, а государства от церкви. Церковная власть не может распространяться на гражданские дела. Государство имеет право вмешиваться в дела церкви только тогда, когда возникают религиозные явления, опасные для всего общества или несовместимые с законами и нормами морали, принятыми в данном государстве.

Локк говорит, что в естественном состоянии все люди равны. Однако важно подчеркнуть, что в концепции Локка правами наделены только взрослые особи мужского пола - представители знати и буржуазии. Неимущие не имеют прав. Локк объясняет это следующим образом: в естественном состоянии люди жили с помощью своего труда и вели натуральное хозяйство. Этот ход вещей поменяло появление денег. Вместе с их появлением возникло несправедливое распределение земли и возникло материальное неравенство. Так как люди добровольно согласились на введение денег, теперь, оказавшись неимущими, они не имеют право быть недовольными тем, что они не участвуют в политической жизни.

Кроме того, Локк обращает внимание на то, что люди, обладающие собственностью, обладают и разумом. А те, кто имеет политические права, должны быть обязательно разумны. То есть из имущественного неравенства вытекает неравенство в отношении разума и в отношении политической власти.     



Значение политико-правовой концепции Дж. Локка.

Свое политико-юридическое учение Дж. Локк из­ложил в труде «Два трактата о государственном правлении». Эта работа появилась как ответ на идеи Т. Гоббса о неограни­ченном характере государственной власти.

Социально-политическая доктрина Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой мысли и так­же основывалась на идеях естественного права и общественно­го договора, получивших у него существенно иное воплоще­ние. До возникновения государства люди, полагал Локк, пре­бывали в естественном состоянии, в состоянии полной свобо­ды и равенства.

Состояние равенства означает, что все люди от рождения имеют одинаковые права, по­лучают одинаковые природные преимущества, должны быть рав­ны между собой без какого-либо подчинения или подавления. Тем самым Локк обосновывает идею прав и свобод человека, суще­ствующих в догосударственном, естественном состоянии.

Но в естественном состоянии, рассуждал Локк, отсутству­ют органы, гарантирующие соблюдение прав и свобод, обла­дающие властью охранять законы, обуздывая нарушителей, способные беспристрастно разрешать споры между людьми. Чтобы создать такой орган и с его помощью обеспечить есте­ственные права, равенство и свободу, защиту личности и соб­ственности, люди соглашаются образовать политическое сооб­щество, учредить государство.

Локк определяет государство как совокупность людей, со­единившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебные инстанции, правомочные улаживать споры и наказывать преступников. Отличие госу­дарства от других организаций состоит именно в полноте его публичной власти , в праве дей­ствовать во имя общего блага и с этой целью издавать законы, применять силу сообщества для исполнения этих законов и за­щиты государства от нападения извне.
Добровольно создавая государство, люди определяют тот объем прав и полномочий, который они затем передают госу­дарству. Но о каком-либо полном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу госу­дарства Локк речи не ве­дет. Государство, по Локку, имеет столько власти, сколько ему нужно, чтобы обеспечить основные права граждан (вытекаю­щие из сущности естественного права) и политические свобо­ды подданных: право на жизнь, свободу, собственность и др. Но чтобы государство не вышло за отведенные ему рамки, оно должно быть организовано так, чтобы носитель власти тоже был под властью закона, ибо главная опасность для естествен­ных прав и законов проистекает прежде всего из привилегий носителей властных полномочий.


В качестве механизма, препятствующего узурпации власти и предотвращающего возможность её деспотического использо­вания, Локк высказал мысль о проведении разделения властей. Представления Локка о принципах распределения, связи и взаимодействия отдельных слагаемых единой государственной власти составили основу рождавшейся в XVII веке доктрины буржуазного конституционализма и парламентаризма.

Обоснование Локком естественных прав – права на жизнь, свободу и собственность – принесло ему славу основателя ли­берализма. Его тройственная правовая формула вошла во мно­гие раннебуржуазные конституции, из нее развилось более диф­ференцированное содержание «прав и свобод человека», сфор­мировался новый политико-юридический идеал: идеал обще­ства, в котором каждый человек с самого начала признается в качестве труженика-собственника. А стремление Локка огра­ничить деятельность государства охранительными функциями положило начало идеям правового государства.



  1. Учение Дж.Локка о формах государства и его концепция разделения властей. Формы злоупотребления властью и право на сопротивление.

Дж. Локк, годы жизни 1632-1704 гг., теоретик естественно-правовой школы, один из основоположников классического политического либерализма.

Формы государства

По мнению Дж.Локка, древним государствам было свойственно единовластие. Связано это с привычкой, сложившейся в естественном состоянии, повиноваться воли отца. Монархия наиболее простая форма государства, и она соответствовала простоте жизни людей. Функции государства были просты и ограничены, а люди сами по себе весьма добродетельны. Не было оснований для злоупотребления властью и для серьезных конфликтов между людьми. Царил золотой век человечества. Длился он недолго: «Когда честолюбие и роскошь последующих веков стали удерживать и увеличивать власть, не делая того, ради чего эта власть была дана, и при помощи лести приучили правителей иметь собственные и отдельные от народа интересы, тогда люди соч­ли необходимым более тщательно изучить происхождение и права правительства и найти способ ограничить беззакония и предотвратить злоупотребление той властью, которую они передали в другие руки лишь ради своего блага, но которую стали использовать им во вред» (с. 327).