Файл: Из чаши мудрости испей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КГУ «Шонжынская школа - лицей №1»

Краткосрочный (поурочный) план
Русский язык

Раздел 3

Жизненные ценности

ФИО учителя:

Валиева В.З.

Дата

28.11.2021

Класс: 5Е

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Тема урока:

Из чаши мудрости испей

Цели обучения, в соответствии с учебной программой

5.1.1.1 понимать основное содержание текста, определяя главную информацию.

5.2.5.1формулировать вопросы, отражающие отношение к тексту


Цели урока:

- излагать основное содержание текста.

- узнать о том, как в казахском ауле в сознании детей формировали понятие о связи поколений, воспитывали уважение к старшим;

- сформулировать вопросы к тексту;

- изобразить генеалогическое древо своей семьи; написать эссе-рассуждение.

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

ресурсы

Начало урока


  1. Приветствие._Целеполагание.'>Приветствие. Целеполагание.

На доске записана тема урока.

  • Чем отличаются слова «чаша» и «чашка», «пить» и «испить»?

  • К каким стилям речи они относятся?

  • Как вы понимаете выражения «чаша мудрости» и «испить из чаши мудрости»?

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Учитель корректирует ответы учащихся, объявляет цели урока.

Приветствие

Участие в беседе

Ф.О. Комментарий учителя





Середина урока


  1. Лексическая разминка.

Задание.

  1. Подбери синонимы к словам 1 группы из слов 2 группы.

  2. Составь с одной парой синонимом предложение с однородными членами.

  3. Укажи слово, которое является в русском языке омонимом. Приведи примеры.




интересный

доверие

Родина

надежный

родник

кладовая

Отечество

вера

хранилище

ключ

увлекательный

верный



  1. Дополните синонимические ряды подходящими словами из текста:

  • Родимый, родной, родительский… (отчий)

  • бегло, отчётливо…

  • с детства, с малых лет, с пелёнок…

  • норма, правило, закон…

  • наизусть, по памяти…

  • похититель, вор…

  • хитрость, приём…

- Все ли слова вам знакомы?


  1. Работа с текстом.

Судьба человека изначально закладывается отчей землёй, где он родился и вырос. Важно при этом пропустить через свою душу то, что взял у неё подобно пчеле, собирающей мёд.

Помню детство: аксакалы, наблюдая за играющими ребятишками, принимались подзадоривать их:

- А ну-ка, кто без запинки назовёт своих предков до седьмого колена?

Детвора вмиг стихала, и каждый усердно перечислял имена своих предков. Позднее я понял: в этой стариковской уловке крылся глубинный смысл. Так сызмальства в наше сознание вкладывали понятия и собственном происхождении, о связи поколений, учили различать ближнюю и дальнюю родню. Ещё ребёнком я знал назубок: «Я из рода Шекер. Мой отец – Турекул, отец Турекула – Айтмат, отец Айтмата – Кимбильди… Мой дед Айтмат был мастером на все руки: и плотник, и кузнец, и прекрасный портной».

Аул живёт по своим вечным канонам. Наиболее значимый из них, в основе которого лежи уважение к старшим, и есть знание своих предков до седьмого колена. Но суть ещё и в том, что каждый должен поставить себя в будущем в ряду этих семи отцов – каково ему будет во мнении потомков? Допустим, внук конокрада! Наверно, не очень завидно…

Мы росли, впитывая от старших эту простую и строгую народную мудрость.

(По книге-диалогу Ч. Айтматова и М. Шаханова «Исповедь на исходе века»)

Задания:

  1. Прочитайте текст. Подберите заголовок. Определите тему или основную мысль отражают подобранные заголовки, приведите доказательства: тема (о чём говорится в тексте), главная мысль (что хотел сказать автор).

  2. Учащиеся используют полезные фразы, данные в учебнике;



ПИШЕМ

Сконструируйте предложения по схеме (закрепление навыка постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении).

Докажите, что данный текст – рассуждение. Из чего состоит рассуждение? Выделите основные компоненты в тексте.
Домашнее задание.

Напишите эссе-рассуждение на тему «Изучая предков, мы изучаем самих себя».

Критерии оценивания:

  1. создаёт текст-рассуждение согласно предложенной теме объёмом 50-60 слов;

  2. выделяет структурные части (введение, основная часть и заключение);

  3. соблюдает логическую последовательность рассуждения (тезис, доказательства, вывод);

приводит интересные факты из жизни семьи;

Подбирают синонимы к словам, определяют омонимы


Подбирают синонимы к словам из текста

Критерий оценивания:

- Составляет и записывает 3 предложения, выражая в них своё отношение к содержанию текста Дескрипторы:

- читает текст;
- определяет основную мысль;

- определяет тему текста;

- выражает свое отношение к тексту.
Возможные ответы:

  1. Основа одного из наиболее значимого канона – уважение к старшим.

  2. Значимый канон – знание своих предков до седьмого колена.

  3. Мой дед Айтмат – мастер на все руки.


Учащиеся работают в группах. Используя цветные маркеры, они выделяют разными цветами структурные части текста (вводная, основная, заключительная), что позволяет визуально представить их. Учащиеся находят в тексте предложения, в которых заключены основная мысль, доказательства, вывод. Свой устный ответ они строят в форме рассуждения. Отдельным учащимся, нуждающимся в поддержке, можно предложить полезные фразы:

Например:

  • Текст представляет собой … Почему?

  • Это можно доказать так…; в тексте можно выделить…; во-первых, …; во- вторых… Следовательно,


Ф.О. (само- и взаимооценивание).


Учебник «Русский язык», 5 класс,

Доска


Конец урока


  1. Итог урока.

- Чему был посвящен наш урок? Что нового вы открыли для себя сегодня? Охарактеризуйте ваши впечатления от урока одним словом и поясните свой выбор.

  1. Рефлексия «Жесты рукой»

Оцените свою работу на уроке при помощи жестов.

  • Большой палец вверх – если на уроке работалось легко и всё получилось,

  • вбок – если удалось не всё,

вниз – если было трудно.