Файл: Влияние военнопатриотических клубов на становление подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
готовые помочь с накопившимися проблемами, наставить на правильный путь. По мере проведения занятий или мероприятий, подросток «впускает» в свою жизнь людей, которые становятся ему друзьями, в особенности люди, которые уже набрались жизненного опыта. Именно поэтому военно-патриотические клубы являются неотъемлемой частью в становлении подростка.

Военно-патриотические клубы играют важнейшую роль в современном российском обществе. Они занимаются воспитанием молодёжи на здоровых основах и готовят резерв для Вооруженных Сил. В связи с этим необходимо поднять государственную и общественную поддержку молодёжного военно-патриотического движения на новый качественный уровень.6

Рожденный в эпоху всеобщего идейного поражения, переживший эпоху низвержения всех идеалов, «военно-патриотический клуб» показал себя очень удачной формой молодежного воспитания, не имеющей аналогов в других странах. Сегодня пришло время самым тщательным образом изучить эту форму, обобщить многолетний опыт работы для того, чтобы придать делу развития военно-патриотического воспитания молодежи новый импульс.

Рассматривая такое явление, как «военно-патриотический клуб», хотелось бы остановиться на некоторых аспектах, которые имеют очень важное значение в настоящее время.

На сегодняшний день не существует единой методической базы для военно-патриотических клубов. Каждый клуб или группа клубов пользуются своими собственными учебно-методическими наработками, в основе которых лежат разные армейские, спортивные учебные программы. Специфичность этой ситуации привела к необычайному расцвету творчества в области учебно-методической базы военно-патриотических клубов.

Первые клубы в нашей стране появились в середине 1970-х годов, они действовали на базе обществ ветеранов Великой Отечественной войны. Но расцвет их деятельности пришелся на вторую половину 1980-х годов. Тогда из Афганистана стали возвращаться офицеры и солдаты, для которых война обнажила не только собственную совесть, но и многочисленные недостатки в системе допризывной подготовки молодежи в СССР. Ветераны-афганцы без каких-либо указаний сверху, повинуясь своему чувству долга, не имея никаких особых взаимных договоренностей, создали уникальную систему военно-патриотического воспитания, в основу которой легли любовь к Родине, Армии и своим детям, лучшие армейские методики и боевой опыт войны в Афганистане. Появление военно-патриотических клубов стало своеобразным ответом самой лучшей части нашего офицерского корпуса на всеобщее равнодушие и ханжество, захлестнувшие наше общество и армию.
7

Таким образом, военно-патриотический клуб смог соединить в себе спортивную секцию, лучшие формы армейской подготовки и идейно-патриотическое воспитание. Все это объединялось высокой идеей воинского служения своему народу и стране, что, в конечном итоге, рождало в молодом человеке чувство жертвенной любви к Родине.

Хотелось бы также добавить, что среда военно-патриотического клуба воспитывает в молодом человеке чувство товарищества, коллективизма, трудовые навыки и основы экологического сознания.

Рассматривая военно-патриотический клуб как общественное явление, невозможно обойти стороной то огромное общественное значение, которое имеет подобная форма воспитания молодежи.

Прежде всего, необходимо указать на то, что система военно-патриотических молодежных организаций стоит в первых рядах в борьбе за физическое и нравственное здоровье подрастающего поколения. Во многом благодаря деятельности военно-патриотических клубов мы имеем некоторое количество призывников, способных и желающих встать на защиту нашей страны. С другой стороны, выполняя тяжелую и крайне важную задачу воспитания молодежи, военно-патриотические клубы решают еще одну проблему военно-государственного характера, а именно – занимаются подготовкой резерва для Вооруженных Сил.

Система военно-патриотических клубов, не имея серьезной государственной поддержки, занимается решением двух важнейших, имеющих государственное значение вопросов. Это воспитание подрастающего поколения и подготовка резерва для армии и флота.

Выводы по первой главе

  1. Военно-патриотический клуб – значимая ступень в становлении подростка.

  2. Военно-патриотические воспитание играет немало важную роль для развития ценностей современного подростка.

  3. Преподаватели военно-патриотических клубов становятся для подростков опорой и поддержкой, которую необходимо получить развивающимся личностям.

  4. В России начинают возобновляться клубы, давно утратившие свою деятельность.

  5. В настоящее время в России действуют 5,5 тысяч клубов.


2 Особенности влияния военно-патриотических клубов на становление современного подростка


2.1 Методика исследования влияния военно-патриотических клубов на становление подростка

Социализация – емкий процесс, учитывающий разнообразные факторы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие». Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание — один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Формирование патриотического мировоззрения у курсантов в Военно-патриотическом клубе заключается в создании таких условий - 8 - воспитания, при которых курсант осознает важность уважения к своей Родине, и большой, и малой, важность уважения к своим соотечественникам, к семье, друзьям, коллегам, землякам, к истории своего края, своей страны, к ее обычаям и устоям, то есть развитие у него патриотических чувств, гордости за свою малую Родину и за большую Страну, готовности и умения защищать как себя, своих близких, так и свое государство.

Исходя из вышесказанного, можно определить проблему исследования: военно-патриотический клуб является составной частью становления подростка, так как помогает определить важнейшие цели и ценности в жизни.

В соответствии с обозначенной проблемой можно выделить объект исследования, им выступает социологический опрос среди молодежи возраста 14-21 года.

Предметом исследования являются социализационные ресурсы военно-патриотических клубов. Благодаря правильной подготовке подростков, патриотическим клубам получается воспитать в подростке не только патриотические ценности гражданина, но и многие другие, необходимые для развивающейся личности.

Целью данного исследования является задача осуществить социологический анализ влияния военно-патриотических клубов на становление подростка.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) изучить социализацию как процесс становления личности.

2) изучить военно-патриотические клубы как факторы социализации подростков.

3) методика исследования влияния военно-патриотического клуба на становление подростка.

4) провести социологический опрос по теме: «Военно-патриотический клуб в становлении подростка», выявить главное особенности.


Гипотезой исследования выступает предположение, что военно-патриотический клуб является составной частью правильного становления подростка, оказывая влияние на его дальнейшие ценности.

В рамках исследования проводится интерпретация основных понятий. Она состоит из теоретической интерпретации терминов, которые отражают содержание исследования, и операционализации основных понятий, которая отражает основные вопросы исследования.

Интерпретация основных понятий включает в себя раскрытие содержания следующих терминов:

Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста.

Военно-патриотический клуб (также детско-юношеский военно-патриотический клуб, сокр. ДЮВПК) — общее наименование некоммерческих общественных организаций, занимающихся патриотическим воспитанием молодёжи, подготовкой к службе в вооружённых силах, пропагандой здорового образа жизни и т. п.

Социализация – емкий процесс, учитывающий разнообразные факторы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие».

Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д.

Воспитание — один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности.

Операционализация основных понятий представлена в следующей таблице:

Таблица 1. Операционализация основных понятий

Критерии

Показатели

Индикаторы

Кем себя в большей степени ощущает подросток, как относится к службе в рядах вооруженных сил

Кем считает себя подросток

Номинальная шкала

Как относиться к службе в рядах вооруженных сил РФ

Номинальная шкала

Оценка уровня гражданственности подростка

Номинальная шкала


Оценка уровня военно-патриотического воспитания и вовлеченности подростка

Необходимо ли уделять больше внимания военно-патриотическому воспитанию

Номинальная шкала

Участвовали ли респонденты в каких-либо мероприятиях, проводимых клубами

Номинальная шкала

Факторы, влияющие на возрождение патриотизма

Номинальная шкала

Осведомленность о деятельности военно-патриотических клубов

Факторы, влияющие на развитие истинного патриотизма

Номинальная шкала

Кто должен заниматься военно-патриотическим воспитанием

Порядковая шкала

Какие клубы знакомы

Порядковая шкала

Состоит ли подросток в каком-либо клубе

Номинальная шкала

Участие в мероприятиях

Порядковая шкала

Время уделяемое на участие в мероприятиях, проводимых клубами

Порядковая шкала

Что дает участие в мероприятиях

Порядковая шкала


Опрос проводился среди подростков 14-21 года, в виде электронной анкеты, из 15 вопросов, 8 вопросов из которых с 1 вариантом ответа, 2 вопроса с 3-мя вариантами ответа и 5 открытых вопросов.

В опросе принимают подростки в возрасте от 14 до 21 года, так как именно они являются главными показателями того, как влияют клубы на подростка, какие прививают ценности, как помогают в процессе становления. Вопрос насчет возраста я разбила на категории: 14-16, 17-18 и 19-21. Возраст от 14 до 16 лет, тот возраст когда подросток только начинает взаимодействовать самостоятельно с различными организациями, возраст от 17 до 18 лет, когда на его пути есть предстоящие или текущие преграды, такие как сдача экзаменов, и серьезная школьная подготовка, а возраст от 19-21 года, тот возраст когда молодые люди уже в полной мере осознают свои ценности, выбирают свой жизненный путь на ближайшие годы.

В возрасте от 14 до 21 года подростки переживают основные жизненные трудности, с которыми им необходимо справиться, и с которыми им могут помочь справиться.

Именно военно-патриотические клубы могут помочь с данными проблемами.

Таблица 2 – Распределение выборки респондентов в соответствии с гендерными группами, в абс. значении и в %

Пол

В абс. значении

В %

Женский

22

57,7

Мужской

30

42,3

Всего

52

100,0

Таблица 3 – Распределение выборки респондентов в соответствии с полным кол-ом лет, в абс. значении

Кол-во полных лет

В абс. значении

В %

14-16

9

17,3

17-18

29

55,8

19-21

14

26,9

Всего

52

100,0