Файл: Тема Типология культуры Выполните задание в соответствии с вариантом. Выбор.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 3. Типология культуры

Выполните задание в соответствии с вариантом.

Выбор варианта:

Фамилия начинается на букву

Вариант

А-К

2

Л-Я

1


Вариант 2.

Задание 1. Приведите примеры культурных форм (мотивов, образов, стилей, произведений), перешедших из элитарной культуры в массовую и наоборот – из массовой в элитарную.

Массовая культура - связана с индустрией развлечений, ориентирована на большинство, не требует специальной подготовки. Её примеры - футбольные матчи, поп-музыка, литература для лёгкого чтения, сериалы.

Народная культура - её произведения не имеют конкретных авторов. Часто эту культуру называют фольклором. Сюда относятся пословицы и поговорки, народные сказки и песни, в том числе частушки, народные костюмы и украшения к ним, заговоры, обряды (сжигание зимы), игры (ручеёк), былины.

Элитарная культура - "для избранных", более возвышенная, чем массовая. Она рассчитана на узкий круг лиц, требует очень высокого духовного, нравственного и интеллектуального развития. Её нельзя назвать лёгкой и развлекательной, она серьёзна по своей сути и учит вечным ценностям. К элитарной культуре относятся опера, балет, произведения писателей-классиков (Толстого).

1) связи между народной и массовой культурой (например, сюжеты и мотивы старинных русских былин стали основой для создания мультипликационных фильмов о трёх богатырях; мелодии народной ирландской музыки используются в творчестве рок-группы Ю-ту; народный орнамент и этнический стиль в одежде широко используются современными модельерами и т. д.);

2) связи между элитарной и массовой культурой (например, камерная классическая музыка может исполняться в популярной аранжировке; оперные арии часто исполняются на концертах поп-певцами и т. д.);


3) связи между народной и элитарной культурой (например, многие стихотворения великих поэтов прошлого и современности содержат фольклорные мотивы (творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Бродского), композиторы используют фольклорные мотивы при создании классических произведений (творчество М. Глинки)).

Задание 2. Прочитайте статью Ю.М. Лотмана «Несколько мыслей о типологии культуры» и на ее основании заполните таблицу различий между бесписьменной и письменной культурами.


Показатели

Дописьменная культура

Письменная культура

Тип текста

Устная речь (рассказы, легенды, придания)

Письменность (тест)

Отношение к тексту

Своеобразие мифа в том, что он сочетал в себе как реальные знания и наблюдения, так и фантазию, вымысел, веру.

Сохраняют для коллектива память о тех поступках, представлениях и эмоциях, которые соответствуют данной ситуации.

Тип знака

мифологическиий

память

Связи между знаками

Считалось, что Солнце и Луна - это символы дня и ночи, света и тьмы, воскресения и умирания. Звезды и планеты символизируют небесную охоту. Символика мифа со временем получила свое воплощение в числах и геометрических фигурах.

Исключительные события, т.е. события единичные или в первый раз случившиеся, или же те, которые не должны были произойти, или такие, осуществление которых казалось маловероятным. Именно такие события попадают в хроники и летописи, становятся достоянием газет.

Отношение ко времени

Одни и те же образцы, стереотипы воспроизводились, передавались икаменная скульптура;- наскальная живопись;- глиняная посуда.з поколения в поколение. т 50 - 20 тыс. лет до н. э. до конца 4 тыс. до н. э.

Формируются на рубеже 4 - 3 тыс. до н.э.- Появление письменности было связано с усложнением социальной жизни, возникновением первых государств, развитием разделения труда...

Выбор действия

Образец поддерживался ритуалом. Ритуалы, магические действия, обряды совершались регулярно, постоянно и в них вовлекались все члены рода, любого возраста и пола.

Для письменного сознания характерно внимание к причинно-следственным связям и результативности действий: фиксируется не то, в какое время надо начинать сев, а какой был урожай в данном году.